Page 1

1    2

НЕУДАЧНИКИ ФЛОТА МИКАДО

        Днем 14 мая 1945 года два американских   торпедных   катера РТ-335 и РТ-343 уже в который раз медленно проходили вдоль
берега залива Давао у Филиппинских островов. Командир отряда капитан Эрисон  неотрывно  в бинокль вглядывался в побережье, пытаясь заметить хоть какие-то признаки присутствия японцев. Он знал, что где-то здесь находится убежище легких сил вражеского флота, иначе откуда было взяться торпедному катеру, потопившему четыре дня назад прямо на якорной стоянке небольшой американский транспорт. В мангровых зарослях мелькнул просвет. Сомнений нет - это тщательно замаскированный проход. Оба катера на малых оборотах проскользнули в небольшую бухту. Катерникам показалось, что их опять постигла неудача. Однако на этот раз им повезло, противник был обнаружен. Шесть находившихся здесь японских катеров были так искусно замаскированы, что заметить их даже с расстояния в сто метров можно было только в бинокль. За считанные минуты из 40-мм орудий американцы уничтожили два катера н взорвали береговые склады боеприпасов и бензохранилище. На следующий день атаку повторили, потопив остальные катера. Так закончилась одна из немногих попыток японцев использовать свои боевые катера - пожалуй, наиболее пассивной и бездеятельной части их военно-морского флота.
        Создание военной техники в Японии перед второй мировой войной шло в двух направлениях. С одной стороны, японским кораблестроителям принадлежали новые, зачастую оригинальные и неожиданные технические решения, такие, как необычные обводы корпусов крупных военных кораблей, подводные лодки, оснащенные гидросамолетами для действии у побережий США и Панамского канала,  "торпедные крейсера" "Китаками" и "Ои", которые несли по 40 (!) торпедных аппаратов. С другой стороны, в странах Европы и США закупались единичные экземпляры орудий, пулеметов, самолетов,  а затем скрупулезно, во всех подробностях их повторяли на  военных заводах. Так, в частности, японцы обзавелись легким зенитным вооружением для флота - 13,2-мм пулеметами и 25-мм пушками, которые скопировали с разработанных в 20-30-е годы образцов французской фирмы "Гочкис". При этом они не соблюдали никаких авторских и патентных прав, так что к концу 30-х годов в эту страну стали очень неохотно продавать образцы нового вооружения, даже в единичных экземплярах.
        Обе тенденции наблюдались и в создании и постройке боевых катеров. В 20-30-х годах их массовое производство налажено не было - военное руководство готовилось к агрессивное войне на океанских просторах, где катера вряд ли могли найти применение. Только основательно увязнув в войне с Китаем, территория которого пересечена большим количеством судоходных рек, японцы почувствовали  необходимость в боевых средствах, которые могли бы обеспечить им господство на этих реках.
        Начало японскому москитному флоту было положено в 20-е годы покупкой в Англии четырех знаменитых 55-футовых торпедных катеров СМВ фирмы "Торникрофт", получивших обозначение "Найкатей" (моторный катер), до конца 39-х  годов они использовались в основном для испытаний в Инженерном училище флота в Йокосуке. А в 1938 году на реках Китая появились первые японские боевые катера двух типов:"19-метровые" ("Найкатей № 3") и "15-метровые" ("Найкатей № I") . Первые перестраивались из экскурсионных судов. В качестве двигателя использовался авиамотор с воздушным винтом, сообщавший 10-тонному кораблю скорость 19 узлов. Установка этого мотора на пилоне не требовала много времени, кроме того, он не увеличивал осадку, что позволяло избежать повреждения винтов о дно. Вооружение № 3 состояло из одного пулемета, "13-метровые" катера имели такое же водоизмещение и вооружение, но были уже специальной постройки. Некоторые из них также снабжались воздушным винтом, а остальные - обычной винтовой установкой, позволявшей развивать скорость всего 11 узлов. Малая эффективность двигателей давала о себе знать до конца войны.
Речной сторожевой катер "Найкатей № 1", Япония, 1938 г.
Строились серийно в 1938-1939 годах для действий на реках Китая. Водоизмещение 10 т, мощность двигателя 120 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 15 м, ширина 3,3 м, среднее углубление 0,6 м. Корпус деревянный. Вооружение: один  пулемет калибра 7,7 мм или 13,2 мм. Всего построено 40 единиц.
        В 1940 году японцы построили свой первый экспериментальный  торпедный катер с деревянным корпусом V-образного сечения глубиной 2,1 м. Но он не был включен в состав флота и не получил официального номера и названия. Одновременно в Италии фирма "Бальетто" специально для Японии построила двухреданный быстроходный торпедный катер, близкий по своим данным итальянским торпедным катерам типа MAS 451. Помимо основных, на нем устанавливались еще и два крейсерских двигател - автомобильных мотора "Альфа-Ромео" по 50 л. с. Чтобы выбрать прототип для крупносерийного строительства, провели большие сравнительные испытания, в которых участвовали два этих катера и захваченный у Китая новый вариант уже знакомого японцам   английского   "55-футового" СМВ.
        Скорость итальянского катера, получившего обозначение Н-1, достигала 50 узлов при  мощности  двигателей 2300 л. с. В 1941 году, к окончанию испытаний, мощность этих двигателей снизилась до 1840 л. с., были сняты и крейсерские автомобильные  двигатели, не удовлетворившие японцев эксплуатационными качествами, заменили исходное вооружение: один 13,2-мм пулемет и две 450-мм  торпеды на две 20-мм пушки, два 7,7-мм пулемета и две глубинные бомбы. Именно этот образец и взяли за основу для постройки еще восьми единиц типа Н-2 на верфи в Йокосуке в 1943 году.
        Однако основой для большинства боевых катеров послужил японский экспериментальный катер.  Первые шесть единиц типа Т-1 мало чем отличались от прототипа, их водоизмещение составляло 17 т, длина 18,3 м, ширина 4,3 м, осадка 0,65 м. Двигательна установка - два бензиновых мотора типа 94 по 900 л. с., а также крейсерский двигатель мощностью 60 л. с. Вооружение состояло из двух 450-мм торпед или шести глубинных бомб и двух 7,7-мм пулеметов, экипаж - 7 человек.
        Японский план ведения военных действий в Тихом океане предусматривал быстрый захват так называемого "периметра обороны", включавшего почти все острова Тихого океана, с последующим возможно долгим их удержанием. Для обороны баз и островов  торпедные и артиллерийские катера становились все более и более необходимыми, и в течение 1943 года их производство широко разворачивается. На верфях Йокосуки, Йокогамы, Майдзуру, Сасебо и Куре оперативно строятся серии торпедных катеров Т-23, Т-25, Т-31 - Т-39 и артиллерийских Н-35, Н-38 и Н-61. Все эти катера, в сущности, были построены по одному проекту, лишь серии Т-23, Т-31, Т-32, Т-33, Т-37 и Н-38 отличались от прочих деревянных стальными корпусами. Вооружение торпедных катеров, состоящее из двух 457-мм торпед, могло заменяться шестью глубинными бомбами и одним крупнокалиберным пулеметом или 25-мм зенитной пушкой. На артиллерийский вариант устанавливалась  строенная установка тай же 25-мм зенитки и дополнительно 4 глубинные бомбы. Водоизмещение различных серий в полном грузу колебалось от 24 до 26 т, в зависимости от типа вооружени (артиллерийские катера были несколько тяжелее) и от двигательной установки.
        Наладка массового производства корпусов не составила значительной трудности для японской судостроительна промышленности, однако отсутствие достаточного количества специальных бензиновых моторов препятствовало введению катеров в строй. И тут японцы начали широко, хотя и не всегда удачно, импровизировать. Так, на ТК первой серии был установлен один двигатель (вместо двух по проекту!) типа 91 мощностью 450 л. с., который обеспечивал максимальную скорость всего в 17 узлов.

Next page
Back