Page 1

1    2

КАТЕРА - ОПАСНЫЕ И МНОГОЛИКИЕ

        Первые признаки, свидетельствующие о том, что немцы разрабатывают какое-то   новое  морское оружие, были подмечены англичанами в марте 1917 года. Однако работы над его созданием начались в Германии двумя годами раньше...
        В ноябре 1914 года английские линкоры по просьбе  французов начали обстреливать бельгийское  побережье, занятое немецкими войсками. Германскому морскому ведомству было поручено найти средства противодействия вражеским артиллерийским кораблям. Помимо традиционных способов борьбы со столь мощными силами, предлагались и экстравагантные, например, телеуправляемые самовзрывающиеся катера, которые можно было бы наводить по проводам на корабли, находящиеся в 20—30 км от берега. К сентябрю 1913 года эксперименты с системами дистанционного  управления, проведенные на озере Мюггель близ Берлина, в Травемюнде и Киле, подтвердили возможность их практического применения. И после этого верфь Фр. Люрсен в Фегезаке получила заказ на 12 моторных катеров, получивших в немецком   флоте обозначение FL.
        Тем временем в Зебрюгге начали строить станцию управления   высотой 30 м, которая обеспечила бы дальность наведения в 20—25 км. Помимо этого, смонтировали мощный радиопередатчик на гидросамолете. Корректируя курс катера и передавая поправки на береговую станцию, он должен был обеспечить  "дальнобойность" нового оружи до 50 км. К концу декабря 1915 года все работы завершили и приступили к испытаниям первых двух катеров. Дистанционное управление работало вполне удовлетворительно. Как итог оборону берегов   Северного и Балтийского морей было решено усилить телеуправляемыми катерами. Фирме Люрсена заказали еще пять подобных кораблей, в Остенде и Либаве занялись оборудованием станции управления, а комиссия по технике связи при военном министерстве и фирма "Сименс -Гальске"сосредоточили усилия на создании более совершенной беспроводной системы управления катером - по радио. Причем   для использовани катера на других участках Балтийского   побережья   начали оборудовать    подвижную    станцию управления на миноносце Т-146; предполагали, что он сможет доставлять катера в Рижский залив, спускать их на воду и по проводам наводить на русские корабли.
        На протяжении 1916 года все 17 катеров были сданы флоту, но многим из них сразу же не повезло. Так, 24 апреля из-за аварии радиоустановки пришлось взорвать на виду у противника FL-3. 8 мая после успешных испытаний на длительность хода у FL-9 не выключился правый мотор, и он, ударившись о пристань, получил тяжелые повреждения. 11 сентября FL-8, посланный в атаку из Остенде, остановилс в трех километрах от английских мониторов и эсминцев из-за того, что кабель управления перетерся о сетевое заграждение. FL-8 был спасен экипажем самолета наведения:  пилот  посадил гидроплан рядом с катером на воду, и летчик-наблюдатель привел "плавучую мину" обратно в базу. 25 сентябр во время атаки пришлось взорвать из-за пожара в моторном отделении FL-5. А через месяц, когда проводились опыты в районе Киля, из-за неполадок в рулевом управлении наскочил на подводную лодку и погиб катер FL-14.
        Впервые атака телеуправляемых катеров увенчалась успехом лишь 1 марта 1917 года: в этот день FL-7, направленный на Ньюпорт, разрушил участок мола длиной 50 м вместе с установленным на нем наблюдательным пунктом. Изучение поднятых из-под воды обломков этого катера дало англичанам представление о характере нового оружия.
        6 сентября FL-8 сделал попытку напасть на отряд английских кораблей в 30 км от побережья. Но артиллерийский огонь пустил его ко дну в 300 м от цели.
        Всерьез военные восприняли новое оружие лишь после удачного нападения телеуправляемого катера 28 октябр 1917 года на английский монитор "Эребус", получивший серьезные повреждения. Тут же среди командиров британских кораблей было распространено предупреждение   адмиралтейства следующего  содержания: "Управляемые электрически моторные катера, применяемые на бельгийском побережье, представляют собой суда с неполной палубой, с двумя моторами, с большой скоростью хода. Они снабжены барабаном, на котором намотано от 30   до 50 морских миль изолированного одножильного кабеля, по которому катер и управляется посредством электричества. В носовой части   катера   значительный   заряд взрывчатого вещества, вероятно, от 136 до 227 кг. Сперва пускают в ход моторы, после чего люди покидают катер. Затем гидросамолет, сопровождаемый сильным отрядом истребителей, следует за катером на расстоянии от 3 до 5 морских миль и передает телеграфисту на берег сигналы о необходимом курсе катера. Эти сигналы могут быть лишь "право руля", "лево руля", "прямо руль". Катер все время идет зигзагообразным курсом.  Это может быть намеренно или случайно. При столкновении с кораблем заряд взрывается сам..."
        Тем не менее большое число неудавшихся попыток использования управляемых катеров подорвало в германском флоте доверие к новому оружию. Была даже сделана попытка переоборудовать шесть таких кораблей в быстроходные артиллерийские с 37-мм пушкой. Но блестящие результаты испытаний стремительных "мин" с беспроводным   управлением,   позволившим увеличить дальность действия катеров до 180 миль, изменили ситуацию: в конце 1917 года эту шестерку снова переделали в телеуправляемые. FL-9, FL-10 и FL-11 были оборудованы системой кабельного управления нового типа, a FL-13, FL-15 и FL-17 аппаратурой радиоуправления. К весне 1918 года в строю флота находилось восемь таких катеров, которые, однако, так и не успели   продемонстрировать свои боевые   возможности: единственную атаку FL-10 28 мая 1918 года пришлось прервать, так как вышла из строя антенна самолета наведения.
        В предыдущем выпуске "М-К" мы писали о том, что немецкому  флоту, готовившемуся к генеральному сражению в открытом море с английским Гранд Флитом, с первых дней  войны пришлось решать совсем иные, чисто оборонительные задачи. И оказалось, что нужны не могучие   линкоры и крейсеры, а маленькие катера, которым не уделялось серьезного внимания в предвоенные годы. Их пришлось срочно разрабатывать и строить уже в ходе боевых действий.
        Для снятия сетевых заграждений в немецком флоте были созданы катера LM, для борьбы с артиллерийскими кораблями противника вблизи берегов — управляемые катера FL.   Еще более поспешно   разрабатывались   катера-тральщики и противолодочные катера UZ.
        Проблема создания мелкосидящего катера-тральщика   возникла в первые же дни войны на Балтике, где на минных заграждениях, поставленных русскими минерами на очень малые глубины, погибло   множество немецких тральщиков. Командование германского балтийского флота поспешно реквизировало   для   вытраливания русских мин рыболовные моторные катера , портовые средства и частные яхты. Но все эти случайно приспособленные суденышки не могли радикально решить проблему траления. Поэтому уже в начале 1915 года морской генеральный   штаб   потребовал   построить 12 мелкосидящих катеров.
Катер-тральщик вспомогательного дивизиона, Германия, 1915 г.
Один из реквизированных моторных катеров, работавших на побережье Северного моря. Водоизмещение 14 т, мощность бензинового мотора 40 л. с., скорость хода 9 узлов. Длина наибольшая 13 м, ширина 2,8, среднее углубление 0,93 м. Вооружение: обыкновенный и змейковый тралы, а также трал-искатель. Всего было реквизировано 12 катеров различных типов — рыболовных, портовых, яхт и пр.
        Моряки предполагали доставлять такие тральщики к месту работ и обратно на кораблях-базах, поэтому ограничили предельный вес 18 т, а длину 16,5 м. Осадка — не более 1,05 м, два мотора по 60 л. с. должны были сообщать катерам скорость 10 узлов. В оборудование входили обычный и змейковый тралы и трал-искатель. Вооружение — 8-мм пулемет.

Next page
Back