Page 1

1    2

МОЩНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ МАЛЫХ КОРАБЛЕЙ

        Вечером 21 октября 1967 года египетская радиолокационная станция засекла цель - одиночный корабль, вторгшийс в территориальные воды арабского государства. Это был израильский эсминец "Эйлат", шедший вдоль северного побережья Синайского полуострова недалеко от Порт-Саида. Его командир, капитан 3-го ранга Ицхак опасался только подводных лодок и вел свой корабль противолодочным зигзагом. Поначалу он даже не обратил внимания на обнаруженные радарами два малых катера, находившихс в море на боевом патрулировании.
        В 17.00 он приказал лечь на обратный курс, но через 16 минут сигнальщик доложил о каких-то ярких вспышках и клубах дыма, появившихся со стороны Порт-Саида. Вслед за этим небо  прочертили огненные хвосты летящих ракет. Ицхак приказал сыграть боевую тревогу и снова повел эсминец зигзагом, одновременно открыв шквальный огонь из 40-мм автоматов по приближающимся ракетам. Но все оказалось напрасным. Ракеты упорно следовали за непрерывно меняющим курс кораблем, пока не настигли его. Первая попала в борт около машинного отделения, а через четыре минуты вторая - в котельное отделение.
        Несмотря на отчаянные попытки экипажа спасти корабль, "Эйлат" начал погружаться. И тут его поразила треть ракета. Эсминец развалился на две части и быстро затонул. Матросов, державшихс за обломки на поверхности воды, пришлось спасать с берега - операция эта заняла около 20 часов. Из 199 человек экипажа, находившихся на борту, 47 погибли и 81 получили ранения. И этот смертельный удар по израильскому кораблю нанесли те самые два египетских катера, которые патрулировали в заливе Эт-Тина...
        Идея установки на кораблях самых крупных орудий, способных одним ударом сокрушить вражеское судно, не нова. Еще Наполеон, приказывая своим морякам внимательно осмотреть зашедшие в Шербур американские фрегаты с тяжелыми орудиями, писал:
"Есть полный смысл применять на море артиллерию большого калибра. Следовало бы даже ставить пушки более чем 36-го калибра, если бы не возникало трудностей в обращении с ядром". Спустя 15 лет дальновидный артиллерийский генерал А. Пексан развил мысль императора и предложил построить целый флот прибрежного действия, состоящий из множества малых железных пароходов, вооруженных одним-двумя орудиями самого крупного калибра.
        С тех пор эта идея не покидала военно-морских специалистов. Так, в 70-х годах прошлого столетия создание мощных казнозарядных орудий породило канонерские лодки типа "Ерш", водоизмещение которых составляло 300 т, и они несли одно 280-мм орудие. Позднее под шестовые и метательные мины создали минные катера и миноноски, для самодвижущихс торпед - миноносцы и торпедные катера, а под многоствольные реактивные установки - артиллерийские катера Великой Отечественной войны, широко применявшиес для стрельбы по береговым целям.
        В конце 40-х годов советские конструкторы приступили к проектированию неуправляемых реактивных снарядов для поражения надводных кораблей противника. Однако, как показали испытания, стрельба по подвижным целям оказалась малоэффективной, и работы в этом направлении были прекращены. Все силы специалистов сосредоточились на разработке управляемых крылатых ракет, и к середине 50-х годов был создан универсальный ракетный комплекс для вооружения морской авиации, надводных кораблей и береговых ракетных частей. После этого началась работа над крылатыми ракетами,  предназначенными   специально для кораблей малого водоизмещения.
        Установив две такие ракеты на корпус торпедного катера типа "Большевик", советские кораблестроители создали ракетные катера . За ними последовали более совершенные катера с четырьмя пусковыми установками в ангарах и в контейнерах, состоявшие на вооружении как советского флота, так и флотов стран Варшавского Договора.
Малый ракетный катер, СССР, 1958 г.
Получен в результате оснащения двумя пусковыми установками для крылатых ракет торпедного катера типа "Большевик". Водоизмещение 85 т, суммарна мощность четырех дизелей 4800 л. с„ скорость хода 40 узлов. Длина наибольша 26,8 м, ширина 6,4 м, среднее углубление 1,8 м.
Вооружение: две ПКР, два 25-мм автомата.
        Вспоминая историю создани ракетных катеров, бывший Главнокомандующий ВМФ СССР, адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков писал:"Долгие годы крылатыми ракетами вооружались корабли только нашего ВМФ. Во флотах других стран весьма осторожно подходили к оценке возможностей этого оружия и, если даже и признавали его эффективным, принимать его на вооружение не спешили. Лишь после потопления египетским ракетным катером  израильского эскадренного миноносца "Эйлат" крылатые ракеты получили признание даже во флотах традиционных морских держав"...
