Page 1

1    2

КАТЕРА ОБРЕТАЮТ КРЫЛЬЯ

        Рассматривая историю катеростроени фашистской Германии, нельзя не обратить внимания на одну странную особенность. Морские театры, на которых предстояло воевать гитлеровскому москитному флоту, как будто самой природой были предназначены для малых быстроходных торпедных катеров. Однако немецкие верфи накануне войны упорно строили сравнительно крупные круглоскулые "шнелль-" и "раум-боты». Создавалось впечатление, что о существовании легких остроскулых глиссеров попросту забыли. И тем не менее это не было случайностью. Немцы не уделяли внимани глиссерам потому, что в предвоенные годы лихорадочно разрабатывали быстроходные корабли нового типа - на подводных крыльях...
        Сказать, что подводное крыло в ту пору являлось теоретической новинкой, значило бы сильно погрешить против истины. Сама идея была запатентована еще в 1891 году, а спустя шесть лет автор этого изобретения Ш. Ламберт- француз русского подданства - пыталс продемонстрировать парижанам первый катер на подводных крыльях, но попытка эта, увы, не удалась: мощности паровой машины не хватило для выхода катера на крылья. Обескураженный изобретатель оставил свою идею и переключилс на эксперименты с аэропланами. Но замысел не погиб. Его подхватил итальянский конструктор аэростатов и дирижаблей инженер Э. Форланини. В 1905 году на озере Лаго-Маджоре он провел испытания катера на подводных крыльях, внешне напоминающих "этажерку" При водоизмещении 1,65 т и мощности бензинового мотора 75 л. с. суденышко легко развило скорость 38,8 узла.
        Опыты Форланини привлекли к себе внимание двух энтузиастов авиации - инженеров А. Крокко и Л. Рикальдони. Они построили катер с двумя V-образными  крыльями,  пересекающими поверхность воды. Приводимое в движение мотором в 80 л. с. с двумя воздушными пропеллерами, это судно в 1906 году в первой попытке показало скорость 37,8 узла, а после форсирования  мотора   до   100 л. с. - 48,6 узла!
        Вскоре в состязание включились канадцы: здесь конструктор Ф. Болдуин под руководством престарелого изобретател телефона А. Белла, откупившего патентные права Форланини, в 1908-1919 годах сконструировал, построил и испытал на озере Бра д'Ор четыре   аппарата с "этажерочными" крыльями. Последний из них - HD-4, водоизмещением 5 т, с двумя авиационными винтомоторными установками по 350 л. с. каждая, - развил скорость 61,5 узла. В 1922 году после смерти Белла работы в Канаде были прекращены, но дальнейшей разработкой серии его катеров стал заниматьс американский инженер П. Родез. Один из созданных им аппаратов  - HD-12 - достиг в 1929 году скорости 80 узлов! В 1927 году немецкий конструктор Г. Шертель запатентовал  V-образное крыло с большой несущей поверхностью. Основываясь на его изобретении, конструкторы фирмы "Захсенберг Верфт-Рослау" спроектировали и к концу 1940-го - началу 1941 года сдали флоту шесть патрульных катеров серии TS1 - 6. При водоизмещении 6,3 т и мощности мотора 380 л. с. они были вооружены двумя 15-мм пулеметами и на крыльях развивали скорость 40 узлов. В 1942 году эти катера переклассифицировали в тральщики, и они получили новые обозначения:  вместо ТS 1-6 соответственно М371, М387, М372, М278, М373 и М374. Забегая вперед, заметим, что на М372 уже после подписания капитуляции Германии пытались бежать фашистские офицеры, но 12 мая 1945 года катер был потоплен советской авиацией,
        Осенью 1941 года фирма "Фертенс Шлезвиг" сдала на испытания два из четырнадцати  запланированных  катеров - минных заградителей типа VS-6 и один торпедный катер на подводных крыльях VS-7. При одинаковой силовой установке - двух моторах по 700 л. с. каждый - и скорости 47 узлов они имели разное водоизмещение и вооружение: VS-6 - 17 т, один 15-мм пулемет и 3 т мин, а VS-7 -12,8 тонны, две 20-мм   скорострельных пушки и две торпеды. Разработка этих катеров велась под руководством известного гидроаэромеханика О. Титьенса.
        В это же время фирма "Дойче Верфт Гамбург - Гарбург" представила на испытания VS-8 (184) - необычное судно, спроектированное Шертелем при помощи специалистов из авиационной фирмы "Блом и Фосс". Это был построенный из легких сплавов танкодесантный катер на подводных крыльях. Он мог брать на борт средние танки весом до 26 т или другие грузы и транспортировать их морем со скоростью до 40 узлов. VS-8 создавался специально для снабжения армии Роммеля в Северной Африке. Опытный образец успешно прошел испытания, и... был заброшен - слишком быстро развивались события войны: в мае 1943 года группа армий «Африка» капитулировала перед союзниками - в частности, и из-за острой нехватки оружия и боеприпасов...
Танкодесантный катер на подводных крыльях VS-8, Германия, 1943 г.
Водоизмещение 80 т, суммарная мощность двух дизелей 5000 л. с., максимальная скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 32 м, ширина по корпусу б м, среднее углубление на стоянке 4,2 м, на ходу 2 м.
Вооружение: четыре 20-мм пушки. Построено 2 единицы.
        Последней разработкой Шертел времен войны был торпедный катер на подводных крыльях VS-10 при водоизмещении 40 т он нес четыре мотора суммарной мощностью 6000 л. с. и развивал скорость 42 узла. Вооружение его состояло из шести 20-мм автоматов и двух 533-мм торпед.
        После войны Шертель работал в швейцарской фирме "Супрамар", где спроектировал ряд пассажирских судов на подводных крыльях, соперничавших с конструкциями выдающегося советского судостроителя Р. Е. Алексеева, который еще в военные годы открыл эффект малопогруженного подводного крыла, и на его основе создал множество высокоэффективных катеров и судов для плавания на реках и в прибрежных районах.
        До конца 50-х годов зарубежные морские специалисты не уделяли созданию боевых кораблей на подводных крыльях много внимания; лишь в США велись не слишком интенсивные работы по созданию опытных образцов для отработки движителей, систем управления и стабилизации. Исследовав двенадцать экспериментальных катеров водоизмещением до 16 т, американские специалисты пришли к выводу, что для действий на морских театрах целесообразны корабли с полностью погруженным автоматически регулируемым подводным крылом и двумя раздельными двигательно-движительными   комплексами: один для движения в водоизмещающем режиме, другой - на крыльях. Было установлено также, что специфика проектирования таких кораблей ближе авиационным, нежели судостроительным фирмам, поэтому, когда в начале 60-х годов в США стали искать новые средства борьбы с быстроходными атомными подводными лодками, заказ на разработку "крылатых" противолодочных катеров был выдан именно самолетостроителям.
        В 1963 году авиационна фирма "Боинг" сдала флоту первый опытный катер на подводных   крыльях "Хай Пойнт". Приводимый в действие двумя газотурбинными установками суммарной мощностью 4250 л. с., этот 110-тонный корабль развивал скорость до 48 узлов. На нем отрабатывалась артиллерийская и торпедная стрельба, в 70-х годах - пуски противокорабельных ракет. Впоследствии вооружение было снято, и катер стал использоваться для проверки новых технических решений.
        Второй заказ на океанский противолодочный катер получили в 1966 году две другие авиационные фирмы - "Локхид" и "Грумман", спустя три года сдавшие флоту экспериментальное судно "Плейнвью"; оно предназначалось для отработки гидродинамики крупных кораблей на подводных крыльях. В водоизмещающем положении три стойки с крыльями (две по бортам и одна на корме) поднимались вверх и возвышались над корпусом, придавая кораблю довольно уродливый вид. Две газотурбинные установки суммарной мощностью 29 000 л. с. сообщали ему скорость 50 узлов; для хода в водоизмещающем  положении  использовались два дизел по 500 л. с. каждый. "Плейнвью" водоизмещением в 321 т до нашего времени остается крупнейшим кораблем на подводных крыльях во флотах зарубежных стран.
Торпедный катер на подводных крыльях "Хучуань", КНР, 1968 г.
Водоизмещение полное 45 т, суммарная мощность трех дизелей 3600 л. с., максимальная скорость 55 узлов. Длина наибольшая 21,8 м, ширина 5 м, среднее углубление на ходу 1 м.
Вооружение: две торпедные трубы 533 мм, четыре 14,5-мм пулемета. Всего построено около 200 единиц, включая переданные Албании, Танзании, Пакистану. В 70-е годы катер по лицензии строился в Румынии.
Ракетный катер на подводных крыльях, СССР.

Next page
Back