Rambler's Top100
Главная страница ВМФ России

Эскадренные миноносцы, проект 956 "Сарыч"

Эсминцы пр.956 предназначены для поражения кораблей противника посредством ракетно-артиллерийской атаки, а также конвоирования кораблей и судов с обеспечением противокорабельной и противовоздушной обороны.

пр.956 (plan)

Основные ТТХ эскадренного миноносца пр.956:

Длина: 156 м
Ширина: 17 м
Осадка: 6 м
Водоизмещение: 7940 т
ЭУ: 2 паровые турбины ГТЗА-647 по 50.000 л.с., 2 винта фиксированного шага
Скорость: 32 узла
Вооружение: 2 х 4 ПУ ПКР ЗМ-80 "Москит" без перезарядки, 2 х ПУ (ЗС-90) ЗРК М-22 "Ураган" - 48 ракет; арт.установки: 2 х 2–130-мм АК-130 - 500 выстрелов, 4 х 6-30-мм АК-630 - 8000 выстрелов, 2 х 45-мм (100 выстрелов); 2 х 2-533-мм ТА, 2х 6 РБУ-1000 (96 РГБ-10), 22 мины.
ГАК: МГ-345 "Платина"
РЛС: МР-750 "Фрегат", "Вайгач”
Авиация: вертолет Ка-27
Экипаж: 296 (25 офицеров).
Серия:

"Современный" (1981)
"Отличный" (1983)
"Безупречный" (1985)
"Боевой" (1986)
"Стойкий" (1986)
"Окрыленный" (1987)
"Бурный" (1988)
"Гремящий" (1988)
"Быстрый" (1989)
"Расторопный" (1989)"
Безбоязненный" (1990)
"Безудержный" (1991)
"Беспокойный" (1993)
"Настойчивый" (1993)
"Бесстрашный" (1994)
"Екатеринбург" (1998)
"Александр Невский" (1999)
"Вечный" (1999)

пр.956пр.956пр.956пр.956пр.956 Заправка топливом в открытом море

       В 1971 году началось проектирование "корабля огневой поддержки десанта", получившего номер пр.956 шифр "Сарыч". Процесс проектирования корабля оказался очень сложным. Так в процессе проектирования начало меняться целевое назначение корабля. Значительное воздействие на него оказала программа создания в США нового поколения эсминцев типа "Spruance" - первых многоцелевых кораблей ВМС США. Так кроме артиллерийского вооружения состоящего из двух 130-мм АК-130 было значительно усилено ПВО, принят ЗРК "Ураган" вместо планируемого вначале ЗРК СО и УРО, вместо ПКР П-15М принят новый комплекс ПКР "Москит". Однако выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО было невозможно из-за огромных размеров нового ГАК "Полином" и отсутствия на корабле всяких резервов, которые были израсходованы ранее на мощное артиллерийское вооружение и ЗРК "Ураган". По артиллерии и ЗРК пр.956 безусловно превосходил ЭМ "Spruance". Единственно что удалось, это установить два РБУ-1000, два 2-х трубных 533-мм торпедных аппарата и ВПП со сдвижным ангаром для временного базирования вертолета КА-27, разместить небольшую ГАС "Платина-С" с антенной в носовом бульбе. Иными словами ПЛО обеспечивали только самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.
    Учитывая это обстоятельство, было принято решение о создании системы из двух кораблей: корабля УРО и ПВО пр.956 и специализированного корабля ПЛО, создаваемого в развитие БПК пр.1135, получившего номер пр.1155. По сути планировались совместные действия в составе соединений и групп ЭМ пр.956 и БПК пр.1155. Предполагалось построить 50 кораблей обоих проектов.
    В качестве ГЭУ было принято решение применять ГТУ. Обоснования сводились к следующему: ЮТЗ не обеспечит турбинами программу строительства всех кораблей. Кроме того, в случае затруднения с дизельным топливом, на флоте всегда будут корабли, использующие мазут или сырую нефть. Решение было реализовано без учета многих особенностей эксплуатации ГТУ с еще более напряженными котлами, чем на пр.56, которые были использованы в ГЭУ пр.956. Установка требовала квалифицированного ухода при эксплуатации и дефицитных расходных материалов, которых на флоте не всегда было в достатке. В результате при нарушении правил эксплуатации начались аварии и стало складываться явное предубеждение к установкам данного типа.
    По конструкции корабль пр.956 полубачной архитектуры с симметричным размещение артиллерии и ПУ ЗРК при побортном размещении в носовой части ПУ ПКР "Москит", что в определенной форме напоминает схему размещения вооружения на пр.61Э. Сверхзвуковые низколетящие ПРК "Москит" комплекса УРО пр.956 не имеет аналогов в мире. Модификация этой ПКР имеет другой профиль полета, а также используется в авиационном варианте (дальность полета при этом увеличивается в 2 раза). Целеуказание обеспечивает активно-пассивный комплекс "Минерал". В качестве РЛС общего обнаружения на корабле установлена на первых 4 кораблях "Фрегат-М" или "Фрегат-МА".
Головной корабль "Современный" был заложен 3 марта 1976 года, спущен на воду 18 ноября 1978 года и введен в строй 25 декабря 1980 года. Вся серия этих кораблей была ограничена позже 20 единицами.
    Основным противолодочным кораблем дополнявшим пр.956 должен был стать новый БПК пр.1155. Первоначально разрабатывался как улучшенный вариант БПК пр.1135, имея цель ликвидацию его основных недостатков: отсутствие вертолета и сравнительно малая дальность действия гидроакустических средств, не обеспечивающая целеуказание ПЛУР на полную дальность.
    В процессе проектирования авиационное и зенитно-ракетное вооружение было усилено, установлен ГАК "Полином", вместо ЗРК "Оса-М" размещен многоцелевой ЗРК "Кинжал" и другие новые образцы техники и вооружения. По требованию ряда ученных ЦНИИ им. Крылова, вместо варианта развития бульба по типу пр.1134А, 1134Б, 1135 была принята новая торпедообразная форма. К сожалению, эта конструкция отрицательно сказалась на мореходности, так как вызывала днищевый слеминг и сильное брызгообразование затруднявшее использование оружия. На корабле было обеспечено базирование двух вертолетов Ка–27. Они размещались в двух полуутопленных ангарах, аналогичных по конструкции пр.1134А, 1134Б.
    Артиллерийское вооружение включало вначале два одноорудийных 100-мм автомата АК-100 и четыре 30-мм автомата АК-630М. Противолодочное вооружение было представлено комплексом ПЛУР "Метель" (позже на многих НК был заменен на "Раструб-Б") с двумя счетверенными неподвижными пусковыми установками, двумя 4-х трубными 533-мм торпедными аппаратами и двумя РБУ-6000. В качестве РЛС обнаружения воздушных целей на первых двух кораблях устанавливались "Топаз" и "Топаз-В", а на остальных кораблях "Фрегат-МА" и "Подкат".
    Двухвальная главная энергетическая установка была полностью идентична пр.1135 и включала маршевый и форсажный двигатели на каждом валу. Отличие заключалось в увеличении мощности как маршевого, так и форсажного двигателей.
    Головной корабль пр.1155 получивший название "Удалой" был заложен на судостроительном заводе "Янтарь" в 1978 году, спущен на воду в феврале 1980 года. Всего на заводе до 1991 года было построено 8 кораблей этого проекта. Кроме того еще 4 корабля этого проекта было построено на заводе им. Жданова.
    Неудовлетворительные темпы поставок ЗРК СО "Кинжал" привело к тому, что первые корабли серии сдавались без него, последующие сдавались лишь с одним комплексом и только на последних кораблях устанавливались оба ЗРК в полной комплектации.
    Создание системы из двух кораблей пр.956 и пр.1155 хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль объединяющий возможности пр.956 и пр.1155. Однако из этого ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромиса вело к резкому возростанию водоизмещения. Проводимые иследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации оружия и вооружения. Еще в конце 70-х годов специалистами предлагались различные варианты универсальных пусковых установок и многофункциональных систем управления, создаваемых уже на элементах уже имеемых или разрабатываемых образцов оружия и вооружения. Никаких научных или технических проблем здесь не существовало. Нужны были лишь организационные решения направленные на изменение порядка разработки систем вооружения. Однако руководство ВМФ, в лице С.Г. Горшкова, на это не пошло. Главком не пожелал проводить такую реорганизацию, всегда связанную с интригами и очередным ущемлением интересов моряков в "сухопутном" министерстве обороны СССР под воздействием всесильной промышленности.
    Подобные исследования в США привели к созданию в 1983 году первого многоцелевого корабля - крейсера "
Ticonderoga". На этом корабле впервые были применены унифицированные пусковые установки использующие ПКР, ЗУР, ПЛУР и СКР, а также установлена многофункциональная система "Иджис". Эти крейсера послужили прототипом ЭМ нового поколения в США и Японии. Именно после появления этого поколения кораблей началось научно-техническое отставание надводного флота СССР. Обиднее всего что никаких объективных причин для этого не было, была лишь воля отдельных руководителей компетенция которых мягко говоря была не на уровне. Уйдя от дел эти руководители оставляли после себя себе подобных. Поэтому и в 90-х годах продолжалось строительство морально устаревших кораблей.
    При рассмотрении опыта эксплуатации БПК пр.1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками этого совещания отмечались: отсутствие ПКР, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания Главкомом ВМФ было дано указание разработать модификацию пр.1155 в максимальной степени учитывающей высказанные на совещании пожелания.
    Новый вариант корабля получил шифр 1155.1. Вместо двух 100-мм артиллерийских установок АК-100 установили одну 130-мм АК-130, вместо комплекса ПЛУР "Метель" был размещен комплекс ПКР "Москит
"», а вместо 533-мм торпедных аппаратов разместили универсальный ракето-торпедный комплекс ПЛУР "Водопад". Средства ПВО были усилены путем замены 30-мм автоматов на два ЗРАК "Кортик". Усиление средств ПТЗ было достигнуто заменой РБУ-6000 на новый комплекс ПТЗ РБУ-12000. Наконец вместо ГАК "Полином" разместили новый ГАК "Звезда-2".
    Планировалось серийное строительство этих кораблей на заводе "Янтарь". Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль "Адмирал Чабаненко", который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована.
    Теперь можно лишь гадать, почему сохранили строительство ЭМ пр.956 и прекратили строительство ЭМ пр.1155.1. Ведь вполне возможно было предположить, что совершенствование ЗРК СО "Кинжал" рано или поздно позволило бы решить и проблему коллективной обороны, а последующей эволюцией можно было бы создать многоцелевой корабль.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru