Rambler's Top100
Главная страница ВМФ Норвегии

Подводные лодки типа Ula, проект 210

Основные ТТХ ПЛ проекта 210

Длина: 59 м
Ширина:
5,4 м
Осадка: 4,6 м
Водоизмещение: стандартное надводное 940 т, полное 1040 т, подводное 1150 т
ЭУ:
одновальная, дизель-электрическая с полным электродвижением, 2 дизеля MTU 16V396 SB83, 2 трехфазных генератора NEBB - 1,98 MW, один электромотор фирмы Siemens мощность 4<41 MW
Скорость: надводная 11 узлов, подводная до 23 узлов
Дальность: 5000 миль на скорости 8 узлов (с использованием шнорхеля), 400 миль на скорости 4 узлов под водой
Глубина погружения: рабочая около 250 м
Вооружение: 8 533-мм ТА - 14 торпед DM-2A3
РЛС: навигационная РЛС Kelvin-Hughes 1007
ГАС: гидроакустический комплекс STN Atlas Elektronik DBQS-21F, пассивная конформная ГАС Thales
Автономность: 40 суток
Экипаж: 21 человек (3 офицера)
Серия:
S300 ULa (1989)
S301 Utsira (1992)
S302 Utstein (1991)
S303 Utvaer (1990)
S304 Uthaug (1991)
S305 Uredd (1990)

S300 "Ula" S304 "Uthaug" S304 "Uthaug"

Подводные лодки проекта 210

В соответствии с соглашением, заключенным между правительствами Норвегии и Германии, в 1973 г. была начата совместная разработка новой дизель-электрической подводной лодки для ВМС Норвегии. В связи с тем, что германская сторона также имела определенные виды на эту лодку, германские конструкторы стремились оптимизировать ее для действий в прибрежных водах, в то время как норвежцам была нужна лодка для действий не только в Норвежском море, но и в океанских районах Атлантики.
В итоге проект распался на две самостоятельные национальные программы, хотя тесное сотрудничество обеих стран сохранялось. К концу 1984г. работы над проектом, который получил обозначение 210/6071, были завершены, а 29 января 1987 г. на судостроительной верфи TNSW в германском городе Эмдене состоялась закладка головной подводной лодки S300 Ula. Серия подводных лодок этого типа включает 6 кораблей, Все они были построены на судоверфи TNSW.
Как и следовало ожидать, основные архитектурно-конструктивные решения ПЛ Ula заимствованы у германских подводных лодок проектов 206 и 209. Ula выполнена однокорпусной одновальной с полной штевневой носовой оконечностью и веретенообразной кормой. В носовой части имеется развитая надстройка с отличающимся большими размерами ограждением рубки и шахт выдвижных устройств. Кормовое оперение крестообразное.
Лодка имеет дизель-электрическую главную энергетическую установку с полным электродвижением. В ее состав входят два 16-цилиндровых V-образных дизельных двигателя с турбонаддувом MTU 16V396 SB83 мощностью по 1350 л. с., два генератора фирмы NEBB мощностью по 950 кВт, гребной электродвигатель фирмы Siemens мощностью 6000 л. с. и 4 группы аккумуляторов (в каждой группе - по 120 элементов). В процессе разработки энергетической установки в целом уделялось особое внимание улучшению виброакустических характеристик и обеспечению электромагнитной совместимости оборудования.
В качестве движителя использован один гребной винт. При движении под водой лодка способна развивать наибольшую скорость хода 23 узла, в надводном положении ее скорость относительно невелика - не более 11 узлов. При движении в надводном положении ходом 8 узлов лодка может преодолеть расстояние 8000 миль, в подводном положении ходом 4 узла - 400 миль.
Лодка имеет торпедное вооружение: в носовой оконечности установлены восемь 533-мм торпедных аппаратов, предназначенных для стрельбы торпедами DM2A3 германского производства (фирмы AEG). Торпедные аппараты смонтированы в два вертикальных ряда, предусмотрено перезаряжание шести нижних торпедных аппаратов - запасные торпеды размещены соосно с этими торпедными аппаратами. Ракетное вооружение отсутствует.
ПЛ типа Ula имеют современное радиоэлектронное вооружение. Они оснащены новым гидроакустическим комплексом CSU 83 (обозначение НАТО - DBQS-21DN) германской фирмы STN Adas Elektronik в составе гидроакустической станции CSU, бортовой ГАС целеуказания DUUX 2, ГАС с протяженной бортовой антенной для обнаружения и классификации целей, ГАС с буксируемой протяженной антенной. Имеется также аппаратура для замера собственных шумов, датчики которой установлены в ограждении выдвижных устройств и в машинном отделении.
Для освещения надводной обстановки и обнаружения надводных целей используются РЛС типа 1007 и перископы Zero-14 и Zero-15 фирмы Zeiss. Имеются также станция обнаружения сигналов работающих РЛС и аппаратура радиосвязи и радиопротиводействия. В целях интеграции и расширения возможностей отдельных подсистем подводной лодки радиоэлектронное оборудование объединено в рамках АСБУ MSI-90U, разработанной фирмой Norsk Forsvarsteknolgi A/S. Характерная особенность этой системы - реализация концепции распределенной обработки данных, поступающих от подсистем освещения обстановки, с последующим выводом их в наглядной форме на дисплеи многофункциональных пультов (МФП) операторов. Основными компонентами MSI-90U являются микро-ЭВМ KS-900F, до пяти МФП КМС-9000, мультиплексная 32-разрядная линия передачи данных BUDOS с четырьмя устройствами для сопряжения с различными корабельными подсистемами. Программное обеспечение разработано с использованием языка Pascal. В 1986 г. были проведены успешные испытания АСБУ MSI-90U в натурных условиях и начались работы по созданию первого серийного образца для головной лодки.
К проектированию аппаратуры управления движением ПЛ были привлечены специалисты шведской фирмы SAAB, которые доработали в соответствии с требованиями норвежской стороны основной пульт подсистемы. SCC-200 предназначена для автоматического и ручного управления ПЛ по курсу и глубине, изменения ее плавучести и дифферента, а также числа оборотов гребного вала. При переходе на ручной режим управление лодкой осуществляется одним оператором, а режим автоматического управления обеспечивается аппаратурой, созданной на базе микропроцессора фирмы Intel. Возможен также смешанный режим управления.
Благодаря высокому уровню автоматизации управления кораблем, оружием и техническими средствами, численность экипажа удалось сократить до 21 человека вместо 30-34 человек на экспортных дизель-электрических подводных лодках проекта 209.
Источники:
The Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World 2005-2006
Шунков В.Н., Справочник "Подводные лодки"

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru