Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

Эскадренный миноносец "Новик"

 

4 сентября 1913 г. в русском флоте произошло событие, ставшее яркой вехой в истории кораблестроения. В этот день председатель Постоянной комиссии по испытаниям судов военного флота контр-адмирал А. А. Белоголовый подписал акт о приемке в состав флота головного эскадренного миноносца Новик. Флот получил корабль, который принес заслуженную славу русским кораблестроителям.

Новик стал прототипом и родоначальником массовой серии знаменитых эсминцев. Ему предстояло пройти большой и славный путь в русском и советском флоте.

Новик значительно превзошел все корабли того же класса как отечественного, так и иностранных флотов по вооружению, скорости и живучести. Трехтурбинная энергетическая установка невиданной для того времени мощности 40 тыс. л. с. обеспечила ему достижение мирового рекорда скорости 37,3 уз, которую он показал на одночасовом испытании; на шестичасовом пробеге он устойчиво держал скорость 36,2 уз. Его водоизмещение составляло 1260 т, длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3 м. Новик обладал сильным артиллерийским и торпедным вооружением. Артиллерия его состояла из четырех 100-миллиметровых и четырех малокалиберных орудий. На палубе были установлены  четыре  двухтрубных  торпедных  аппарата.   Кроме  того,
имелись   приспособления   для поставки 50 мин   заграждения. Экипаж насчитывал 130 чел.

Менее чем через год после вступления Новика в строй началась первая мировая война, в которой знаменитый эсминец принял активное участие. 17 августа 1915 г. он вышел победителем из боя с двумя новейшими германскими миноносцами. Один из них был загнан на минное поле и подорвался, другой
получил серьезные повреждения.

18 мая 1916 г. Новик вместе с эсминцами Гром и Победитель впервые в истории произвел залповую стрельбу торпедами по площадям, в результате которой были потоплены вспомогательный крейсер Герман и несколько судов противника. Участвовал Новик и в Моонзундской операции.

В советском флоте эсминец под именем Яков Свердлов находился в строю до августа 1941 г. Он погиб при героическом прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт.

Эскадренный миноносец НовикЗа головным путиловским Новиком последовало строительство серийных, похожих и непохожих на него. Немало пришлось потрудиться Постоянной комиссии с их приемкой. Эсминцы строили на многих верфях. Только Металлический завод сдал флоту восемь кораблей, весьма отличавшихся от Новика.
Их называли эскадренными миноносцами типа Орфей. Они имели несколько большее водоизмещение (1350 т), но меньшую скорость (33-34 уз). За счет исключения одной турбины (вместо трех их стало две) удалось более рационально разместить оборудование, увеличить кубрики и бытовые помещения для

команды.

Обе турбины на миноносцах типа Орфей были реверсивными, чем облегчалось маневрирование. Если для Новика турбины и вспомогательные механизмы были куплены за границей, то на эсминцах Металлического завода были установлены механизмы отечественного производства. Численность экипажей увеличилась на 20 чел.

Первый миноносец Металлического завода Победитель Постоянная комиссия приняла 25 октября 1915 г., а второй- Забияку - через 20 дней.

Комиссия отметила несовершенство торпедных аппаратов. Если производился автоматический выстрел одной из труб аппарата, то из остальных труб можно было выстрелить только вручную. Перед тем как снова перейти к автоматической стрельбе, нужно было разрядить патронники, взвести все автоматы и повторно зарядить патронники. Комиссия указывала, что "в условиях военного времени этот конструктивный недостаток автоматических коробок будет очень серьезным". Орфей и Гром достраивали и испытывали в Гельсингфорсе на
сдаточной базе, куда они были переведены (Орфей на буксире, Гром своим ходом) в конце октября 1915 г. из-за слишком ранних холодов.

Сдаточные испытания кораблей нередко прерывались по причине аварий и неисправностей механизмов.

5 марта 1916 года Орфей был предъявлен Постоянной комиссии для приемных испытаний, часть которых (в основном, якорные проверки) выполнены до 9 марта. Испытания главных механизмов, а также стрельбу из орудий и минных аппаратов из-за льда на рейде пришлось отложить до открытия навигации.

С 22 апреля снова приступили к испытаниям. В этот день миноносец должен был выйти в море для проверки главных механизмов на скорости хода 21 уз, но при сообщении действовавших котлов между собою, по неосторожности мастерового, произошло повреждение в главной магистрали, образовались трещины в тройнике и колене. Поврежденные части были экстренно выписаны из Петрограда, а чтобы не задерживать испытаний, магистраль в поврежденной части была выключена и миноносец 24 апреля под двумя котлами вышел в море для испытаний как главных механизмов, так и артиллерийских установок.

По приведении в исправное состояние поврежденной магистрали миноносец выходил в море для испытаний главных механизмов на полном ходу.

4 мая все испытания закончены и миноносец признан годным для приема в казну .

Гром был принят Комиссией на месяц раньше Орфея.

Очередную пару миноносцев Летун и Десна Металлический завод сдал флоту в июле и августе 1916 г., а в декабре того же года Постоянная комиссия подписала акты о приемке последних двух кораблей серии Самсон и Азард.Эскадренный миноносец Гавриил

Многие из эсминцев, построенных Металлическим заводом прославились боевыми успехами в сражениях на Балтике. Их имена занесены в летопись Великой Октябрьской социалистической революции. Во время Моонзундской операции из орудий Забияки был подбит немецкий миноносец. Эскадренный миноносец Гром повторил подвиг Стерегущего. Многие матросы кораблей Самсон и Забияка штурмовали Зимний дворец.

В советское время эскадренный миноносец Самсон, переименованный в Сталин, много лет нес службу в составе Тихоокеанского флота. Участвовал в войне с империалистической Японией. Из списков флота корабль был исключен лишь в 1946 г. Его орудия теперь стоят в военно-историческом музее во Владивостоке.

Урицкий (бывший Забияка) долгое время был флагманским кораблем Северной флотилии. Азард начал свой боевой счет в советском флоте с потопления в 1919 г. английской подводной лодки L-55 на подходах к революционному Петрограду. Позже его переименовали в Артем. Эсминец Десна плавал в советском флоте под именем Энгельс, а Победитель был назван Володарским.

Артем, Энгельс, Володарский так же, как и головной эсминец Яков Свердлов, погибли во время перехода из Таллина в Кронштадт в августе 1941 г.

Эскадренный миноносец Гавриил прославившийся в годы гражданской войны как верный страж революции, был построен в Ревеле на заводе "Ноблесснер". О том, как нелегко шли испытания Гавриила, явствует из отчета Постоянной комиссии за 1916 г.

"С 15 по 19 сентября 1916 года механизмы и устройства корабля испытывались при стоянке у стенки завода. Через неделю "Гавриил" поставлен в док Гельсингфорса, где комиссия осмотрела его подводную часть. В доке
обшивка кормы укреплена добавочными листами. 11 октября на переходе в Ревель испытывались главные машины на скорости хода 21 уз. Вследствие штормовой погоды для испытаний на полном ходу корабль отошел от стенки только 22 октября, но при выходе из гавани под управлением заводского командира миноносец коснулся грунта рулем и винтами. Для исправления снова поставлен в Гельсингфорсский док.

3 ноября состоялся выход в море, но из-за сильного нагрева колец упорного подшипника правой турбины проверка на полном ходу опять не выполнена.

После приведения в исправное состояние упорного подшипника 15 ноября "Гавриил" вышел в море. Механизмы работали удовлетворительно, но было обнаружено попадание воды с верхнего дна котельных отделений в нефтяные цистерны, а оттуда к действующим форсункам котлов

Десять дней устранялись неисправности. Полный ход был зачтен только 25 ноября 1916 года. После ревизии и контрольной проверки комиссия подписала акт о приемке "Гавриила".

