Rambler's Top100
Главная страница ВМФ России

130-мм артиллерийский комплекс береговой обороны "БЕРЕГ"

 

Артиллерийский комплекс "Берег" предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 200 узлов, на непосредственных подступах к побережью - в приливных зонах, островных и шхерных районах, а также для поражения наземных целей. Комплекс может быть развернут на подготовленной или неподготовленной в топогеодезическом и инженерном отношениях огневой позиции. Он может выполнять все возложенные на него боевые задачи в любое время суток и при любых погодных условиях, в условиях активных и пассивных помех, при температуре окружающей среды от -50° до +50°.

Самоходная 130-мм артустановка "Берег" в боевом положении Машина обеспечения боевого дежурства Центральный пост комплекса БО " БЕРЕГ"

130-мм самоходный артилерийский комплекс береговой обороны А-222 "БЕРЕГ"

Вопреки расхожему мнению береговые артустановки не могут быть заменены береговыми комплексами управляемых ракет. В БО, как и в сухопутных войсках управляемые ракеты и артсистемы не заменяют, а лишь дополняют друг друга. Все крылатые ракетные комплексы БО имеют "мертвые" (не поражаемые) зоны от нескольких километров до нескольких десятков километров. Ракеты зависимы от активных помех противника, могут быть сбиты средствами ПВО кораблей. Крылатые ракеты малоэффективны в шхерных районах и, наконец, они намного дороже снарядов ствольной артиллерии, особенно при стрельбе по малотоннажным и десантным плавстредствам. К примеру, в ходе боевых действий в Абхазии и грузины, и абхазы вооружали малые прогулочные катера и другие плавсредства, стоимость которых намного меньше, чем ракеты "Термит" или П-35.
Необходимо отметить, что эффективную защиту побережья традиционные самоходные артиллерийские установки, состоящие на вооружении сухопутных войск, обеспечить не могут. Системы управления, входящие в их состав, не предназначены для решения специфических задач при проведении стрельб по движущимся морским целям. Поэтому для быстрого поражения малоразмерных плавающих целей, которые, как правило, используются при высадке морского десанта (боевые машины, танки, катера), артиллерийские комплексы необходимо укомплектовывать специальными системами управления.
В середине 70-х годов для защиты побережья в артиллерийских частях береговой обороны ВМФ СССР наравне с ракетными противокорабельными комплексами применялись 130-мм артиллерийские установки СМ-4. Низкая мобильность и устаревшие системы управления СМ-4 уже не соответствовали современным требованиям по обороне морских границ. Для быстрого поражения движущихся водных целей и ведения эффективных боевых действий на побережье было необходимо создать новый береговой артиллерийский комплекс.
Разработка 130-мм самоходного комплекса А-222 "Берег" началась в декабре 1976 года в волгоградском ЦКБ "Титан". В 1980 году техническая документация на новый 130-мм береговой самоходный АК А-222 "Берег" была передана ПО "Баррикады".
Первый опытный образец был готов только в 1988 году, после чего на полигоне недалеко от Феодосии начались его испытания. Комплекс отрабатывался до 1992 года. На государственных испытаниях "Берег", удовлетворив все предъявленые требования, показал себя с самой лучшей стороны - на глазах у заказчика прямым попаданием была эффектно уничтожена крупноразмерная цель. Впервые широкой публике комплекс был показан в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби.
В 1996 году береговой АК "Берег", пройдя все положенные испытания, был принят на вооружение ВМФ. В июле 2003 года "Берег" был продемонстрирован в боевом положении министру обороны России Сергею Иванову на полигоне Прудбой в Волгоградской области. В августе 2003 года первый серийный комплекс вошел в состав 40-го БРАП, приписанного к новороссийской военно-морской базе.

Основные характеристики комплекса:
Дальность эффективной стрельбы - до 20 км
Время перевода в боевое положение - 5-30 минут
Максимальное расстояние между ЦП и артустановками:
- по дальности - 1000 м
- по высоте - 300 м
Время на поражение подвижной морской цели с вероятностью 0,8 - 1-2 минуты
Максимальная скорость движения по шоссе - 60 км/ч
Запас хода - 650 км

Баллистика и боеприпасы для орудия взяты от корабельной установки АК-130 (ЗИФ-94), а ряд элементов качающейся части от 152-мм самоходной гаубицы "Мста" (2С-19). В отличие от ствола АК-130 ствол "Берега" имеет мощный дульный тормоз и эжектор в центральной части ствола, скорострельность же "Берега" снизилась более чем в 4 раза по сравнению с числом выстрелов на ствол у АК-130. Машины комплекса "Берег" смонтированы на шасси повышенной проходимости "МАЗ-543М" с колесной формулой 8х8. Масса собственно шасси 21т, на шасси установлен дизель Д-12А-525А мощностью 525 л.с. Применение колесного шасси позволило увеличить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза гарантийный пробег машин комплекса "Берег" по сравнению с современными самоходными орудиями на гусеничном шасси.
В состав комплекса входят центральный пост (ЦП) с системой управления стрельбой, шесть САУ с 130-мм орудиями и 1-2 машины обеспечения боевого дежурства (МОБД).

