Page 1

1    2

МЕТАМОРФОЗЫ КАТЕРОВ MAS

        Уже год страны Антанты находились в состоянии войны с Германией и Австро-Венгрией.
        А 23 мая 1915 года к тройственному союзу примкнула Италия, объявив войну Австро-Венгрии, и в этот же день немецкая подводная лодка U-21 вышла из Каттаро — австрийской базы на Далматинском побережье Адриатического моря — в Дарданеллы, где 25 мая потопила английские линкоры "Триумф" и "Маджестик". Спустя два месяца немецкие лодки, базировавшиес в австрийских портах, вышли в Средиземное море и, отправив на дно в районе Орана два французских торговых  парохода. начали войну на коммуникациях.
        В ответ на это союзники решили перекрыть Отрантский пролив, через который вражеские лодки выходили из Адриатики в Средиземное море, и со второй половины сентября 1915 года из Англии начали прибывать дрифтеры — небольшие рыболовные суда. Они должны были ходить поперек пролива, буксируя за собой противолодочные сети, снабженные минами. Хотя число таких дрифтеров к концу года было доведено до ста и каждый буксировал сеть длиной в тысячу метров, надежно перекрыть пропив не удалось. Оправившись от неожиданности, немецкие и австрийские подводники научились преодолевать барраж, иногда даже вступая в артиллерийские стычки с дрифтерами.
        Поскольку потери тоннажа на Средиземном море продолжали возрастать, союзники на протяжении всей войны постоянно усиливали Отрантский барраж, и к весне 1918 года это была глубоко эшелонированная позиция, необычайно усложнившая действия немецких и австрийских подводных лодок. Теперь подводные корабли, прорывающиес из Адриатического в Средиземное море, должны были последовательно проскользнуть мимо дневных и ночных дозоров эсминцев, прорваться сквозь линию дрифтеров с буксируемыми сетями и гидрофонами, пройти незамеченными через дозор траулеров и эсминцев, преодолеть неподвижное сетевое заграждение и, наконец, пройд мимо еще одного дозора эсминцев и траулеров, оказаться в Средиземном море. Но и на этом препятствия на пути подводных лодок не кончались: южнее их поджидал еще один дозор — из «морских охотников» и шлюпов с привязными аэростатами.
        Германское адмиралтейство не раз побуждало австрийское командование атаковать Отрантский барраж крупными силами флота, чтобы облегчить прорыв подводных лодок в Средиземное море. И в июне 1918 года адмирал Хорти, недавно назначенный командующим австрийским флотом, решился на проведение такой операции. 8 июня в Каттаро были сосредоточены четыре легких крейсера и восемь эсминцев. В море на вероятных путях следовани крупных вражеских кораблей заняли позиции двенадцать австрийских подводных лодок, а в районе Дураццо строились в линию с севера на юг три старых эскадренных броненосца. И наконец, из Пола в Каттаро двинулись самые сильные корабли австрийского флота. В этот же день вышли в море дредноуты "Принц Ойген" и "Вирибус Унитис", а через сутки — однотипные с ними "Сент-Иштван" и "Тегетгоф"...
        «Никакого неприятельского рейда не предвиделось, — вспоминал  потом один из французских офицеров, -потому, что рано утром 9-го числа итальянские самолеты произвели разведку над Пола и опознали там четыре дредноута на их обычных местах. Однако они были введены в   заблуждение весьма простой военной хитростью. После ухода в море "Вирибуса Унитиса" и "Принца Ойгена" их места якорной стоянки были заняты кораблями, которым камуфляж придал вид ушедших в море кораблей. Таким образом, выход двух первых кораблей остался необнаруженным". Поэтому, когда капитан 3-го ранга Риццо, находившийся с двумя торпедными катерами MAS-15 и MAS-21 в дозоре в верхней Адриатике, заметил на севере дымы, он предположил, что это вражеские эсминцы. До рассвета оставалс еще час, и Риццо решил идти в бой. Сблизившись с противником, он понял, что перед ним небывалая цель — два дредноута в сопровождении эсминца и шести миноносцев на флангах.
Торпедный  катер  MAS-15,  Италия, 1916 г.
Торпедный катер малый, группы А, 1 серии, построен фирмой СВАН. Водоизмещение 16 т, мощность двух бензиновых моторов 900 л. с., мощность двух электромоторов с аккумуляторами 10 л. с., скорость хода на основных двигателях 25 узлов, на вспомогательных электромоторах 4 узла. Длина наибольша 16, ширина 2,63, среднее углубление 1,2 м. Вооружение: два торпедных аппарата, один-три пулемета, четыре-шесть глубинных бомб. Всего построено 20 единиц. В ходе боевых действий от разных причин погибли MAS-3, 7, 10, 14 и 18.
        Снизив до предела ход своего MAS-15, чтобы не выдать себя шумом моторов и бурунами, Риццо в темноте занял позицию впереди вражеской колонны, проскользнув   незамеченным между двумя миноносцами, охранявшими "Сент-Иштван" с правого борта, резко увеличил скорость и вышел в атаку. По предварительному сигналу MAS-21 устремилс на "Тегетгоф", и с дистанции 300 метров катера выпустили все свои четыре торпеды. Две из них не достигли цели, но этот промах был с лихвой компенсирован меткостью залпа MAS-15—обе его торпеды попали в середину "Сент-Иштвана"...
        Для австрийцев взрывы   оказались полной неожиданностью. Даже когда в накренившемся на правый  борт дредноуте вода залила две кочегарки и погреба, когда одна за другой лопались переборки, когда все новые и новые отсеки заполнялись водой и все ниже опускалась палуба, моряки не понимали, что произошло. Полагая, что корабль атакован подводной лодкой, миноносцы сновали вокруг линкоров и сбрасывали глубинные бомбы. Противоминная артиллерия дредноутов вела сильнейший беспорядочный огонь по поплавкам глубинных бомб и по струям от винтов миноносцев, принимаемых комендорами за следы торпед...
В этой суматохе итальянские катера полным ходом уходили от места боя, их преследовал австрийский эсминец "Велебит". Обладая большей, чем катера, скоростью хода, он быстро настигал их, идя буквально в кильватерной струе МА5-15. Риццо приказал сбрасывать в струю глубинные бомбы. Одна из них взорвалась так близко от носа эсминца, что он, рыскнув вправо,потерял катера, которые скрылись и через некоторое время были благополучно взяты на буксир своими миноносцами и доставлены в базу.
        Атакованный "Сент-Иштван" продержался на воде до 6 часов утра. Затем перевернулся и пошел на дно, унося в морскую пучину 89 матросов и офицеров. Неожиданное нападение и его роковой результат ошеломили австрийцев. 10 июня после полудня из Вены пришла радиограмма, в которой предписывалось прекратить операцию, так как "план ее выдан противнику". Все дредноуты повернули назад и вместе с миноносцами вернулись в Пола.
        Таким образом итальянские торпедные катера не только впервые в истории удачно атаковали крупные вражеские корабли на ходу, не только уничтожили дредноут, по водоизмещению превосходивший каждый из них более чем в тысячу раз, но и достигли немедленного стратегического результата: сорвали крупнейшую за всю войну операцию австрийского флота. Заметим, что в 1936 году Муссолини, стремясь разжечь воинственный дух среди личного состава своего флота, приказал установить отслуживший свой срок MAS-15 в римском "Музео дель Витториано".
        О том, сколько разных задач решали в итальянском флоте моторные катера, говорит и постепенное изменение расшифровки самой аббревиатуры MAS. Первоначально она  означала "Мотобарка Армата СВАН" - моторная военная лодка фирмы СВАН. В 1915 году после вступлени Италии в войну главный конструктор фирмы "Сосьета Венециана Аутомобили Наутиче" (СВАН] Аттилио Бизио, взяв за основу катер Торникрофта с желобным торпедным аппаратом, начал разрабатывать новый катер с лучшей мореходностью и большей дальностью плавания. Результатом этой общей с представителями итальянского   флота работы стали два экспериментальных катера MAS-1 и MAS-2 , вооруженных двумя желобными торпедными аппаратами и трем пулеметами.
MAS 1-2, Италия, 1915 г.
Экспериментальные катера, спроектированные главным конструктором фирмы  «Сосьета  Венециана  Аутомобили Наутиче» Аттилио Бизио. Водоизмещение 12,5 т, мощность двух бензиновых моторов 900 л. с., скорость хода 23 узла. Длина наибольшая 16, ширина 2,6, среднее углубление 1,02 м. Вооружение: два желобных торпедных аппарата и три пулемета. В декабре 1916 года перевооружены в минные заградители: четыре мины, одна 47-мм пушка, два пулемета.
        Однако их испытания не дали удовлетворительных результатов, и итальянский флот отказался от идеи торпедного катера. MAS-1 и MAS-2 были переоборудованы в минные заградители, вооруженные четырьмя  минами, 47-мм пушкой и двумя пулеметами, первые пять катеров следующей серии (МАS3-22) 3-22) — в противолодочные катера, вооруженные, кроме пушки и пулеметов,   несколькими   глубинными бомбами.

Next page
Back