Одному из принятых в 1916 г. в состав Балтийского флота эскадренных миноносцев - Капитану Изыльметьеву предстояло пройти славный боевой путь. В период первой мировой войны он принял участие в Моонзундской операции. Матросы эсминца участвовали в подготовке Октябрьского вооруженного восстания и в штурме Зимнего дворца. Когда в октябре 1919 г. к Петрограду подошла белая армия Юденича, артиллерия
Капитана Изыльметьева прикрывала город. После гражданской войны эсминец считался одним из лучших кораблей по боевой и политической подготовке. По просьбе личного состава приказом реввоенсовета Республики от 31 декабря 1922 г. ему было присвоено имя Ленин.

Великая Отечественная война застала эсминец в Либаве на ремонте. В рядах героических защитников города сражались моряки Ленина. Когда нависла угроза захвата врагом ремонтирующегося эсминца, экипаж взорвал корабль и во главе с командиром капитан-лейтенантом Ю. Афанасьевым с боями пробился из окружения.

С апреля по октябрь 1917 г. прошли испытания и были приняты в состав Балтийского флота эсминцы Изяслав, Автроил, Константин и Свобода (бывший Владимир).

Черноморский флот получил девять эскадренных миноносцев типа Новик. Четыре из них - Гневный, Беспокойный, Дерзкий и Пронзительный Николаевский завод построил и сдал флоту осенью 1914 г. Пять кораблей - Громкий, Поспешный, Счастливый, Быстрый и Пылкий были спущены в Петрограде, но затем в разобранном виде перевезены в Николаев и Херсон, где их собрали и предъявили Постоянной комиссии на испытания. Приняты они были летом 1915 г.

Комиссией была отмечена недостаточная остойчивость петроградских миноносцев. Метацентрическая высота кораблей оказалась равной 0,56-0,57 м вместо 0,78 м по контракту. Причина этого заключалась в значительном влиянии свободной поверхности топлива в нефтяных ямах междудонных отсеков, где
вследствие большой ширины помещений нефть при малейшем крене переливалась в одну сторону, перемещая тем самым центр тяжести.

Эскадренный миноносец Шаумян (бывший Левкос)Комиссия предложила разделить каждую яму четырьмя продольными переборками, а для спуска нефти из бортовых ям в середине предусмотреть клинкеты.

Отмечались недопустимо большие мертвые запасы нефти. Кораблестроителям предлагалось учесть этот недостаток при проектировании и строительстве новых кораблей. Морское
ведомство постановило "недопускать каких-либо лишних грузов или устройств на палубе или вообще выше ватерлинии и на волне, при малых запасах нефти следить, чтобы крен миноносца не переходил за 38 градусов".

Существенные замечания высказала Комиссия и по николаевским миноносцам. Указывалось на излишнюю высоту надводного борта в районе кормы, на недостаточную маневренность и повышенную чувствительность к бортовой качке. Комиссия предлагала при строительстве новых миноносцев усилить прочность их корпусов.

В начале 1917 г. в Николаеве были спущены на воду эсминцы Керчь и Фидониси из числа так называемой ушаковской серии. При разработке и строительстве этих кораблей частично были учтены недостатки предшествующих миноносцев типа Новик: улучшены обводы кормы, повышена маневренность за
счет увеличения площади руля, возросла метацентрическая высота.


Торпедное вооружение ушаковской серии состояло из четырех трехтрубных аппаратов с приборами центральной наводки. К четырем 102-миллиметровым орудиям добавилась 40-миллиметровая зенитная пушка. Дальность плавания возросла с 1680 до 2000 миль.

По совету А. Н. Крылова скоростные испытания эсминца Керчь Постоянная комиссия проводила у мыса Ай-Тодор на глубокой воде. Несмотря на некоторую перегрузку, эсминец развил скорость 33,53 уз, перекрыв заданную контрактом норму.

Несколько миноносцев ушаковской серии так и остались недостроенными до конца гражданской войны.

Калиакрия, Гаджибей и Фидониси были затоплены командами в Цемесской бухте вместе с другими кораблями Черноморского флота. Последним погиб эскадренный миноносец Керчь. Перед тем как команда сошла на берег, командир корабля революционно настроенный офицер В. А. Кукель дал с борта Керчи историческую радиограмму:

Всем, всем, всем! Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота,
которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец "Керчь"
.

К 1917 г. в России было заложено 53 эсминца типов Новик, Орфей и Керчь.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru