Page 1

1    2

ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ РАКЕТНЫХ КАТЕРОВ

        В  предыдущем номере мы писали, что после ракетного залпа у Порт-Саида,  пустившего на дно израильский эсминец "Эйлат", в мире начался настоящий "ракетно-катерный бум". И если   в 1970 году в ВМС капиталистических государств насчитывалось лишь несколько таких катеров, то к середине 80-х их число превысило 400. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в составе флотов Англии, Италии и Японии водоизмещающих ракетных катеров нет вообще. Зато такие западноевропейские страны, как ФРГ, Норвегия, Швеция, Греци н Дания, владеют довольно крупными эскадрами  кораблей этого класса.К началу 1987 года в ФРГ их насчитывалось 40, в Норвегии - 39, в Швеции - 30, в Греции - 16, в Данин - 10. В Азии, Африке и Латинской Америке на первом месте по числу ракетных катеров стоит Тайвань (57 единиц), за ним следует Египет (32 единицы) и Израиль (28 единиц). И тем не менее число основных типов ракетных катеров, разработанных за рубежом, не превышает десятка...
        Ведущее место в этой области с самого начала принадлежало Франции, где на базе заурядного противолодочного катера "Ла Комбаттант" 1 было создано многочисленное семейство весьма удачных ракетных катеров, широко поставлявшихся в другие страны н нередко строившихс там по лицензиям. Основным недостатком "Ла Комбаттант" 1 являлась сравнительно невысокая скорость. Французские кораблестроители, заменив два дизеля мощностью по 1920 л. с. четырьмя по 3000-3500 л. с., смогли довести скорость хода до 38-40 узлов. Это, в свою очередь, позволило создать более совершенную платформу размещения новейших систем ракетного оружия, это сразу же обратило на "Ла Комбаттант" 2 внимание ряда заказчиков, первым из которых стал Израиль.
        После оккупации  Синайского полуострова в 1967 году протяженность морского побережья этой страны увеличилась в четыре раза, и израильский флот спешил получить быстроходные ракетные катера. В 1968-1969 годах он заказывает двенадцать катеров типа "Саар" (водоизмещение 250 т, суммарная мощность двигателей 13500 л. с., скорость хода до 45 узлов). Они строились во Франции, а вооружались в Израиле противокорабельными ракетами   "Габриэль" Мк1, одним 76-мм  или одним 40-мм орудием,
        С 1973 года Израиль начал вводить в строй новую серию кораблей, состоящую из двенадцати катеров типа "Решеф" собственной постройки (водоизмещение 415 т, суммарная мощность четырех дизелей 12000 л. с., скорость хода 32 узла, пять ПКР "Габриэль" Мк2. две 76-мм артустановки и два 20-мм автомата).
        В 1975 году в существующий проект были внесены изменения: полное водоизмещение увеличили до 450 т, вместо четырех стали устанавливать два дизеля суммарной мощностью 10680 л. с. Позже на катерах типа "Решеф" появились ПКР "Гарпун" американского производства. В 1980 году два таких катера купила Чили, двенадцать заказала ЮАР, причем Израиль поставил ей только три единицы, остальные девять были построены на южноафриканских верфях.
        Следующим заказчиком катеров "Ла Комбаттант" 2 стала Греция. Начало эскадре положили заказанные в 1971-1972 годах четыре катера типа "Ипоплиархос Батсис". Эти корабли отличались от поставленных Израилю главным образом  вооружением:  вместо ПКР "Габриэль"  их  оснащали четырьмя пусковыми установками ПКР "Экзосет", двумя двухствольными 35-мм автоматами и двумя торпедными аппаратами. Греци была н первым государством, заказавшим новую модификацию катера "Ла Комбаттант" 3. И в 1977 году на французских верфях началась постройка десяти катеров типа "Антиплиархос Лаксос". Первые четыре вооружались ПКР "Экзосет", остальные - ПКР "Пингвин".
"Антиплиархос Лаксос", Греция, 1977 г.
По заказу Греции строился во Франции, положив начало новой модификации ракетных катеров "Ла Комбаттант' 3. Водоизмещение 425 т. Суммарная мощность четырех дизелей 18 000 л. с., скорость хода 36 узлов. Длина наибольша 56,2 м, ширина 8 м, среднее углубление 2,2 м.
Вооружение: четыре ПКР "Экзосет" или шесть ПКР "Пингвин", две 76-мм артустановки, четыре 30-мм автомата, два торпедных аппарата. Построено 10 единиц.
        Как только Федеративна Республика Германия получила разрешение на возрождение военно-морского флота и в следующем, 1955 году вступила в НАТО, ее флот начал осуществлять блокаду балтийских проливов. В конце 60-х годов для действий в проливной зоне и на подходах к ней  создаются ударные группы ракетных катеров, взаимодействующих с авиацией. Учитывая требования момента, в ФРГ в 1971 году объявляют конкурс на конструкцию таких катеров. Одновременно Франции заказывается двадцать кораблей (проект 148) типа "Ла  Комбаттант" 2, позже получивших название "Тигр".
"Тигр" (проект 148), ФРГ, 1972 г.
По заказу ФРГ строились во Франции по типу катеров "Ла Комбаттант" 2. Водоизмещение 265 т, суммарная мощность четырех дизелей 12000 л. с., скорость хода 38 узлов. Длина наибольшая 47 м, ширина 7, среднее углубление 2,1 м.
Вооружение: четыре ПКР "Экзосет", одна 76-мм артустановка, один 40-мм автомат. Построено 20 единиц.
        Пока в 1972-1975 годах их сдавали флоту, в ФРГ продолжалась интенсивная работа над конкурсными проектами. Неожиданностью для всех стала победа электротехнического концерна "АЕГ-Телефункен", субподрядчиками которого по конструкции корпуса выступали известные катерные фирмы "Люрсен" и "Крюгер". Кроме них, в разработке оборудования участвовало еще около 30 фирм. В результате был создай большой катер "Альбатрос" (проект 143). В 1976-1977 годах десять таких кораблей вступили в состав флота. Затем конструкцию усовершенствовали, и в 1982- 1984 годах военно-морским силам поставили последние десять катеров модификации "Гепард" (проект 143А).
Ракетный катер "АЛЬБАТРОС" (проект 143), ФРГ, 1976 г.
Разработан объединением западногерманских фирм, возглавляемых концерном "АЕГ-Телефункен". Водоизмещение 391 т, суммарная мощность четырех дизелей 18000 л. с., скорость хода 36 узлов. Длина наибольшая 57,7 м, ширина 7,6 м, среднее углубление 2,5 м. Вооружение: четыре ПКР "Экзосет". две - 76-мм артустановки, два торпедных аппарата. Первые десять единиц серии строились по проекту 143, следующие десять - по усовершенствованному проекту 143А, который нес иное вооружение: четыре ПКР "Экзосет". зенитный ракетный комплекс ЗРК RAM, одну 76-мм артустановку, при необходимости - мины. На катерах проекта 143 одна 76-мм артустановка впоследствии также была заменена на ЗРК RAM.
        По мнению морских специалистов, эти корабли продолжают традиционный тип германского водоизмещающего катера:
круглоскулые обводы необычайно длинного корпуса, большое водоизмещение и дальность плавания, хорошие мореходные качества, но умеренная скорость хода. Хотя главное назначение этих катеров - действия в составе ударных групп против кораблей и судов противника, они относятся к типично многоцелевым н могут использоваться как противолодочные и минные заградители.
        Швеция, заинтересовавшись ракетными катерами, решила воспользоваться опытом своего соседа - Норвегии, где в 1972 году и приобрела "Ягарен" - усовершенствованный катер типа "Сторм". Его эксплуатация подтвердила перспективность применения ракетных катеров в средней зоне шведской морской обороны. В мае 1975 года норвежской фирме "Бергенс Меканиска Веркстедер" был выдан заказ на 16 ракетных катеров типа "Хугин" , представлявших собой модифицированный "Ягарен". Этот шведский заказ оказался для Норвегии  выгодным вдвойне. В 1977-1980 годах она, используя накопленный опыт, построила для своего флота 14 подобных катеров типа "Хаук".
        В 1983—1984 годах шведы перевооружили ракетами двенадцать  торпедных катеров типа "Норчеппинг" ("Спика-2"), а в 1985 году ввели в строй два новых ракетных   катера типа  "Стокгольм",  которые относятся  к типу "Спика-3".
"Хугин", Швеция, 1978 г.
По заказу Швеции строился в Норвегии по типу норвежских ракетных катеров "Хаук". Водоизмещение 155 т, суммарная мощность двух дизелей 7000 л. с., скорость хода 34 узла. Длина наибольшая 36,5 м, ширина 6,2 м, среднее углубление 1,5 м.
Вооружение: шесть ПКР "Пингвин", один 40-мм и один 20-мм автомат. Построено 16 единиц.
"Стокгольм", Швеция, 1985 г.
Создан на основе модификации торпедных катеров "Спика-2". Водоизмещение 320 т, суммарная мощность комбинированной установки 10200 л. с. (газовые турбины 6000 л. с., два дизеля по 2100 л. с.), скорость хода 32 узла. Длина наибольшая 50 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 2 м.
Вооружение: шесть ПКР "СААБ RBS-15", одна 57-мм артустановка, один 40-мм автомат, два торпедных аппарата. Предусмотрена возможность приема мин. Всего заказано б единиц.
        Новому классу боевых кораблей отдал должное и датский флот. В частности, на него командование НАТО возлагает в числе других задач блокаду балтийских проливов и действия против кораблей противника в Балтийском и Северном морях. Планируя программу развития своего флота на 1973-1982 годы, датчане включили в нее постройку десяти ракетных катеров. Разработка проекта была заказана западногерманской фирме "Люрсен". Взяв за основу торпедный катер "Плеяд", спроектированный ею в 50-х годах для Швеции н послуживший прототипом для шведских катеров "Спика-1" и "Спика-2", фирма создала универсальный катер под смешанное артиллерийско-ракетно-торпедное вооружение.
Первый головной корабль "Виллемоэс" сдали датскому флоту в 1975 году, затем на протяжении двух лет остальные девять. Все они строились на датской верфи в Фредериксхавне.
"Виллемоэс", Дания,1975 г.
По заказу Дании спроектирован западногерманской фирмой "Люрсен", строились в Дании. Водоизмещение 265 т, суммарная мощность комбинированной установки 14350 л. с„ (газовые турбины 12750 л. с., два дизеля по 800 л. с.), скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 46 м, ширина 7,4 м, среднее углубление 2,4 м.
Возможны три варианта вооружения: 1 - восемь ПКР "Гарпун", одна 76-мм артустановка; II - четыре ПКР "Гарпун", одна 76-мм артустановка, два торпедных аппарата; III - одна 76-мм артустановка, четыре  торпедных  аппарата.  Построено 10 единиц.
 

Next page
Back