Page 1

1    2

КАТЕРА-ДИВЕРСАНТЫ

        Обстоятельства гибели британского крейсера "Йорк" трактуются историками по-разному. В одних источниках утверждается,
что он  потоплен германской авиацией, в других указывается ина причина - успешные действия итальянских диверсантов. Что же все-таки произошло на самом деле!
        В ночь с 25 на 26 марта 1941 года итальянские эсминцы "Криспи" и "Селла", подойдя на 10 миль к побережью острова Крит, спустили 6 маленьких суденышек, которые уверенно направились к бухте Суда и, преодолев на малой скорости три линии боновых заграждений, остановились. Их водители устроили короткое "совещание", чтобы распределить едва видимые во тьме цели. Взревели пущенные на полную мощность двигатели, и менее чем за полминуты катера прошли оставшиеся 200-300 м. Один за другим прогрохотали мощные взрывы. "Йорк", с полностью затопленными котельными отделениями и носовым турбинным отсеком, сел на грунт, а рядом горели танкеры. Они стали первыми жертвами итальянских взрывающихся катеров из состава так называемой "10-й флотилии MAS".
Эскадренный миноносец - носитель взрывающихс катеров "Франческо Криспи", Италия, 1941 г.
Водоизмещение:  стандартное  955 т, полное 1450 т. Мощность двух турбин "Белуццо" 36 000 л. с., скорость хода 35 узлов. Длина наибольша 84,9 м, ширина 8,6 м, среднее углубление 2,7 м. Вооружение: шесть взрывающихс катеров типа MTM, две спаренные установки 120-мм орудий, два 40-мм автомата, два 13-мм пулемета, два спаренных торпедных аппарата калибра 533 мм.
Всего в 1925-1927 годах построено 4 единицы: "Криспи", "Селла", "Рикасоли" и "Никотера". "Криспи" и "Селла" в 1941 году использовались как носители для взрывающихся катеров, а два других проданы Швеции.
        С начала 30-х годов дуче и его соратники всерьез решили  превратить Средиземное море в "итальянское озеро". Но экономика Италии не позволяла создать флот, достойный ее противников, и взоры военно-морского руководства обратились к морским диверсионным средствам. В состав соединения, названного для сохранения секретности "10-й флотилией MAS" (торпедных катеров), вошли управляемые торпеды, взрывающиеся катера, а также боевые пловцы - диверсионные группы аквалангистов.
        Первые два экспериментальных взрывающихся катера, получившие обозначение МАТ, были испытаны в 1936 году. Фирма "Бальетто" взяла за основу проекта обыкновенную туристическую моторную лодку с реданным корпусом водоизмещением чуть меньше 1 т и длиной 4,7 м. Винт и руль выполнили в виде подъемной поворотной колонки - как у обычного подвесного мотора - для удобства преодоления заграждений. Автомобильный двигатель "Альфа-Ромео"  мощностью 95 л. с. обеспечивал скорость 32 узла. В носовой части помещался заряд ВВ весом 330 кг с взрывателями двух типов - ударным и гидростатическим. Посередине корпуса проходила лента из пороховых зарядов небольшой мощности. Взрывающиеся катера предназначались для ночных атак стоящих на якоре кораблей. Хотя наведение на цель было делом несложным, оно требовало от единственного члена экипажа большой выдержки. Преодолев боновые и сетевые заграждения, окружающие стоянку кораблей противника, он задавал нужное направление, закреплял руль и давал полный ход, после чего можно было покидать катер. Но предварительно требовалось сбросить деревянную доску, служившую до того спинкой сиденья, и успеть на нее взобраться, потому что эта доска являлась единственным средством спасения. При попадании в борт вражеского корабля срабатывал ударный взрыватель, кольцевой заряд разрывал корпус посередине, и носовая часть, достигнув определенной   глубины, подрывалась гидростатическим взрывателем в самом уязвимом месте цели - ниже броневого пояса и противоторпедной защиты. На   испытаниях   переоборудованный в мишень старый крейсер "Куарто" после попадания в него экспериментального катера МАТ мгновенно затонул.
        Убедившись в действенности нового оружия, итальянцы приступили к серийному производству катеров под обозначениями MTM и MTP. Но вскоре проект был изменен: увеличены размеры и изменена форма корпуса, убран редан и усилена палуба. В результате заказ 1938-1939 годов был выполнен только к началу 1941 года, а через три месяца упомянутая атака в бухте Суда завершилась удачей.
        Но новые боевые средства обладали и рядом существенных недостатков. Так, незначительным оказалс запас хода, и использовать катера без специальных кораблей-носителей оказалось невозможно. К тому же у них была слишком малая мореходность. И главное - слишком большому риску подвергался водитель при атаке. Поэтому дальнейшее развитие морских штурмовых средств пошло в Италии по другому пути.
        Четыре катера типа MTS водоизмещением   всего  1,7 т,   построенные в 1940 году фирмой "Бальетто", представляли собой настоящие миниатюрные торпедные корабли. Экипаж состоял из 2 человек. При длине деревянного V-образного корпуса 7,2 и ширине 2,1 м они несли все тот же 90-сильный двигатель "Альфа-Ромео", из-за чего их скорость едва достигала 28 узлов. Две 450-мм торпеды сбрасывались через кормовой срез хвостовой частью вперед, как на первых английских торпедных катерах СМВ времен первой мировой войны.
        Небольшая скорость и равна всего 90 милям дальность были явно недостаточными, и, кроме первых четырех опытных образцов, MTS уже не строились. В большую серию был запущен модернизированный вариант - MTSM, со значительно большим водоизмещением - около 3 т. Скорость возросла до 32 узлов за счет установки второго мотора, но при этом осталось место только для одной торпеды. Вооружение усилили двумя глубинными бомбами весом по 50 кг; сбрасываемые у борта корабля противника, они повреждали рули, винты и незащищенную подводную часть корпуса. MTSM использовались также для скрытой доставки боевых пловцов: в этом случае вместо торпеды на борт брали трех диверсантов-подводников.
        Закономерным   развитием MTSM стала последняя серия малых торпедных катеров типа MTSMA: их водоизмещение увеличилось до 3,65т, что при тех же двигателях вызвало падение скорости до 29 узлов. Вооружение дополнили пулеметом - мера скорее психологического свойства: экипаж не должен был ощущать себя расстреливаемой целью. Вес глубинных бомб возрос до 70 кг. Устанавливалась также примитивна дымовая аппаратура, так называемый "дымовой бак". Из 100 MTSMA, заказанных в 1943 году, до капитуляции Италии была построена лишь небольшая часть этих суденышек.
Взрывающийся катер МТМ, Италия, 1941 г.
Водоизмещение: 1 т, бензиновый двигатель "Альфа-Ромео" мощностью 95 л. с., скорость хода 33 узла. Длина наибольшая 5,6 м, ширина 1,9 м. Вооружение - заряд ВВ весом 300 кг в носовой части.
Всего построено 28 единиц.
        Успехи торпедных диверсионных катеров были скромными: из боевых кораблей они потопили только английский эскортный миноносец "Эридж". Впрочем, после первого успеха возле острова Крит и взрывающиеся катера потеряли одно из главных преимуществ, связанных с применением нового вида оружия, - неожиданность. К англичанам попал один из MTM, не сработавший во время атаки в бухте Суда. Это помогло им сделать все возможное, чтобы следующая операция итальянских диверсионных частей - атака английской базы на острове Мальта в июле 1941 года - полностью провалилась. Ни одному из МТМ не удалось войти в бухту: их обнаружили прожекторами и расстреляли из пулеметов и "бофорсов", а утром британская авиация довершила разгром, потопив остальных "диверсантов" и буксировавшие их торпедные катера MAS 451 и MAS 452. Из всех атакующих на базу вернулась лишь яхта-носитель "Диана".
        Неудачными были и действи 10-й флотилии против советского флота в Крыму в мае - декабре 1942 года. Она произвела лишь несколько безрезультатных атак катерами типа MTSM советских судов и кораблей, в том числе лидера "Ташкент". Зато в воспоминаниях командира итальянского диверсионного соединения немало места занимают описания "налетов" на окрестные кукурузные поля, охоты на зайцев и препирательств с немецкими "союзниками"...
        Итальянские фашисты не слишком охотно делились военными секретами с фашистами германскими, но все же немцам удалось ознакомиться с новым оружием. После капитуляции Италии в их руки попали катера МТМ и MTSM. Адмиралам немецкого флота пришлась по душе иде достижения заметных успехов на море незначительными силами, и уже через год в боях участвовали "шпренгботы"   "Линзе" собственного производства.
        Германский вариант почти полностью повторял  итальянский проект МТМ: примерно те же размеры, мощность двигателя, скорость и очень похожее устройство.

Next page
Back