Rambler's Top100
Главная страница ВМФ России

30-мм спаренная автоматическая артустановка АК-230

Артустановка АК-230 на учебном корабле "Смольный". (56766 bytes), (c)Dmitriy Andreev Артустановка АК-230 на учебном корабле "Смольный". (50123 bytes), (c)Dmitriy Andreev

Проектирование 30-мм спаренной автоматической установки КЛ-302 было начато по Постановлению СМ № 144-85 от 4 февраля 1956 года. Тактико-техническое задание на установку утверждено Главкомом ВМФ 20 марта 1956 года. Проектирование установки было поручено ОКБ-43, а автоматов - ОКБ-16. Главным конструктором установки назначен С. А. Харыкин, а автомата револьверного типа - А. Э. Нудельман и В. Я. Неменов, откуда пошло и название автомата - НН-30 (другой заводской индекс автомата-291П).
Эскизно-технический проект КЛ-302 был представлен 31 августа 1956 года, а рабочие чертежи утверждены 28 мая 1957 года для изготовления опытного образца установки.
Заводские испытания установки проходили с перерывами с 24 мая по 12 декабря 1958 года на полигоне № 55. Полигонные испытания проводились с 11 февраля по 17 августа 1959 года на том же полигоне.
Государственные и корабельные испытания установки КЛ-302 осуществлялись на головном ракетном катере проекта 205 (заводской № 401) в комплексе с автономной радиолокационной системой ПУС М-104 "Рысь" (главный конструктор А. П. Малиевский). Автоматы 291П были изготовлены на заводе № 535 (Тульский машиностроительный), а приводы наведения - на заводе № 710 (г. Москва). По результатам корабельных испытаний КЛ-302 была рекомендована к принятию на вооружение.
Установка КЛ-302 с ПУС "Рысь" была принята на вооружение Постановлением СМ № 882-378 от 24 августа 1962 года и Приказом министра обороны № 0240 от 18 сентября 1962 года под названием АК-230-МР-104.
Работа автоматики НН-30 основана на использовании энергии отката подвижных частей (ствола, короба и связанных с ними деталей) при небольшом ходе этих частей. Автомат НН-30 револьверного (барабанного) типа, имеет вращающийся казенник (барабан) с четырьмя симметрично расположенными патронниками, каждый из которых последовательно перед выстрелом подходит с патроном к каналу ствола и жестко фиксируется относительно его оси.
Наличие четырех патронников позволяет распределить подготовку и производство выстрела между патронниками следую- щим образом: первый патронник, расположенный непосредственно против канала ствола, используется для производства выстрела; второй патронник, считая по вращению казенника, - для выброса стреляной гильзы пороховыми газами, отводимыми из надульника автомата; третий и четвертый патронники - для досылки патрона в патронник. Такая схема дает возможность совместить во времени выстрел с выбросом и досылкой патрона в патронник и тем самым увеличить темп стрельбы.
Канал ствола запирается поворотом казенника. При этом патрон заводится за донную стенку (зеркало) короба. Предварительный сдвиг стреляной гильзы из патронника производится клиновым извлекателем, который при повороте казенника вытягивает гильзу за бурт на 3-5 мм. Выброс стреляной гильзы осуществляется пороховыми газами, отводимыми из надульного устройства.
При откате подвижных частей основная энергия отката аккумулируется пружинами накатника: за счет этой энергии происходит накат подвижных частей. Досылка патрона в патронник осуществляется за счет сжатого воздуха пневмосети.
Ствол охлаждается снаружи жидкостью, циркулирующей между наружной поверхностью ствола и внутренней поверхностью трубы, надетой на ствол. Ствол сзади внутри и казенник спереди внутри охлаждается после каждого выстрела путем впрыскивания жидкости в канал ствола сзади и в патронники казенника спереди и ее последующего там испарения.
Для стрельбы из автомата используются боеприпасы с электрокапсюльной втулкой, которая срабатывает при прохождении в цепи стрельбы тока 0,24-0,65 А.
Питание автомата ленточное. Лента состоит из стальных звеньев. Все детали автомата находятся в кожухе. Автомат крепят на установке за кожух на двух точках, переднее его крепление является силовым, заднее - поддерживающим.
Режимы работы автомата следующие.
Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов непрерывного огня на ствол, после чего он охлаждается в течение 15-20 мин с включенной системой наружного охлаждения.
В исключительных случаях допускается стрельба до израсходования всего боекомплекта (500 патронов) с перерывами между каждыми 100 выстрелами 15-20 с. В таком случае обеспечивается безостановочность стрельбы, но происходит полный износ канала ствола, после чего ствол к дальнейшей стрельбе не пригоден и не гарантируется живучесть отдельных деталей автомата.
Для вооружения тральщиков в ноябре 1960 года ОКБ-43 были выданы тактико-технические требования на установку КЛ-302 в маломагнитном исполнении. ОКБ-43 спроектировало маломагнитный вариант установки, получивший индекс КЛ-302М (АК-230М). К 4 мая 1963 года были завершены испытания АК-230М на тральщике проекта 266 и Приказом Главкома ВМФ № 0328 от 6 ноября 1963 года 30-мм автоматическая установка в "частично маломагнитном исполнении" была принята на вооружение.
Установка АК-230 изготавливалась в варианте "А" для кораблей с бортовым питанием 220 В постоянного тока и в варианте "Б" для кораблей с бортовым питанием 380 В, 50 Гц. Тактико-технические характеристики АК-230М не отличались от серийной АК-230. Установка АК-230М укомплектована электрооборудованием варианта "Б".
Серийное производство установок КЛ-302 (АК-230) велось с 1959 года на заводе № 535. Решение о конце производства АК-230 было принято 30 декабря 1983 года и в следующем году окончательно прекратилось.
Установками АК-230 была вооружена часть крейсеров проекта 68бис, больших противолодочных кораблей проекта 57А, малых противолодочных кораблей проекта 1159Т; а также катера проектов 205, 205М, 205П, 206, 206ЭР, пограничные сторожевые корабли проектов 745 и 95П и др. Установки АК-230М были размещены на тральщиках проектов 257А, 266, 1252, 1265.
По баллистическим данным АК-230 не имеет аналогов ни в ВМФ, ни в армии, ни в ВВС, и ее боеприпасы также не имеют взаимозаменяемости ни с одним из видов 30-мм автоматов.
В боекомплект АК-230 входит осколочно-фугасно- зажигательный снаряд ОФ-83, фугасный снаряд Ф-83 и бронебойно- трассирующий снаряд Бр-83.
Вес снаряда ОФ-83 - 0,354 кг; длина снаряда 4,23 клб; вес взрывчатого вещества 0,039 кг. Взрыватели МГ-30, МГ-31. Индекс выстрела АЗ-УОФ-83.
Вес снаряда Ф-33 - 0,36 кг, длина снаряда 4,3 клб, вес взрывчатого вещества 0,0307 кг. Взрыватель МД-30. Индекс выстрела АЗ-УФ-83.
Вес снаряда Бр-83 - 0,36 кг, длина снаряда 4 клб, взрывчатого вещества нет, 0,0126 кг трассирующего состава, время горения трассера 8 с, взрывателя нет.
Взрыватели МГ-30 и МГ-31 - головные, ударно-замедленного действия, а МД-30 - донный, инерционного действия. Все взрыватели оснащены самоликвидаторами со временем срабатывания через 11-20 с. В ленте через каждые 15 патронов набивается патрон с бронебойно-трассирующим снарядом.
Гильза латунная однократного действия. Вес патрона 1,066 кг.
У всех выстрелов заряд единый - пироксилиново-канифольный ЖБ-83БП весом 0,190 кг, обеспечивающий начальную скорость 1050-1060 м/с.
Официальная табличная дальность - 4738 м, баллистическая дальность (без самоликвидатора) - 6700 м при угле возвышения +45°. Дальность по самоликвидатору - 5000 м. Наклонная дальность, обеспечиваемая прицелом - 4000 м.
Вес установки АК-230 - 1974 кг (вариант "А") / 1926 кг (вариант "Б"). Высота - 1340 мм, радиус ометания по стволу - 2020 мм.
Темп стрельбы одного автомата - не менее 1000 выстр./мин, число патронов в ленте - 500 .

Источники:
А.Б. Широкорад, "Оружие отечественного флота"

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru