Page 1

1    2

АДРИАТИЧЕСКИЙ ФИНАЛ

        Информация, содержавшаяс в коммюнике   итальянского командования, была настолько сенсационной, что не могла не всколыхнуть общественного мнения всех воюющих стран. Действительно, новость стоила того: сообщалось, что в гавани Пола в ночь на 14 мая 1918 года потоплен линкор "Вирибус Унитис", один из сильнейших кораблей австро-венгерского флота. Увы, у этой сенсации оказался короткий век. Вскоре выяснилось, что линкор стоит целехонький на своем месте за боковым ограждением в Пола. И тем не менее у итальянцев поначалу были все основания считать этот корабль погибшим...
        Удачные прорывы итальянских торпедных катеров в базы и порты на Далматинском   побережье   заставили австрийское командование спешно совершенствовать и усиливать боновые заграждения, увеличивать число береговых и корабельных прожекторных установок, повышать бдительность батарей и ввести постоянное дежурство малых кораблей и катеров внутри гавани. "Все это сделало практически невозможным прорыв в австрийские базы итальянских торпедных катеров. И тогда неугомонный Аттилио Бизио, главный инженер фирмы Сосьета Венециана Аутомобили Наутиче, выдвинул новую идею. Он предложил итальянскому флоту проект вооруженного торпедой аппарата с двумя гусеницами по бортам. Через боновые заграждени он мог перелезать подобно танку.
        Флот заинтересовался идеей, и фирма получила заказ на разработку усовершенствованного проекта и постройку четырех таких гибридов катера и танка. "Грилло" , "Кавалетта", "Локуста" и "Пульче" представляли собой катера водоизмещением 8 т, каждый из них нес по две торпеды, вывешенные над водой на кронштейнах. Силовая  установка состояла из батареи аккумуляторов и двух электромоторов: один мощностью 13 л.с., вращающий гребной винт, и другой 15-сильный, с приводом на гусеницы. К  месту  операции  катер-танк предполагалось доставлять на буксире за миноносцем или моторным катером, дальше со скоростью 4 узла его перемещал электродвигатель, а боновые заграждения преодолевались на гусеницах...
Торпедный    катер-танк «Грилло», Италия, 1918 г.
Строился  по проекту  А. Бизио  в Венеции  на  фирме   СВАН    в 1918 году Водоизмещение  8 т, силовая установка — электроаккумуляторная,  мощность  мотора для привода  винта 10 л. с., мощность мотора для  привода   гусениц 15  л. с., скорость хода на  воде 4 узла. Наибольшая   длина  16,  ширина   3,1, среднее углубление  0,7 м. Вооружение: 2 торпеды. Всего построено 4.
        Аппараты  были готовы в марте 1918 года, и уже 14 апреля "Кавалетта" и "Пульче" вышли на операцию к Пола. Но из-за необычно темной ночи катерам не удалось сразу обнаружить проход. Когда же рассвет застал их в опасной близости от вражеского берега, корабли-конвоиры, приняв на борт экипажи, затопили оба катера.
        Следующую попытку прорватьс в Пола предприняли лишь через месяц. 13 мая в 16.40 из Венеции вышли два миноносца 9-Р и 10-Р, буксировавшие два торпедных катера MAS-95 и MAS-96 и катер-танк "Грилло" под командованием капитана II ранга Пеллегрини. Под прикрытием пяти эсминцев к концу дня итальянцы достигли района Пола и, преодолев минные заграждения, к 1.15 ночи вошли в залив. Далее катера под электромоторами, ведя "Грилло" на буксире, пошли без сопровождения. В 2.18 на линии мысов Пенеда и Компаре MAS-95 и MAS-96 остановили моторы, Остальную часть операции "Грилло" должен был выполнить один. Включен электродвигатель — и аппарат бесшумно двинулся вперед. В 3.25 он уже был у внешнего  бонового  заграждения, прикрывавшего мол с моря.
        Двигаясь вдоль  мола,   катер-танк достиг входа в гавань, также перекрытого боновым заграждением. Каждые четверть часа эта зона освещалась лучами прожекторов, но обнаружить "Грилло" австрийцы пока не сумели: бесшумный ход, отсутствие бурунов, темна облачная ночь — все это было на руку итальянцам. Однако, когда "Грилло" преодолевал на гусеницах боновые заграждения, его заметили со стоявшего у мола сторожевого катера и осветили прожектором. Австрийцы пробили тревогу, сторожевые корабли и катера открыли огонь, а линкор "Радецкий" осветил катер-танк с носа. Но все это не вынудило Пеллегрини отказаться от атаки.
