Page 1

1    2

СУДЬБЫ ИТАЛЬЯНСКИХ КАТЕРОВ

        Операция  по доставке  продовольствия и боеприпасов на осажденную Мальту у англичан получила   кодовое   название "Пьедестал". В итальянских источниках она именуется просто "августовским сражением сорок второго года". Ну а военные историки считают прорыв в августе 1942 года конвоя из 14 тяжело нагруженных транспортов под охраной более чем 50 боевых кораблей разных классов центральным событием войны на Средиземном море.
        С 10 августа, когда эта армада начала свое движение от Балеарсхих островов на восток, она подвергалась непрерывным атакам итало-немецкой авиации и подводных лодок. От торпедного удара фашистской лодки U-73 погиб авианосец "Игл", от ударов с воздуха - транспорт "Дюкелион" и эсминец "Форсайт", был тяжело поврежден авианосец "Индомитебл".
        12 августа в 19.00 в районе порта Бизерты главные силы повернули на запад, и дальше конвой должен был идти до Мальты под охраной всего лишь четырех крейсеров и двенадцати эсминцев.
        Не прошло и часа, как крейсера "Нигерия" и "Каир" торпедировала итальянская подводная лодка, одновременно торпедой был поврежден танкер "Огайо". "Каир" пришлось затопить, а "Нигерия" ушла в Гибралтар. От неожиданных ударов суда конвоя сбились в кучу, и в это время над ними появились немецкие самолеты, которым удалось пустить на дно два транспорта и один тяжело повредить. В суматохе воздушного налета другая итальянская подлодка повредила крейсер "Кения".
        В полночь конвой, усиленный крейсером "Карибдис" и двумя эсминцами, обогнул мыс Бон и пошел на юг вдоль . тунисского побережья.
        13 августа в 1.20 ночи на крейсере "Манчестер" (см."М-К" № 8 за 1980г.) раздался сильнейший взрыв, разворотивший корму и выведший из строя все четыре гребных вала. Так начались атаки торпедных катеров, базировавшихся на острове Пантелерия.  До восхода солнца десять катеров - 8 итальянских   (MAS 552, 553, 554, 556, 557, 564, МS 26 и МS 32) и 2 немецких (S30 и S36) провели в общей сложности пятнадцать атак. Первая завершилась уничтожением "Манчестера" - к пяти часам утра стало ясно, что он не сможет дать ход, и его пришлось затопить. В 2.10 тяжелые итальянские  торпедные катера МS 26 и МS 32 добили поврежденный ранее немецкой авиацией транспорт "Гленорчи". Из его экипажа удалось спасти всего 8 человек. А затем во время ночных атак были пущены на дно транспорты "Санта Элиза", "Альмерия Лайкс" и "Уэйранги". В 5.08 от попадания торпеды буквально взлетел на воздух начиненный  боеприпасами транспорт "Уэймарама". С восходом солнца немецкие самолеты вновь устремились на поредевший конвой. В результате лишь пять судов, два из которых еле держались на плаву, пришли вечером 13 августа в Ла Валетту на Мальте.
        Подводя итоги "августовского сражения", итальянское командование не преминуло отметить успех торпедных катеров, на долю которых выпало пять из тринадцати уничтоженных в ходе операции английских кораблей. Это как будто подтверждало правоту  флота, уделявшего огромное внимание развитию класса торпедных катеров в предвоенные годы. Но дальнейший ход войны показал, что общие боевые удачи итальянских катерников далеко не соответствовали числу построенных в этой стране катеров и такое никогда больше не повторилось.
        В самом деле, в отличие от большинства других   стран-победительниц первой мировой войны Италия единственная не пренебрегла своим удачным опытом боевого использовани торпедных катеров (см. "М-К" № 2, "М-К" № 3 за 1986 г.) и продолжала исподволь совершенствовать этот класс боевых кораблей. Поначалу работа велась не очень интенсивно: первые четыре малых скоростных катера, заказанные в 1923 году фирмам СВАН и "Бальетто" - MAS 423, 424, 426 и 430,- были спущены на воду лишь через 6 лет, в 1929 году. На следующий год одновременно с их вводом в строй верфи "Бальетто" заказали еще два малых скоростных катера MAS 431 и 437 и три - MAS 432 - МАЗ 434 - верфи СВАН.
Малый торпедный катер MAS 430, Италия,1929 г.
Заложен на верфи СВАН в 1923 году, спущен на воду и сдан флоту в 1929 году. Водоизмещение 13,755 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 1500 л. с., скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 16 м, ширина 3,25 м, среднее углубление 1 м.   Вооружение:
два торпедных аппарата, два пулемета, пять глубинных бомб. Построена 1 единица.
        В начале 30-х годов стало ясно, что водоизмещения 11-14 т недостаточно для торпедных катеров, предназначенных для действий в закрытых морях. Поэтому решили увеличить эту цифру до 20- 25 т. И в 1936 году ряду фирм выдается задание на проектирование и постройку торпедных катеров увеличенного водоизмещения. Львиная доля заказов достаетс фирме "Бальетто", которая на протяжении 1936 - 1941 годов построила более 70 малых скоростных катеров. В 1936 году - восемь MAS 502 - MAS 509 и два MAS 511 - MAS 512, в 1937-м   - тринадцать MAS 513 - MAS 525, в 1938 - 1939-м - десять MAS 526 - MAS 535, в 1939-м - шестнадцать MAS 536 - MAS 551, в 1940-м - два MAS 451 (143), MAS 452, в 1941-м - три MAS 552 - MAS 554 и двадцать один MAS 555 - MAS 576. Еще два катера такого типа построили фирмы "Пичиотти" - MAS 501 и ЦРДА - MAS 510. Развивая скорость порядка 40-42 узлов и неся примерно одинаковое вооружение: пулеметы, торпедные аппараты и глубинные бомбы, - эти катера имели водоизмещение   порядка 20 - 28 т.
Торпедный катер MAS 451, Италия, 1940 г.
Построен верфью "Бальетто" в 1940 году. Водоизмещение 20 т, суммарна мощность двух бензиновых моторов 2000 л. с., скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 18 м, ширина 4 м, среднее углубление 1,3 м. Вооружение: два торпедных аппарата, один 13,2-мм пулемет, шесть глубинных бомб. Построено 2 единицы.
Торпедный натер MAS 501. Италия, 1936 г.
Построен фирмой "Пичиотти" в 1936 году. Водоизмещение 20,7 т, мощность двух бензиновых двигателей "Изотта-Фраскини" 2000 л. с., скорость хода 42 узла, длина 17 м, ширина 4,7 м, среднее углубление 1,3 м. Корпус деревянный. Вооружение: два 13.2-мм пулемета, две торпеды калибром 450 мм.
Катер MAS 501 стал прототипом серии (76 единиц) торпедных катеров, строившихся в 1937-1941 годах различными итальянскими фирмами. Водоизмещение от 21 т (MAS 502) до 28 т (MAS 555). Длина от 17 до 18,7 м, ширина от 4,4 до 4,7 м, осадка от 1,3 до 1,5 м. Последние катера, начиная с MAS 552, имели стальные корпуса. Энергетическая установка та же, что и на MAS 501, но на нескольких катерах дополнительно было установлено по два 70-сильных бензиновых двигателя экономического хода "Альфа-Ромео". Вооружение всех катеров серии одинаковое: один 13,2-мм пулемет, две 450 мм торпеды и 6 глубинных бомб. Экипаж от 9 до 13 человек.
        Одновременно с разработкой малых быстроходных катеров итальянцы вели исследования и эксперименты по созданию тяжелых торпедных катеров. В 1937 году вступил в строй экспериментальный катер "Стефано Турр" с корпусом из алюминиевого сплава, приводимый в движение четырьмя дизелями. Однако он не оправдал возлагавшихся на него надежд и 27 апреля 1941 года, через несколько дней после того, как в руки итальянцев попали югославские торпедные катера, был исключен из списков флота.
Большой экспериментальный торпедный катер "Стефано Турр", Италия, 1936 г.
Экспериментальный катер с корпусом из алюминиевого сплава. Заложен в 1935 году, спущен в 1936 году, сдан флоту в 1937 году. Водоизмещение 59 т, суммарная мощность четырех  дизелей 3000 л. с., скорость 30 узлов. Длина наибольшая 32 м, ширина 5,95 м, среднее углубление 0,86 м. Вооружение: четыре торпедных аппарата, три 13,2-мм пулемета, двенадцать глубинных бомб.
        Эти катера поставлялись в Югославию в 1936 - 1939 годах немецкой фирмой "Люрсен" и считаются первыми торпедными катерами, построенными в Германии (в Вегезаке) после первой мировой войны. По их  образцу впоследствии создавались известные немецкие "шнельбуте" типа S. После того, как в ходе быстротечной балканской кампании югославская армия капитулировала перед вермахтом, итальянские части по следам своего союзника вышли на далматинское побережье и здесь захватили шесть катеров - "Орджен", "Велебит", "Динара", "Триглав", "Сувобор" и "Рудник". Два же катера - "Каймаккалан" и "Дурмитор" - прорвались на Мальту.
        Изучение этих катеров, получивших в итальянском флоте обозначения MAS ЗД - MAS 8Д, - показало, что немцам удалось создать образец тяжелого торпедного катера гораздо более удачный, чем "Стефано Турр". Последний был исключен из списков флота, а верфь ЦРДА в Монфальконе получила заказ на выпуск катеров по образцу югославских немецкой постройки. С января по июль 1942 года фирма сдала флоту 18 тяжелых торпедных катеров типа MS 1 серии (MS 11 - MS 36). Бывшие югославские катера получили новые обообозначения МS 41 - MS 46. Это были корабли водоизмещением 62 - 63 т, которым три бензиновых мотора суммарной мощностью 3450 л. с. сообщали скорость 33 - 34 узла. Их вооружение состояло из двух торпедных аппаратов, двух-четырех 20-мм автоматов и 12- 20 глубинных бомб. С октября 1942 года фирма начала сдачу восемнадцати катеров MS II серии (MS 51 - MS 76) с усиленным торпедным вооружением. Предполагалось, что за "мотосилуранти" II серии последуют еще 10 катеров III серии, а также три 105- и шесть 120-тонных катеров этого класса. Но события развивались иначе...
        В 1942 году возникла острейша потребность в противолодочных катерах, которым в предвоенные годы итальянцы не уделяли достаточного внимания.

Next page
Back