Page 1

1    2

СУДЬБЫ ДУНАЙСКИХ ФЛОТИЛИЙ

        25 ноября 1944 года, а разгар битвы за Будапешт, советские войска 2-го Украинского фронта, занявшие Чепель - южный островной район города, были внезапно атакованы со стороны реки. Низко сидящий башенный бронекатер вел обстрел наших позиций, не обраща внимания на огонь пулеметов и другого легкого оружия. И тогда было принято решение развернуть в сторону реки батарею противотанковых орудий. Артиллеристы не подвели: бронебойные снаряды легли точно в цель, пробив машинное и котельное отделения. Вражеский корабль остановился, а затем начал медленно дрейфовать вниз по течению. Дойдя до острова Качаш, он окончательно лишился плавучести и затонул. Таков был конец "Дебрецена", за 26 лет службы четыре раза менявшего свои названия и флаги...
        По условиям Версальского мирного договора, закрепившего результаты - первой мировой войны, Австрии и Венгрии как побежденным странам было разрешено содержать только силы речной охраны, корабельный состав которых не должен был превышать восьми патрульных судов, каждый водоизмещением до 130 т, и двух до 60 т, а также десяти полицейских катеров. Максимальная численность личного состава ограничивалась сотней офицеров и полутора тысячами матросов.
        Эти ограничения почти в точности соответствовали силам бывшей дунайской флотилии Австро-Венгрии. В нее входили как раз 8 бронированных патрульных катеров типов "Фогаш", "Вельс" и "Штер". Построенные в 1915-1916 годах корабли первой серии ("Вельс", "Барш", "Цомпо" и "Виза") имели водоизмещение 133 т, длину 44,0 м, ширину 6,0 м и осадку около 1 м. Оригинальной была двигательная установка, включавша два котла "Ярроу" и две турбины фирмы АЭГ с зубчатым редуктором - сочетание, только входившее в употребление на больших кораблях того времени, а на катерах повторенное лишь спустя четверть века (британские "Грей Гуз"), При общей мощности 1200 л. с. проектная скорость их составляла 15 узлов, но на практике удавалось "выжимать" до 17,3 узла. Небольшие боевые корабли полностью защищала броня, хотя толщина ее - 6-10 мм - обеспечивала защиту только от ружейно-пулеметного огня. Вооружение состояло из четырех 66-мм короткоствольных орудий завода "Шкода", размещенных попарно в бронированных башнях, допускавших ведение огня по воздушным целям, а также четырех 8-мм пулеметов.
        Большие  бронекатера   "Штер"   и "Лахс" представляли собой дальнейшее развитие "вельсов". На них вместо 66-мм орудий устанавливались две 75-мм пушки "Шкода", по одной в каждой башне. Число пулеметов увеличилось до шести,
        Помимо больших патрульных катеров, в состав австро-венгерских речных сил входили и два корабля меньших размеров - "Фогаш" и "Чука" водоизмещением 60 т. Длина их равнялась 36,0 м, ширина 4,6 м, а осадка была лишь на 0,1 м меньше, чем у "вельсов" и "штеров". Построенные в 1915 году, они имели менее совершенную силовую установку: две паровые машины тройного расширения при двух котлах типа "Ярроу". Вооружение - одно 66-мм орудие и два пулемета.
        Речные катера бывшей монархии были поделены между "наследниками" - Австрией и Венгрией - строго поровну: каждой досталось по два корабля типа "Вельс" и по одному типов "Штер" и "Фогаш". У Австрии остались "Барш", "Цомпо", "Штер" и "Фогаш", а к Венгрии отошли "Вельс", "Виза", "Лахс" и "Чука", переименованные соответственно в "Сегед", "Кечкемет", "Комаром" и "Шиофок". Однако на распределении "равенство" закончилось - в дальнейшем эти  малые флоты ожидали совершенно разные судьбы.
        Австрия,  не  имевшая собственной судостроительной базы, так и не смогла ввести в строй ни один из доставшихся ей после дележа кораблей. Они простояли у стенки почти 10 лет, постепенно приходя в негодность. Активные речные силы этой страны составляли всего несколько полицейских моторных лодок, а попыток постройки новых боевых судов не предпринималось вплоть до "аншлюса" Австрии фашистской Германией. Только в ходе второй мировой войны началось производство секций малых десантных барж по германским проектам.
        Иначе складывались дела в Венгрии. В Будапеште находился ряд судостроительных заводов, в том числе известная верфь "Ганц-Данубиус"; на которой в годы первой мировой и была построена вся дунайская катерная флотилия "двуединой монархии". На развитие венгерского "флота" немалое влияние оказал и фактический правитель страны - регент Хорти. В прошлом адмирал габсбургской империи, командовавший легкими силами австрийского флота при атаках Отрантского барража, он вынужден был теперь ограничить свои притязания речной флотилией на небольшом отрезке Дуная.
        Поскольку условиями мирного договора Венгрии было запрещено строить новые корабли, единственным источником пополнения флота стали их закупки за рубежом. Поиски поставщика оказались недолгими: соседи-австрийцы были рады избавиться от бесполезных для них катеров. В августе - октябре 1927 года Венгрия приобрела "Цомпо", "Штер" и "Фогаш". Австрия не хотела расставаться с единственным оставшимся боевым кораблем, однако через два года была достигнута договоренность об обмене "Барша" на меньший по размерам "Шиофок" (однотипный с проданным ранее "в обратном направлении" "Фогашем", но находившийся в исправном состоянии). Названный "Бираго", катер вошел в состав речной полиции Австрии, став самой крупной единицей этого "флота".
        Теперь в руках венгров оказалась практически вся дунайская флотилия бывшей монархии, и они приступили к приведению кораблей в порядок. Первым был капитально отремонтирован "Комаром", получивший новую артиллерию и переименованный в "Дебрецен" . За ним последовал "Штер", ставший теперь "Шопроном". "Цомпо", находившийся в очень плохом состоянии, модернизировали в городе Дьер, в честь которого он и получил новое название. Катер также был перевооружен: вместо четырех старых пушек на нем установили две новые - фирмы "Бофорс", а конструкцию башен и прицелов изменили таким образом, чтобы обеспечить возможность стрельбы по современным воздушным целям. Венгры немало помучились с этим кораблем - вести  прицельный  зенитный огонь на ходу оказалось почти невозможно башни сильно вибрировали, и пришлось менять их конструкцию и систему креплени к палубе.
Большой бронекатер "Дебрецен", Венгрия,1916 г.
Построен на верфи "Данубиус" в Будапеште под названием "Лахс" дл австро-венгерского флота. В 1919 году переименован в "Пожонь", в том же году захвачен белочехами. Участвовал в контрреволюционном выступлении против Венгерской советской республики в июле 1919 года. В 1920-м переименован в "Комаром", а в 1928-м - в "Дебрецен"
Водоизмещение 140 т, суммарная мощность  двух  паровых турбин АЭГ 1100 л. с., скорость 18 узлов. Длина наибольшая 44,9 м, ширина 4,6 м, среднее углубление 1,0 м. Вооружение: два 80-мм орудия, один 20-мм автомат, четыре пулемета. Бронирование: борт 8 мм, палуба 6 мм, рубка и башни 10 мм. Внешний вид и технические данные корабля относятся к 1944 году.
        Пока Австрия и Венгрия занимались бесконечными взаимными продажами и обменами, еще одна часть бывшей империи, Чехословакия, также подключилась к гонке вооружений на Дунае. На нее не было наложено ограничений по постройке новых боевых единиц, но зато эта страна, несмотря на наличие всемирно известных заводов "Шкода", некогда снабжавших оружием весь австро-венгерский флот, не имела судостроительной базы.
        Первая попытка Чехословакии усилить свою дунайскую флотилию была предпринята в конце 20-х годов. Причем, не имея собственное опыта в кораблестроении, чехословацкие инженеры воспользовались старыми чертежами    австро-венгерских   проектов. В 1931 году был спущен на воду бронекатер "Президент Масарик" Его водоизмещение в полном грузу составляло 230 т, длина - 49.0 м, ширина- 6,0 м. По компоновке "Масарик" был очень похож на старые "Вельс" и "Штер" с аналогичной же машнно-котельной установкой: две турбины мощностью 2300 л. с., изготовленные на заводах "Шкода", соединялись с валами гребных винтов через зубчатый редуктор, обеспечива скорость свыше 16 узлов.  Вооружение  представляло собой "шаг назад": четыре стандартные 66-мм пушки "Шкода", в то время как в соседней Венгрии их заменяли более современными орудиями. Новой была лишь возможность замены части пулеметов (всего "Масарик" нес их до 10 штук) на десяток речных мин.

Next page
Back