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА

130-мм орудие самоходной артиллерийской установки А-222 установлено в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве в виде специализированного роликового подшипника, что позволяет вести стрельбу по морскому десанту в широком секторе - плюс/минус 120 град. В вертикальной плоскости орудие наводится в диапазоне от минус 5 до плюс 50 град. Наведение на цель может осуществляться автоматически по цифровым кодам, поступающим от центрального поста, или в полуавтоматическом режиме от прицельного устройства артиллерийской установки.
В последнем случае предполагается, что А-222 участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с центральным постом и машиной боевого обеспечения. Такая возможность автономного функционирования каждой из шести самоходных установок существенно повышает живучесть артиллерийского комплекса "Берег" в целом.
Для стрельбы могут применяться 4 типа снарядов
- осколочно-фугасный с донным взрывателем;
- зенитный с головным взрывателем;
- практический (для проведения тренировочных стрельб);
- учебно-тренировочный для тренировки расчета и проверки материальной части.
В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения, обогрева и вентиляции.
Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.
Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки не менее 40 выстрелов.
Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода электромеханической системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, обеспечивающих жесткость шасси при стрельбе, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем. Кроме того, в этой части башни установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

Основные технические характеристики САУ:
Калибр - 130 мм
Скорострельность - не менее 10 выст./мин.
Дальность стрельбы - не менее 20 км
Угол вертикальной наводки - от -5 до +50 градусов
Угол горизонтальной наводки - 120 градусов
Возимый боекомплект - 40 выстрелов
Тип выстрела - унитарный
Масса - 43.7 тонн
Экипаж - 8 человек

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОСТ

Центральный пост артиллерийского комплекса "Берег" состоит из системы управления огнем "БР-136" с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.
Система управления огнем "БР-136" обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. При этом две из них могут обстреливаться одновременно. После поражения цели система управления позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых.
По определенным параметрам движения сопровождаемых целей система управления вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от центрального поста. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.
В процессе работы центрального поста информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения - две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых устройств ручного управления. При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения.
Данные телевизионно-лазерного канала сопровождения выводятся на телевизионный индикатор. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.
Каждый из двух каналов сопровождения работает в трех управляемых операторами режимах (ручного наведения, полуавтоматического и инерциального сопровождений), а также в двух автоматических (программного - для захвата целей и автоматического сопровождения) Кроме того. в первом канале предусмотрена возможность телевизионно-лазерного сопровождения любой из обнаруженных целей. При работе операторов в управляемых режимах, а также при контроле за качеством автоматического сопровождения используется специальный точный секторный индикатор "Азимут-дальность", на котором отображается радиолокационная информация о надводной обстановке.
Каналы управления стрельбой артиллерийского комплекса "Берег" также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом "БР-136" обеспечивает ведение стрельбы артиллерийских установок как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе "Азимут-дальность" либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика Для документирования результатов стрельб используются цифропечатающие устройства
Кунг центрального поста разделен внутри на пять отсеков: моторный, антенного поста, высокочастотный, радиооператорский и операторский. В моторном отсеке размещены дизельный электрический агрегат для резервного питания (при отсутствии питания от машины обеспечения боевого дежурства или от централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания системы управления огнем.
В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. Система приводов антенного поста позволяет крепить его по-походному, поднимать и опускать в автоматическом и ручном режимах через проем крыши кузова-фургона, закрытом в транспортном положении крышками. СВЧ-энергия подводится к антенному посту через специальный подвижный волновой тракт.
Такие приборы системы управления огнем, как передающее устройство, прибор управления поляризацией и устройство поддержания давления в волноводах, размещены в высокочастотном отсеке, имеющем специальную экранировку от СВЧ-излучений и специальную экранированную дверь.
В радиооператорском отсеке находятся прибор первичной обработки, СВЧ-приемное устройство, цифровой вычислитель и оборудование рабочих мест радиотелеграфиста и водителя-электрика. На рабочем месте радиотелеграфиста установлены радиостанция, приборы коммутационной аппаратуры внутренней связи, блок проводной связи с машиной обеспечения боевого дежурства, а также индивидуальный вентилятор и обогреватель.
Антенна радиостанции может укладываться в транспортное положение при перемещении центрального поста, для чего в кабине водителя установлены специальные органы управления. Рабочее место водителя-электрика обрудовано также пультом дистанционного управления дизель-электрическим агрегатом, пультами управления систем электроснабжения, жизнеобеспечения, вентиляции приборов и пожаротушения.
В операторском отсеке размещены рабочие места командира самоходного комплекса "Берег", командира центрального поста, старшины группы управления, артиллерийского электрика и артиллерийского радиометриста. На рабочем месте командира комплекса находятся аппаратура навигации, связи и сигнализации, визир наблюдения и целеуказания, откидные столики для работы с топографическими картами, резервный прибор управления огнем и телефонный аппарат связи с наблюдательными постами. Для уменьшения мертвой зоны видимости при работе с визиром наблюдения и целеуказания командир может приподнять его с помощью подъемных механизмов, установленных на крыше кунга.
Рабочее место командира центрального поста оборудовано прибором первого канала управления стрельбой и аппаратурой связи с артустановками. Аналогичное оборудование для обеспечения стрельбы самоходных артиллерийских установок по данным второго канала размещено на рабочем месте старшины группы управления. Перераспределение орудий по каналам управления стрельбой может быть произвольным.
Приборы первого и второго каналов сопровождения целей находятся на рабочих местах артиллерийского электрика и радиометриста. Там же размещены прибор управления дальномерно-визирным устройством и аппаратура связи.
Для развертывания центрального поста на неровной местности кунг оборудован специальными домкратами, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Поскольку домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, расчет способен установить центральный пост в горизонтальной плоскости даже в аварийной ситуации. В передней части кунга над кабиной автомобиля установлены два кондиционера - один для системы вентиляции приборов, другой - для системы жизнеобеспечения экипажа.

Основные технические характеристики системы управления и целеуказания:
Дальность обнаружения надводных целей - более 35 км
Время приведения в боевую готовность - 3 минуты
Масса - 43,7 т
Длина - 15,2 м
Ширина - 3,24 м
Высота - 4,415 м
Экипаж 7 человек

МАШИНА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА

Для обеспечения бесперебойного стабилизированного электропитания берегового артиллерийского комплекса "Берег" и предназначена эта машина. В ней установлен съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами напряжением 380/220 В переменного тока частотой 50 Гц и мощностью 30 кВт каждый. Емкость топливных баков, размещенных рядом, рассчитана на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток.
Кроме того, большие возможности, заложенные в конструкцию машины обеспечения боевого дежурства, позволяют использовать ее и для других целей. Так, смонтированная на крыше башенная пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом ПКТ неплохо зарекомендовала себя при организации ближней обороны автомобиля. А наличие в кузове-фургоне специального оборудования и навигационной аппаратуры обеспечивает своевременное оповещение расчета о радиационном, химическом заражении и надежный выход комплекса (или части машин при их рассредоточенном перемещении) в любой заданный район.
Удобные двухместное и четырехместное купе способствуют хорошему отдыху личного состава всего комплекса по скользящему графику. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.
В кузове-фургоне размещена столовая и кухня. В столовой одновременно могут принимать пищу четыре человека. Наличие раскладного стола для игр, книг, газет и журналов позволяет использовать столовую и как комнату отдыха личного состава. Запасы продовольствия и оборудование кухни позволяют обслуживать десять человек в течение семи суток
Экипаж машины обеспечения боевого дежурства состоит из четырех человек.

Основные характеристики:
Мощность системы энергоснабжения - 2x30 кВт
Количество человек, обслуживаемых системами жизнеобеспечения - 10
Запас топлива, продовольствия и воды - 7 суток
Масса - 43,5 т
Длина - 15,936 м
Ширина - 3,23 м
Высота - 4,415 м
Комментарий от автора страницы (Dmitriy Andreev):
Как человек, два года своей жизни постоянно работавший в подобных машинах, я считаю, что в описании МОБД наша пресса допустила ряд ошибок.

Машины обеспечения боевого дежурства давно и успешно используются в мобильных частях РВСН, но представляют собой комплексную систему состоящую из нескольких машин на шасси МАЗ-543, потому что все, вышеперечисленное в статье, в один кунг на шасси МАЗ-543 физически просто не влезет. Особенно "прелестно" выглядят в машине для отдыха два дизель-генератора. В вышенаписаном тексте фактически описаны 4 реально существующие машины обеспечения:
- машина охраны ( караульное помещение ) - имеет на вооружение башенный крупнокалиберный пулемет. Внутри кунга имеются помещения для дежурной смены караула, для отдыха, помещение для пультов технических средств охраны. Если я не ошибаюсь, то на фотографии МОБД представлена именно машина охраны
- передвижная дизель-электростанция - 4 дизель-генератора по 30 кВт
- столовая-кухня с запасами провизии, холодильниками, плитами, спальным местом для повара и помещением для приема пищи
- спальное помещение ( как мы его называли - "гостинница") с маленькими купэ железнодорожного типа
Смущает и малое количество таких машин - одна-две. Для несения службы и размещения личного состава в описаной комплектации (а это не менее 60 солдат и офицеров), по личному опыту автора надо иметь 1 "карпом", 1 столовую, 1 электростанцию, минимум одну "гостинницу".
17.08.2004
Источники:
Десант не пройдет, Игорь Дубровин - (Военный парад, март-апрель за 1994 год)
130-мм самоходный комплекс А-222 "Берег" (Техника и оружие, №2 за 1997 год)
WWW-сервер "Русская Сила"

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru