Page 1
1    2
КАТЕРА ДЛЯ ОТКРЫТОГО МОРЯ

        Первый трансатлантический  переход больших охотников типа SC, переданных Советскому Союзу в счет поставок по ленд-лизу, начался довольно неожиданно. 10 сентября 1943 года, когда четыре таких катера вышли из Ки-Уэста, у берегов Флориды на них внезапно обрушился   девятибалльный   шторм. Командир одного из кораблей, шедшего под американским флагом, сообщил по радио, что больше не может держаться в море, и ушел на ближайшую базу, предложив остальным последовать его примеру. Однако ни гигантские волны, ни шквальный ветер не смогли заставить команды этих катеров изменить курс, чтобы отстоятьс в удобной и безопасной бухте. На их мачтах развевались советские военно-морские флаги,  поднятые всего два месяца назад...
        Весь маршрут - сначала до Исландии, а затем через Норвежское и Баренцево море в Мурманск - отряд сопровождала непогода. "В один из моментов шторма огромная волна подняла охотник на своем гребне - обнажились патрубки выхлопа газов двигателей и, как говорят механики, "прихватили" воздух. Моторы заглохли. Корабль понесло прямо под форштевни идущих рядом тральщиков... Но прошло несколько томительных секунд, и снова послышался грохот двигателей - мотористам быстро удалось их запустить. Наш охотник снова занял свое место в строю", - вспоминает участник этих событий контр-адмирал Б. В. Никитин.
        Труден был переход  через океаны для столь небольших кораблей, однако советским морякам удалось благополучно провести на Северный и Дальневосточный флоты все полученные в США охотники. Отметим,  что одна из немногих аналогичных попыток американцев пересечь океан закончилась трагично: по пути в Северную Африку шесть из восьми охотников погибли во время шторма. Эта потеря вынудила американцев отправлять такие противолодочные корабли  через  Атлантику только на транспортных пароходах...
        К середине 30-х годов, когда почти ни у кого не оставалось сомнений, что новая мировая   война не за горами, американские силы противолодочной обороны находились в более чем плачевном состоянии. В их составе было не более десятка кораблей  массовой постройки времен первой мировой войны. Предполагалось, что в случае необходимости строительство малых судов для обнаружения и уничтожения подводных лодок   можно развернуть оперативно и широко. И в 1937 году такой момент настал,   был объявлен конкурс на лучшую конструкцию большого и малого катеров-охотников  за подводными лодками, в котором приняли участие частные фирмы и государственное управление кораблестроения.
        В числе находившихся тогда в строю немногих противолодочных кораблей были 4 катера  "110-футового"  типа, сконструированные капитаном Суоссеем еще в 1917 году. В свое врем - к концу первой мировой войны - их насчитывалось около 500 единиц. Они и были взяты в качестве прототипа малого охотника. Но, хотя первое место в конкурсе по этому типу катеров разделили две фирмы: "Ладерс Марин Констракшн" и ЭЛКО, по проектам которых построили   катера SC-449 и SC-450, наиболее интересной конструкцией был признан проект все того же Суоссе - представителя управления кораблестроения. Его катер SC-453 стал образцом для постройки одной из самых крупных серий боевых кораблей второй мировой войны.
        Новый "110-футовый" был несколько шире своего предшественника и имел значительно большее водоизмещение - 136 т в полном грузу вместо 85 т. Наиболее значительное новшество - установка двух "дирижабельных" дизелей "панкейк" мощностью по 1200 л. с. каждый, обеспечивающих скорость 22 узла вместо 18 у старых SC и 16 узлов у "премированных" катеров частных фирм.
Противолодочный катер SC-1075, США, 1941 г.
Водоизмещение стандартное 121 т, полное 136 т. Длина 33,8 м, ширина 5,2 м, осадка 1,9 м. Суммарная мощность двух дизелей 2400 л. с., скорость хода 21 узел. Вооружение: один 40-мм автомат, три 20-мм автомата, два реактивных бомбомета "Маустрап", два обычных бомбомета и бомбосбрасыватель. Всего построено 435 единиц, из них 74 передано по ленд-лизу СССР (получили обозначение БО-1).
БОЛЬШОЙ ОХОТНИК БО-2 "КИРОВЕЦ" (проект 122а), СССР, 1944 г.
Разработка проекта большого охотника БО-2 началась в конце 1936 года. Головной корабль - "Артиллерист" - был заложен в конце 1939 года, однако до начала Великой Отечественной войны вступили в строй всего два корабля. По результатам их испытаний рабочая документация подверглась корректировке, и крупносерийное строительство охотников началось уже во второй половине 1941 года. Всего до окончания войны от промышленности было принято 17 кораблей, причем их строительство продолжалось и после, до конца 40-х годов.
Водоизмещение серийного охотника 240 т, длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м, суммарная мощность трех отечественных дизелей типа 38-НРН-8 или американских "Дженерал моторс" 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24-25 узлов.
Вооружение: одно 76-нм орудие (на некоторых 85-мм). два 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 - больших и 16 малых глубинных бомб.
Проект 122а оказался на редкость удачным. Близкий по назначению и даже силуэту к американскому большому охотнику типа РС, БО-2 по своим техническим данным превосходил все зарубежные аналоги. А его конструктивна схема - стальной  цельносварной корпус и надстройки из алюминиевого сплава - стала классической для многих послевоенных поколений боевых катеров и кораблей.
        Использование    предназначавшихся для дирижаблей  дизелей  отражало серьезные затруднения с их производством - они были не только у таких стран, как Япония и Франция, но и у ведущей промышленной державы мира - США. В результате более половины построенных катеров типа SC (231 из 435) пришлось оснащать двумя дизелями "Дженерал моторс" мощностью всего по 500 л. с., что обеспечивало явно недостаточную скорость - 16 узлов, а это меньше, чем у многих подводных лодок того времени в надводном положении.
        Корпус нового охотника также выполнялся деревянным, однако в средней части он усиливался стальными элементами для установки дизелей. Обводы кормы выбраны более плоскими - для уменьшени сопротивления на большой скорости.
        Проектное   вооружение   включало одно 76-мм орудие с длиной ствола в 23 калибра. Известный военно-морской специалист Дэвид Макинтайр не пожалел язвительных эпитетов, описывая это орудие, называя его то "мушкетоном", то "слоновым ружьем": ведь большие подводные лодки времен второй мировой войны вооружались орудиями большего калибра с гораздо лучшими баллистическими данными. Поэтому уже в 1943 году был принят иной вариант артиллерийского вооружения: одно 76-мм универсальное орудие с длиной ствола в 50 калибров и три 20-мм автомата "эрликон". Однако годом позже это 76-мм орудие было заменено на 40-мм автомат "Бофорс" - эффективное и скорострельное оружие.
        Девять перевооруженных катеров использовались как канонерские лодки для борьбы с японскими легкими кораблями в Юго-Восточной зоне Тихого океана.   Они получили  обозначение PGM. Их вооружение состояло из двух 40-мм автоматов "Бофорс" в носу и в корме, четырех спаренных крупнокалиберных пулеметов, одного 60-мм гранатомета и только что появившегося многоствольного противотанкового гранатомета - базуки. На этом варианте корабля высота надстройки была уменьшена и добавлено легкое бронирование мостика.
        Одновременно с усилением артиллерийского вооружения попытались улучшить и противолодочные свойства охотников. В 1942 году по образцу английского реактивного бомбомета "Хеджехог" американцы разработали специально для малых противолодочных кораблей его уменьшенный вариант, названный "Маустрап" - мышеловка. Новый бомбомет был предельно простым по конструкции - четыре реактивные глубинные бомбы массой по 39 кг помещались на неподвижную складывающуюся стальную раму и выстреливались залпом на дистанцию около 300 м. Рассеивание бомб в залпе при этом составляло 75 м - четверть дистанции стрельбы! Взрывались они только в случае попадания  в корпус  лодки. Но бомбы оказались слишком тяжелыми, и устанавливать их на раму при качке небольшого корабля было весьма затруднительно. Пришлось заменить их на стандартные,   для бомбометов "Хеджехог" массой 29,5 кг, содержащие около 16 кг взрывчатки типа "торпекс". "Мышеловка" оказалась далеко не совершенной и все время срабатывала впустую: за всю войну бомбомет не потопил ни одной подводной лодки.
        Все это и стало причиной того, что при хороших мореходных качествах катера типа SC все же не стали грозным противолодочным средством, и американцы особенно охотно поставляли их по ленд-лизу. Более 200 охотников этого типа были переданы в разные страны, в том числе и в СССР.
        Одновременно с проектом SC разрабатывался и несколько больший по размерам противолодочный катер. Победа в конкурсе осталась за охотником РС-451, построенным "Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг". Однако, как и в случае с SC, несколько позже появился улучшенный проект "173-футового" катера РС-452, который и стал базовой моделью дл массового производства. Управление  кораблестроения выбрало гладкопалубный корпус, хотя и несколько более "мокрый", чем корпус с полубаком, однако обеспечивающий большую скорость на волнении при перегрузке, которой американцы и не рассчитывали избежать.
Большой охотник типа РС, США, 1941 г.
Водоизмещение стандартное 414 т, полное 463 т. Длина 52,9 м, ширина 7,1 м, осадка 2,4 м. Суммарная мощность двух дизелей   2880 л. с.,  скорость  хода 19 узлов. Запас топлива - 19 т, дальность плавания 4800 миль 12-узловым ходом. Вооружение: одно 76-мм и одно 40-мм орудия, два реактивных бомбомета "Маустрап", два обычных бомбомета, два бомбосбрасывателя. Всего построено 317 единиц.
Большой охотник PC472 на рейде в Норфолке 31 августа 1942 года. Фото с сайта www.navsource.org

Next page
Back