        Всего две минуты потребовалось "Грилло" на преодоление бонов, после чего был включен винт. Быстро достигнув первой противоторпедной сети, экипаж катера вновь дал ход гусеницам, и они уверенно подмяли под себя железные поплавки. Заграждение осталось позади, аппарат устремился было на стоящие прямо перед ним австрийские линкоры, но наткнулся на вторую противоторпедную сеть. Вновь запущены гусеницы, преодолена еще одна преграда... И в это время навстречу вылетел дозорный корабль. Дав задний ход, Пеллегрини избежал таранного удара, однако уйти от артобстрела не удалось. Раздалось несколько выстрелов 47-мм пушки — и вода стала быстро заполнять корпус. Достигнув коллектора электромотора, она лишила "Грилло" возможности двигаться. Видя безнадежность положения, Пеллегрини приказал выпустить торпеды. Те плюхнулись в воду и устремились вперед, однако взрыва не последовало: в суматохе боя не успели отдать предохранительные чеки спускового приспособления. Поняв, что атака не удалась, командир приказал затопить катер-танк. Через некоторое время весь экипаж подняли из воды и доставили на "Вирибус Унитис".
        А тем временем командиры катеров, сопровождавших "Грилло", пристально всматривались в чехарду прожекторных лучей и вспышки выстрелов, ожидая условного сигнала. И по чистой случайности среди выпущенных австрийцами ракет оказались две, цвета которых по договоренности должны были означать:
"Я потопил один линкор типа "Вирибус"...".
        Решено было, что атака Пеллегрини удалась. MAS-95 и MAS-96 дали полный ход и, соединившись с миноносцами и эсминцами, в 8.40 утра прибыли в Венецию. Именно здесь и крылись истоки сенсационной новости о потоплении линкора "Вирибус Унитис". Поспешив объявить об этом, итальянское командование поставило себя тем самым в неловкое положение. На следующий день катер-танк  "Локуста"  пытался проникнуть в порт Триеста, но после того, как его осветили прожекторами и обстреляли, вынужден был ретироваться. В тот же день для выяснения результатов атаки "Грилло" к Пола послали авиаотряд из десяти самолетов. Однако разведка не удалась - у острова Бриони итальянские аэропланы были расстреляны австрийской авиацией.
Через несколько дней после неудачной атаки австрийцы подняли "Грилло" и внимательно изучили сверхсекретную итальянскую новинку. И уже в июле 1918 года австро-венгерский флот заказал судостроительной верфи в Вене два таких аппарата — усовершенствованных и с более сильным вооружением. Водоизмещение их составляло 10 т, вооружение — четыре 450-мм торпеды. Хот они и были спущены на воду, достроить их так и не смогли. Сказались трудности с доставкой ряда дефицитных материалов, а главное - не было подходящих двигателей. Правда, такой же оказалась и судьба большинства австро-венгерских катеров первой мировой войны, хотя конструкторам удалось создать ряд   новаторских,   удачных образцов таких кораблей.
В их числе был и прообраз современных аппаратов на воздушной подушке, спроектированный в 1915 году лейтенантом австро-венгерского флота Т. фон Мюллером-Томамюлем. На этом экспериментальном корабле водоизмещением 11,1 —12,25 т, кроме четырех авиадвигателей суммарной мощностью 480 л.с, работавших на два винта, устанавливался 65-сильный мотор с центробежным вентилятором, нагнетавшим воздух в полость, образованную плоским днигцем, бортовыми стенками, носовым реданом и кормой. Это в принципе должно было существенно снизить сопротивление трения. Однако высота воздушной подушки оказалась настолько мала, что даже при самом незначительном волнении днище катера касалось воды, поэтому при включении вентилятора скорость возрастала менее чем на узел — с 31,9 узла до 32,6. Недостаточной для Адриатики оказалась и мореходность катера. Все это послужило причиной исключения экспериментального аппарата из списков флота в 1916 году.
Экспериментальный   торпедный  катер на  воздушной  подушке, Австро-Венгрия, 1915 г.
Спроектирован   лейтенантом   австро-венгерсного флота   Т. фон   Мюллером-Томамюлем   в 1915 году, считается первым  в  мире  аппаратом  с  использованием поддерживающего   эффекта  поверхности. Полное   водоизмещение  12,25 т, силовая установка  состояла из четырех авиационных    моторов,  приводящих  в движение  два  гребных винта, и  двигателя с центробежным   вентилятором, нагнетавшим  воздух  под днище  аппарата. Мощность  гребных  двигателей 480  л. с., нагнетательного    65 л. с.  Скорость хода без  поддува  31,9 узла, с  поддувом  —  32,6 узла. Длина наибольшая 13, ширина  4, среднее  углубление 0.366 м. Вооружение:   2  желобных    торпедных аппарата  (стрельба назад) и 3  глубинные   бомбы.   Экипаж  5 чел. Оказался недостаточно мореходным.  Исключен   из списков 20 октября 1918 г
        После первых столкновений с итальянскими катерами MAS подобные корабли начали постепенно конструировать и строить и для австро-венгерского флота. В 1916 году инженер Сомбатхей спроектировал весьма удачный катер водоизмещением 6,2 — 6,7 т, вооруженный одной торпедой и четырьмя пулеметами.

Next page
Back