Page 1

1    2

СВЕРХСКОРОСТНЫЕ ГРУППЫ "D"

        Их было шестьдесят, переодетых в итальянскую форму австрийских диверсантов, высадившихся на итальянское побережье в тридцати километрах от Анконы. Случилось это в ночь на 6 апрел 1918 года, почти в конце войны. Диверсионный отряд остался незамеченным, так как прибыл бесшумно на миноносце под № 96, с баркасом на буксире, где и размещались солдаты. Сойдя на берег, австрийцы отправились в поход, рассчитыва к рассвету попасть в Анкону, где находилась база торпедных катеров. Но утром выяснилось, что командир миноносца сильно ошибся в счислении и высадил людей слишком далеко от цели. Захватив частное имение, десантники разместились на отдых. Вперед были высланы несколько человек на разведку. Она оказалась успешной, и вскоре отряд снова двинулся в путь и с наступлением темноты вошел в город.
        Базу торпедных катеров  захватили мгновенно. Сняв часового, диверсанты выбежали на причал и обнаружили... всего один-единственный стоявший на ремонте катер. Едва несколько десантников спрыгнули в него, чтобы выбросить за борт детали разобранных двигателей, как два диверсанта-триестинца начали стрелять   из револьверов по своим. И сразу же со всех сторон загремели выстрелы. Командир понял, что его отряд попал в ловушку, что сопротивление бессмысленно, что сдача в плен неминуема... Эта отчаянная, но вовремя раскрытая акция против итальянских торпедных катеров свидетельствует о том, как сильно стали досаждать они австрийскому командованию.
        Осенью 1917 года после прорыва итальянского фронта у Капоретто возникла угроза захвата Венеции, с север на реке Пьяве, разгорелись жестокие упорные сухопутные бои. Стремясь развить успех своих войск, австрийское командование направило два старых броненосца «Вена» и «Будапешт» для бомбардировки итальянских позиций с моря. 16 ноябр эти корабли в сопровождении 2 легких крейсеров, 10 эсминцев и множества гидросамолетов, подходя к берегу, открыли огонь. На них немедленно устремились гидросамолеты, лотом эсминцы и подводные лодки итальянцев. Но все атаки успешно отражались австрийцами. Тем временем катера MAS-15, -13 и -9, маскируясь на фоне берега, приблизились к месту боя и, пользуясь тем, что внимание противника отвлечено борьбой с эсминцами и береговой артиллерией, незаметно подошли к броненосцам на 1600 метров. Дав полный ход, "масы" внезапно ринулись в атаку. «Вена» и «Будапешт» мгновенно перенесли огонь на катера, эсминцы охранения вышли в контратаку, и катерам пришлось дать залп с дистанции 800—900 м, так что броненосцы  легко отвернули от торпед. В погоню за уходящими катерами пустились австрийские эсминцы, которые были отогнаны береговой артиллерией, как только катера вошли в зону ее действия. Во врем этого преследования MAS-15 получил незначительные повреждения. Австрийские же корабли, хотя и не пострадали в ходе комбинированной атаки, но от дальнейших бомбардировок вынуждены были отказаться.
        Тем не менее угроза высадки австрийского десант» в районе реки Пьяве сильно беспокоила итальянцев, и они начали готовить операцию по уничтожению «Вены» и «Будапешта» прямо в базе. Собирали разведывательные данные, создавали новые технические средства для преодоления препятствий, заграждающих входы в австрийские базы. Например, для налета на Триест итальянцы сконструировали гидравлические ножницы,  способные разрезать стальные тросы боновых заграждений.
        Операция началась в ночь на 10 декабря 1917 года. Два миноносца вышли из Венеции, имея на буксире MAS-9 и MAS-13. Достигнув бухты Триеста, катера в плотном тумане двинулись дальше самостоятельно и к 23.55 достигли северной оконечности большого мола — отсюда шло боковое  заграждение. В ход пошли гидравлические ножницы, и препятствие было преодолено. Вскоре катера вошли в бухту. Еще через полчаса обнаружили цели — броненосцы «Вена» и «Будапешт». Старший лейтенант Риццо подвел свой MAS-9 на 200 — 300 м к «Вене» и выпустил противнику в борт обе торпеды. Они угодили в машинное отделение, в самую середину корабля. Броненосец не продержался и пяти минут и ушел на дно с 46 членами экипажа. Торпеды же MAS-13,   пройдя мимо «Будапешта», попали в набережную и взорвались. Из-за густого тумана  австрийцам не удалось организовать преследования, и катера безнаказанно покинули вражескую базу.
        Хотя «Вена» была старым броненосцем и от ее гибели австрийский флот особенно не пострадал, атака на Триест заставила   австрийское командование серьезно опасатьс итальянского москитного флота.   Когда 19 декабря 1917 года «Будапешт» с сопровождением вышел из бухты для атаки правого фланга итальянской армии, одного донесения о готовящейся акции стало достаточно, чтобы они отказались от продолжения похода.
        «Эти маленькие корабли уже начали оказывать сильное моральное давление на австрийское командование" — так комментировал этот факт английский морской историк X. Вильсон. Не удивительно, что в следующем, 1918 году перед итальянскими моряками была поставлена задача: уничтожить главные силы противника малыми средствами. И в выполнении ее в конечном итоге глазную роль должны были сыграть катера группы D...
        Несколько слов о классификации катеров, принятой в итальянском флоте. В первую мировую войну малые катера водоизмещением 11—16 т, вооруженные торпедами или пушками и предназначавшиес главным образом для нанесения ударов по боевым корабям противника в его базах, откосились к группе А. Большая их часть находилась на Адриатике и вела борьбу с надводными кораблями и транспортами австрийского флота.
        Попытки использовать эти катера в качестве противолодочных   оказались неудачными, поэтому в 1918 году фирма СВАН начала строить более крупные, относившиеся к группе В. При водоизмещении 19 т они вoopyжaлись 76-мм пушкой, пулеметом и 20 глубинными бомбами. Платой за более сильное вооружение, прочность и лучшую мореходность стало уменьшение скорости до 20—21 узла. Первая серия этих кораблей MAS 115—139 была сдана флоту в течение 1918 года, вторая — MAS 233—250 — к началу 1919-го.
Противолодочный натер MAS 115— 139, Италия, 1918 г.
Противолодочные катера 1 серии группы В, поставленные на производство фирмой   СВАН.   Водоизмещение 19 т, мощность двух бензиновых моторов 500 л. с., скорость хода 23 узла. Длина наибольшая 18 м, ширина 3,2 м, среднее углубление 1,2 м. Вооружение: одно— 76-мм орудие, один пулемет,  двадцать глубинных бомб. Всего построено 25 единиц 1 серии и 16 единиц II серии.
        Кроме торпедных, артиллерийских и противолодочных катеров, итальянский флот испытывал острую нужду в еще более крупных и мореходных катерах для несения конвойной, патрульной и дозорной службы в Тирренском и Средиземном морях, а также в колониях. Не став утруждать себя созданием собственной конструкции, итальянцы воспользовались предложением американской фирмы ЭЛКО — Электрик Боутс Компани. В начале войны она разработала весьма удачный проект большого катера, который при водоизмещении 40—44 т оснащался двумя бензиновыми моторами по 460 л. с. и развивал скорость 15—17 узлов. Доставлялись эти катера в Италию на палубах торговых судов без вооружения. По прибытии их спускали на воду и уже на итальянских верфях вооружали:   каждый получал одно 76-мм орудие, один-два пулемета и 10 глубинных бомб.

Next page
Back