Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

"Расформировать Постоянную комиссию..."

 

К началу 1917 г. в составе русского флота числилось 558 военных кораблей различных классов и типов. Достраивались и проходили испытания 79 кораблей.

Крейсер АврораПосле февральской революции в соответствии с объявленным 22 мая 1917 г. новым положением о флоте к участию в испытаниях кораблей стали привлекаться судовые комитеты. Но, несмотря на возросшую требовательность приемных комиссий, качество работы судостроительных заводов, особенно частных, заметно ухудшилось. Корабли предъявлялись к испытаниям в незаконченном виде. Судовые устройства предварительно не проверялись, и поэтому при испытаниях обнаруживались такие недочеты, из-за которых требовалось производить переделки и повторные испытания.

Революционная обстановка в стране продолжала нарастать. Дни Временного правительства были сочтены. Шел Великий Октябрь. Корабельные команды были настроены по-боевому. Из резолюции общего собрания представителей судов минной дивизии от 25 октября 1917 г.:

"Мы, представители судов "Автроил", "Изяслав", "Гавриил", единогласно постановили: требовать перехода всей власти к Всероссийскому съезду Советов; требовать немедленного роспуска Предпарламента Российской республики, созданного для оплота буржуазии и контрреволюционного
правительства; никакой торговли за власть с буржуазными классами быть не может, ибо, добиваясь власти, они направляют ее против народа и стремятся восстановить свое господство над трудящимися. Вся наша сила за Советами, и мы в любой момент по их призыву готовы пойти на баррикадный бой против буржуазных классов".

Несмотря на накал революционных событий, заводы продолжали достройку и сдачу кораблей. 26 октября 1917 г., когда штурмом был взят Зимний дворец и арестовано Временное правительство, из Николаева в Петроград пришла обычная деловая телеграмма:

Петроград. Комиссии по испытаниям судов

Пятого ноября командируйте в Николаев Витстедта, Рейнгарда, Морица
и одного инженер-механика для приемки эльпидифоров.

Лопатин, Комипи

На обороте лопатинской телеграммы от руки написана резолюция:

Сообщить телеграммой генералу Лопатину, что по восстановлении в
Петрограде нормальных условий будут командированы в Николаев Витстедт, Мориц и Рейнгард

30 октября 1917 г.

Инженер-механик капитан 1-го ранга Поляков

Но начались акты саботажа тех членов Комиссии, которые не приняли Октябрьскую революцию.

Севастополь. Морское собрание. Генералу Лопатину

Ввиду малых прогонных инженер Мориц отказывается выехать в Севастополь

№ 1717. Поляков

В исторический день 25 октября 1917 г. в Петрограде на стапелях Путиловской верфи находились эскадренные миноносцы Капитан Кононзотов, Капитан Кроун, Капитан Керн и Лейтенант Дубасов. На этой же верфи вооружались и ремонтировались эсминцы Миклухо-Маклай, Капитан Белли и Прямислав.
На Балтийском заводе велась достройка подводных лодок Ерш и Форель. Многие матросы этих судов приняли участие в революции.

Крейсер Аврора в 1917 г. находился в ремонте на Франко-Русском заводе. 22 октября по окончании ремонта он был предъявлен Постоянной комиссии для приемных испытаний. Предполагалось, что крейсер выйдет в море на пробу машин. Но приказом Центробалта крейсер Аврора был задержан в Петрограде.

Известно, какую поистине легендарную роль сыграла Аврора в Великой Октябрьской социалистической революции. Выстрел холостым снарядом с крейсера послужил сигналом к штурму Зимнего дворца.

Для создания нового государственного аппарата молодой Советской Республике предстояло до конца, во всех звеньях и направлениях разрушить старую государственную машину и в том числе старый военный аппарат. Дошла очередь и до Постоянной комиссии.

Приказ по флоту и Морскому ведомству
по Коллегии Народного Комиссариата по морским делам
В Петрограде марта 9-го (февраля 24-го) дня 1918 года № 206
Расформировать Постоянную комиссию для  испытания судов военного
флота. Личный состав Комиссии уволить от службы.

Коллегия Народного Комиссариата по морским делам

В архиве имеется любопытный документ, датированный 6 марта 1918 г.

Экстренно. 2-му помощнику министра

Ввиду возможного вступления германских войск в Петроград и непредположенной эвакуации вверенной мне Комиссии полагал бы совершенно необходимым дела... уничтожить теперь же сожжением с составлением соответствующего протокола об этом. Чертежи и имущество канцелярии Комиссии уложить, что возможно, в ящики, коих будет около 30 штук, шкафов около
15 штук, столов около 10.

Докладывая о вышеизложенном, прошу соответствующих распоряжений
Ваших и указаний, под чью ответственность и охрану сдать по описи:

1) не подлежащие уничтожению дела комиссии и

2) имущество канцелярии комиссии.

Канцелярия комиссии помещается в здании, расположенном в районе
гребного Петроградского военного порта.

Председатель Комиссии А. Белоголовый

На документе наложена резолюция помощника наркома по морской части.

1.  Сдать в Мехагук.

2.  Сдать в Петр. порт.

Затем последовал приказ об официальной ликвидации Постоянной комиссии.

20 марта 1918 года. Ввиду состоявшегося 9 марта (24 февраля) 1918 года приказа по флоту и Морскому ведомству за № 206, полученного во вверенной мне Комиссии 20-го сего марта, объявляю состав комиссии для ликвидации дел Комиссии: председатель-Председатель Комиссии А. А. Белоголовый; помощник - инженер-механик Н. И. Лопатин; члены - Н. К. Перекрестов, В. Г. Поляков, В. К. Николенко, Н. В. Высоцкий, Л. В. Коринфский, Д. К. Неупокоев; участвующие А. А. Пеликан и В. В. Александров.

Председатель Комиссии А. А. Белоголовый

Несмотря на начавшуюся ликвидацию Постоянной комиссии, испытания и приемка новых кораблей продолжались. В декабре 1917 г. Николаевским заводом была предъявлена для испытаний подводная лодка Буревестник. Вот текст телеграммы.

Кому: Генмор, Комисп.

От Крутикова. Подана 2 декабря 1917 года в Николаеве

Получена 3 декабря 1917 года в Петрограде

Предъявлен Буревестник. Необходимо срочно командировать Морица в
Севастополь, Лихманова в Николаев. Прошу перевести телеграфом жалованье, суточные, прогонные в Николаев - Севастополь и обратно. 5-го ухожу с лодкой

№ 1116. Крутиков

В ноябре 1918 г. Постоянная комиссия была окончательно исключена из списков Народного Комиссариата по военным и морским делам.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru