Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Русские дредноуты

 

Спуск линейного корабля СевастопольЗаложенные в 1909 г. линкоры-дредноуты Севастополь, Полтава, Петропавловск и Гангут вступили в строй уже в ходе первой мировой войны. Акт о приемке последнего из них - Гангута Постоянная комиссия подписала в декабре 1914 г.

Это были вполне современные корабли, не уступавшие лучшим дредноутам иностранных флотов. Водоизмещение их составляло 24-28 тыс. т, скорость полного хода 24 уз, мощность паровых турбин достигала 45 тыс. л. с. Установка на линкорах легких "миноносных" котлов обеспечила им массогабаритные преимущества.

Впервые в русском флоте двенадцать 305-миллиметровых орудий главного калибра размещались в четырех трехорудийных башнях. Расположение башен линейное, в диаметральной плоскости, на одном уровне. Палуба была предельно освобождена от надстроек, что обеспечило максимальные углы обстрела всех четырех башен.

В испытаниях и приемке орудийных башен участвовал А. Н. Крылов, которому удалось решить довольно сложный технический вопрос, связанный с точностью замера давления в цилиндрах тормозов отката орудий.

Кроме главного калибра, линкоры имели по шестнадцать 120-миллиметровых противоминных орудий, установленных в бронированных казематах. Броневой пояс толщиной 225 мм проходил по всему борту линкора. Толщина палубной брони составляла 38-76 мм. Торпедное вооружение состояло из подводных аппаратов.

Оригинальной была конструкция корпуса. Усилены днищевые стрингеры. Примененная по проекту И. Г. Бубнова продольная система набора верхней палубы благоприятно сказалась на общей прочности корабля. Благодаря тройному дну существенно повысилась живучесть линкора. Отсеки были разделены сплошными водонепроницаемыми переборками, доведенными до главной палубы.

Корабль выравнивался при крене специальными устройствами. Крен в 6° мог быть ликвидирован за 5 мин. Дифферент выравнивался затоплением носового котельного отделения, так Линейный корабль Петропавловск возвращается с ходовых испытанийкак остальные котлы давали достаточно пара для одной машины. После выравнивания осадка линкора увеличивалась лишь
на 1 м, но даже в этом случае высота надводного толстого броневого пояса составляла более 2 м. Для уменьшения веса корпуса применялась сталь повышенного сопротивления.

Постоянная комиссия отмечала особую тщательность монтажных работ и отделки внутренних помещений на головном Севастополе.

Отдавая должное высоким тактико-техническим данным и преимуществам новых линкоров-дредноутов перед зарубежными, Постоянная комиссия в ходе испытаний указала и на отдельные слабые стороны этих кораблей и, в частности, на недостаточную эффективность противоминной защиты, нецелесообразность торпедного вооружения на линкорах. На первом этапе испытаний Комиссия забраковала приборы центральной наводки системы "Эриксон".

Черноморские дредноуты строились на два года позже балтийских. К постройке линейного корабля Екатерина II Николаевский завод "Наваль" приступил в октябре 1911 г. На соседнем заводе "Руссуд" почти в это же время были заложены Императрица    Мария    и    Император    Александр    II.

За постройкой кораблей наблюдала комиссия от Морского министерства во главе с контр-адмиралом Давители. Такие комиссии существовали и на других заводах. В частности, в 1917 г. старшим наблюдающим за постройкой боевых кораблей на петроградских верфях был прогрессивно настроенный корабельный
инженер Н. Н. Кутейников. В обязанности наблюдающего входило следить за ходом строительства с момента закладки и до предъявления корабля Постоянной комиссии по испытаниям судов военного флота.

Черноморские линкоры строились четыре года. Приемные испытания Екатерины II были успешно завершены 18 октября 1915 г. Корабль при водоизмещении 23783 т и мощности машин 26,5 тыс. л. с. развивал скорость до 21 уз.

От балтийских линкоров Екатерина II отличалась тем, что в составе противоминной и зенитной артиллерии имела двадцать 130-миллиметровых, восемь 75-миллиметровых и четыре 47-миллиметровых пушки. Экипаж линкора состоял из 1220 чел.

На ходовых испытаниях Императрицы Марии выявился значительный дифферент на нос. В связи с этим даже небольшая волна заливала палубу, корабль плохо слушался руля. По требованию Постоянной комиссии завод принял меры по облегчению носовой части линкора и уменьшению дифферента до минимума.

Усиление Черноморского флота новыми линкорами дредноутного типа изменило соотношение сил на этом театре военных действий в пользу России.

К сожалению, Императрица Мария погибла в 1916 г. в Севастопольской бухте в результате диверсии. Представляют интерес замечания Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора.

"Система аэрорефрижерации артиллерийских погребов "Императрицы Марии" испытывалась в продолжение суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточным испытанием погребов".

Нет оснований ставить под сомнение заключение специальной комиссии, производившей расследование причин гибели корабля. Однако ясно и то, что злой умысел, как основная версия причины гибели, имел для своего осуществления весьма благодатную почву. Несовершенство систем вентиляции и охлаждения Линейный корабль Императрица Марияартиллерийских погребов, а также поспешность в проведении приемных испытаний отрицательно сказались на состоянии и эффективности работы средств обеспечения непотопляемости и живучести линкора. А высшее командование торопило с приемкой корабля в состав действующего флота.

Другие линкоры тоже недолго плавали по Черному морю. Екатерина II (с 1917 г. -Свободная Россия) по приказанию Советского правительства была затоплена 18 июня 1918 г. в районе Новороссийска. Вступивший в строй в июне 1917 г. Александр II (Воля) был угнан в 1920 г. Врангелем в Бизерту.

Для ремонта новых черноморских дредноутов Морское министерство заказало николаевскому заводу "Руссуд" плавучий док грузоподъемностью 30 тыс. т. Док строился три года. К его испытаниям Постоянная комиссия приступила 10 мая 1916 г. В ходе испытаний выяснилось, что полное водоизмещение дока на 5300 т меньше оговоренного в договорной специфике.

Подъем дока с судном занимал меньше времени по сравнению с указанным в контракте, а возвышение надводной стапель-палубы порожнего дока оказалось большим на полметра. Отступления от требований контракта и спецификации были санкционированы Морским министерством.

Комиссия испытала док по прямому назначению. В док был введен эскадренный броненосец Синоп. Заполнялся док в течение 9 ч 30 мин, а подъем вместе с броненосцем занял 2 ч 20 мин. Док выдержал испытания, и Комиссия 3 июня 1916 г. подписала приемный акт.

В конце 1915 г. в составе Постоянной комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Белоголовым, числились помощник председателя генерал-майор Лопатин, артиллерист капитан 1-го ранга Гаврилов 1-й, инженер-электрик Наумов, минер капитан 2-го ранга Нелидов, инженер-механики капитан 1-го ранга Новиков, капитан 2-го ранга Поляков, капитан 2-го ранга Титов, старший лейтенант Крутиков и заведующий делопроизводством капитан 2-го ранга Пеликан.

С 5 февраля 1916 г. к исполнению, обязанностей председателя Комиссии приступил контр-адмирал С. С. Ивановский в связи с назначением Белоголового на должность начальника Моонзундской укрепленной позиции.

Несмотря на трудности военного времени, Постоянная комиссия успешно продолжала испытания и приемку от казенных и частных заводов новых и капитально отремонтированных кораблей. Нередко выход корабля в море на испытания превращался в боевой поход.

Ссылаясь на военную обстановку, Морское министерство указывало на необходимость сокращения приемных испытаний кораблей с целью быстрейшего ввода их в боевой строй флота.

За период с 1914 по 1917 г. Постоянная комиссия провела испытания и передала флоту семь линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 31 подводную лодку, девять сторожевых кораблей, шесть тральщиков, большой плавучий док, несколько десантных судов и буксиров.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru