Page 1

1    2

ПРЕЕМНИКИ ГОНОЧНЫХ КАТЕРОВ

        Время  начала  мятежа  выбиралось весьма тщательно. И 13 июня 1919 года, когда над революционным Петроградом уже нависла серьезная угроза со стороны надвигавшихс на столицу молодой  Советской  Республики  войск Юденича, на фортах "Красная Горка" и "Серая  Лошадь",  защищавших  вход в Невскую губу, вспыхнул контрреволюционный мятеж, подготовленный агентами Антанты.
        РВС Балтийского  флота  обратился к мятежникам с ультиматумом — немедленно  прекратить  мятеж.  Однако гарнизоны  фортов "Красная Горка" и "Серая Лошадь" отказались  выполнить требования  РВС, рассчитывая на поддержку английского флота.
        Но случилось иначе. Уже с середины дня по фортам стали наноситься удары — и не только с суши, но и с моря. Огонь по ним вели линкоры "Андрей Первозванный" и "Петропавловск", а  также  крейсер   "Олег".   Только 16 июн английская диверсионная группа,  возглавляемая  офицером британского флота капитаном Ч ранга Эгаром, после нескольких  неудачных попыток смогла поддержать контрреволюционеров. В этот день из финского дачного местечка Терриоки, расположенного на южном берегу Финского залива, вышел на рассвете вооруженный единственной торпедой катер, носивший в английском флоте название "40-футовый СМВ". Его командир неподалеку от Толбухина маяка обнаружил крейсер "Олег" в сопровождении эсминцев "Всадник" и "Гайдамак" и двух сторожевых кораблей. Диверсантам удалось скрытно пройти между/ эсминцами и сблизиться с крейсером. Когда дистанция до него сократилась до 400—500 метров, катер выпустил торпеду и, форсируя ход, лег на обратный курс... Практически уже в момент пуска катер был обнаружен эсминцами, но те, сразу открыв по катеру артиллерийский огонь, были вынуждены прекратить его. Сильный взрыв разворотил крейсеру борт около кочегарки, н корабль стал быстро кренитьс на левый борт. Сблизившись с "Олегом", эсминцы  начали  поспешно  снимать с него команду. В 4.30 крейсер затонул на десятиметровой глубине, а катер-диверсант, выписывая зигзаги, полным ходом устремился на запад  и  вскоре скрылся в тумане...
        Почему же через  полгода  после окончания  первой   мировой   войны в Финском заливе появились английские торпедные катера! И кто приказал атаковать советские корабли!
        Иностранные империалисты, и в частности  английское  правительство,  не могли  примириться с существованием страны, оказывающей  революционное воздействие на трудящихся капиталистических стран. Сильное беспокойство Великобритании вызывал и выход  России из войны — страны Антанты оставались без поддержки русской армии, которая до этого приковывала к себе более  половины  германских  войск. И на протяжении всего 1918 года английские  спецслужбы  прилагали  все усилия  к  тому, чтобы свергнуть Советскую власть в России и поставить во главе страны людей, которые снова бы провозгласили  политику  «войны  до победного конца». Английская агентура, возглавляемая Локкартом, провела целую  серию акций против Советской власти, начиная с мятежа белочехов и кончая вылазкой левых эсеров в Москве в июле 1918 года. Одновременно началось и осуществление плана военной интервенции — 31 июля английский десант занял Онегу, 4 августа английские войска вошли в Баку, 5 августа в Архангельск.
        Секретную акцию по переброске торпедных катеров в Терриоки английское правительство предприняло еще весной 1918 года. Два "40-футовых СМВ" были погружены на пароходы, которые сначала направились в Швецию, а затем повернули к южному побережью Финляндии. Здесь их уже ожидали британские эсминцы: взяв катера на буксир, они доставили их в Биорке — там их ожидали прибывшие ранее под видом коммерсантов и яхтсменов члены диверсионных групп. Дальше катера пошли своим ходом — их малая осадка позволила пройти по русским минным полям вплоть до Терриоки. Там в помещении бывшего русского яхт-клуба и была оборудована секретная база торпедных катеров. Поначалу они использовались для заброски агентов в Петроград и поддержания связи с резидентом британской разведки Дюксом, потом — дл поддержки мятежа в фортах Невской губы.  Но  затем английское командование перенацелило их на выполнение задачи, поставленной перед флотом  британским   правительством: вывести из строя ядро революционного Балтийского флота.

Торпедный катер 40-футоаый СМВ. Англия. 1916 г.
Спроектирован фирмой "Ториикрофт" и строился на верфи на Темзе в 1916—1920 годах. Водоиз-  мещение 5 т, мощность бензинового   мотора 250—375 л. с., скорость !  хода 34—37 узлов. Длина наиболь-  шая 13,7 и, ширина 2,6, среднее !  углубление  0,56 м. Вооружение:
1 торпеда и 2 пулемета; в противолодочном варианте — 2—4 глубинные  бомбы.
Всего построено 47 единиц.

        В этих целях восемь  "55-футовых СМВ", буксируемых эсминцами, форсировали Северное море и 30 июля, потеряв во время шторма один  катер, прибыли в Биорке. Здесь же ошвартовался и авианосец "Виндиктив" с двенадцатью самолетами на борту.

Торпедный катер  «55 футовый СМВ". Англия, 1917 г.
Строились фирмой "Торникрофт" на Темзе в 1917—1922 годах. Водоизмещение 11 т, мощность двух бензиновых моторов 750—900 л. с., скорость хода 40—42 узла. Длина наибольшая  16,8 м, ширима 3,4, среднее углубление 0,9 м. Вооружение: 2 торпеды, 4 пулемета; в противолодочной варианте 1 торпеда и 4 глубинные бомбы.
Всего построено 75 единиц.

        В ночь с 17  на  18 августа  семь 55-футовых катеров из Биорке и един 40-футовый из Терриоки  встретились у мыса Иномеми и двинулись в обход северной части острова Котлин, чтобы подойти к Кронштадту со стороны Петрограда. Диверсанты  спешили эавершить задуманную акцию еще до рассвета, и, даже когда на одном из катеров отказал мотор, отряд, не замедлив хода, устремился на юг, к Кронштадту.
        ...Английские самолеты появились над гаванью в 3.45. На корабли посыпались бомбы. А через несколько минут — в 4.20 — со стоящего в это время в дозоре эсминца "Гавриил", отражавшего воздушные атаки, заметили два неприятельских  катера, полным ходом мчавшихся со стороны Ораниенбаума. Первым  же  артиллерийским  выстрелом "Гавриил" отправил одного из атакующих на дно, другой катер резко отвернул и скрылся < тумане. Тут же появипись  еще три: паля из пулеметов, они двигались вдоль стенки мола к воротам. Открыли огонь и пулеметчики с "Гавриила", однако диверсантам все же удалось прорваться в гавань. Следующая  группа  катеров,  пытавшаяся пройти на малый рейд, вынуждена была отказаться от своего намерения.
        Тем временем тройка катеров, которой удалось прорваться во внутреннюю гавань, уже выскочила оттуда, повредив старый крейсер "Память Азова" и линкер "Андрей Первозванный". Но уйти диверсантам не удалось... Один катер получил снаряд с "Гавриила" и начал тонуть.  По  случайности  неподалеку оказался другой "55-футовый СМВ", так и не прорвавшийся в гавань. Экипажу тонущего катера, которым командовал лейтенант Бремнер, удалось перебраться  на  неповрежденный,  после  чего Бремнер, приняв  командование катером, немедленно выпустил две торпеды в «Гавриила», причинившего столь много неприятностей отряду торпедных катеров. Но, выпущенные второпях, торпеды прошли мимо, а снаряд с эсминца  угодил катеру в бензобак, и тот вспыхнул как свечка.
        В 4.35 нападение на базу Балтийского флота закончилось, и катера начали отходить, потеряв при этом  еще  един 55-футовый...    Шлюпка,    посланная с «Гавриила», подняла из воды девять человек  с  потопленных  катеров — шесть матросов и трех офицеров. Один из них — участник атак на Остенде и Зеебрюге - так   оценил   действия комендоров "Гавриила": "Англичане будут очень удивлены, узнав о столь значительных наших потерях в Кронштадтской операции. Действия русской артиллерии блестящие".
        В  кронштадтской  авантюре,  столь бесславно  закончившейся   благодар бдительности экипажа эсминца "Гавриил", бесславно погиб и один из инициаторов  создания торпедных  катеров — лейтенант Бремнер. Еще петом 1915 года  он вместе с лейтенантами английского флота Гемпденом и Энсоном предложил разработать маленький торпедный катер, незначительная осадка которого позволяла бы ему свободно преодолевать минные поля.

Next page
Back