Ракетный натер "Отто Тост", ГДР, 1962 г.
Катера, поступившие на вооружение военного флота ГДР в 1562 г. Им давали имена матросов - участников восстания в кайзеровском флоте в 1917-1918 годах. Водоизмещение полное 220 т, суммарная мощность трех дизелей 12000 л. с. Длина наибольшая 39 м, ширина 7,6 м, среднее углубление 1,8 м.
Вооружение: четыре ПКР, четыре 30-мм автомата. Эти катера и их модификации состоят на вооружении флотов стран - участниц Варшавского Договора, поставлялись также в Алжир, КНДР, КНР, Египет, Индию, Ирак, Сомали, Сирию и ряд других стран.
        За рубежом в начале 60-х годов разработкой ракетного оружия для катеров занялись одновременно Франция, Норвегия, Италия и Израиль. За основу противокорабельных ракет во Франции были взяты противотанковые управляемые снаряды, состоящие на вооружении сухопутных войск. На базе таких снарядов, впервые испытанных на катере "Ла Комбаттант", и была создана первая французская система УРО для поражени малых кораблей на дальностях до 5 км, в которой снаряды управлялись по проводам.
        В Норвегии с 1960 года при финансовой и технической помощи США и ФРГ разрабатывалась противокорабельна ракета "Пингвин" с инерциальной и инфракрасной системами самонаведения. В конце 1970 года на заводских испытаниях была достигнута дальность 20 км. В Италии в 1963-1965 годах на основе зенитных управляемых ракет начали разрабатывать противокорабельные ракеты "Си Киллер" Мк1 (10 км) и Мк2 (20 км). Принятые на вооружение соответственно в 1969 и 1971 году эти ракеты наводились по лучу радиолокационной станции (РЛС) и радиокомандам. Израильские   противокорабельные ракеты "Габриэль" Мк1, принятые на вооружение в 1969 году, имели дальность стрельбы 20 км, наводились на цель по радиокомандам и с помощью пассивной радиолокационной головки самонаведения.
        Во всех этих странах основой для первых ракетных катеров послужили корпуса уже существующих, освоенных в производстве катеров других классов. Во Франции для вооружения первыми противокорабельными ракетами был взят противолодочный катер "Ла Комбаттант" (водоизмещение 202 т, суммарная мощность двух дизелей 3840 л. с., скорость хода 28 узлов, вооружение: четыре ПКР, один 30-мм автомат, один шестиствольный бомбомет).
        Норвежцы для установки противокорабельных ракет "Пингвин" избрали сторожевые   артиллерийские   катера "Сторм", построенные в 1964- 1968 годах. На каждом из них было смонтировано по шесть пусковых контейнеров. Дальнейшим развитием норвежского ракетного катера стал "Снегг" .
Ракетный катер "Сторм", Норвегия, 1970 г.
Артиллерийский катер постройки 1964 года, переоборудованный в 1970 году под установку  противокорабельных  ракет "Пингвин". Водоизмещение полное 125 т, суммарная мощность двух дизелей 7200 л. с., скорость хода 32 узла. Длина наибольшая 36,5 м, ширина 6,2 м, среднее углубление 1,5 м.
Вооружение: шесть ПКР "Пингвин", одно 76-мм орудие, один 40-мм автомат. Всего построено 19 единиц.
Ракетный катер "Снегг", Норвегия, 1970 г.
Усовершенствованный "Сторм". Водоизмещение полное 125 т, суммарна мощность двух дизелей 7200 л. с., скорость хода 32 узла. Длина наибольша 36,5 м, ширина 6,2 м, среднее углубление 1,5 м.
Вооружение: четыре ПКР "Пингвин", один 40-мм  автомат,  четыре  торпеды,  управляемые по проводам. Всего построено б единиц.
        В Италии роль экспериментального ракетного катера, подобно французскому "Ла Комбаттант" 1, сыграл катер "Саетта" . Четыре таких весьма удачных корабля были сданы итальянскому флоту в 1964-1965 годах. Их комбинированная установка состояла из двух дизелей и одной газовой турбины суммарной мощностью 11 850 л. с. и сообщала скорость 40 узлов. Вооружение было сменным. В артиллерийских вариантах оно включало либо три 40-мм автомата, либо один 40-мм автомат и восемь мин. Не исключено, что именно универсальность этих кораблей сыграла решающую роль в выборе одного из них для установки первой итальянской системы противокорабельных ракет "Си Киллер" Мк1.
Ракетный катер "Саетта", Италия, 1968 г.
Один из четырех итальянских катеров типа "Фречиа", построенных в 1965- 1966 годах. Первоначальное вооружение - сменное, для получения артиллерийского, торпедного и минного вариантов. В 1968 году на "Саетте" было апробировано противокорабельное ракетное оружие итальянского производства "Си Киллер" Мк1. Водоизмещение полное 206 т, суммарная мощность двух дизелей и одной газовой турбины 11860 л. с., скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 46,1 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 1,5 м. Вооружение: пять ПКР "Си Киллер" Мк1, два 40-мм автомата.

Next page
Back