Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Восстановление флота и возрождение Постоянной комиссии

 

Интервенты при содействии белогвардейцев только в конце гражданской войны захватили и увели два линкора, три крейсера, девять миноносцев, шесть подводных лодок, около 400 вспомогательных и транспортных судов. На дне Черного моря под Новороссийском покоилась эскадра в составе линкора Свободная Россия и девяти миноносцев.

"В общем ходе революции и гражданской войны, - писал М. В. Фрунзе, - на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары. В результате их мы лишились большей и лучшей части его материального состава, лишились огромного большинства опытных и знающих командиров, потеряли целый ряд морских баз... В сумме все это означало, что флота у нас нет".

Между тем для защиты страны с большой протяженностью морских границ необходим был сильный военно-морской флот.

Восстановление флота началось с Морских Сил Балтийского моря, где еще сохранились корабельный состав и относительно развитая судостроительная база. 25 октября 1920 г. после рассмотрения в Совете Труда и Обороны проекта постановления об организации специальной комиссии для восстановления флота В. И. Ленин выносит решение:

"Поручить Петроградскому Совдепу и специально Комитету Обороны Петрограда обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота и согласование всех учреждений, способных помочь делу, с устранением всякой волокиты и с установлением реального надзора за быстротой и успешностью работы".


Это был первый документ, положивший начало восстановлению флота.

Огромное значение для флота имели решения X съезда РКП (б) в марте 1921 г. Съезд специально рассмотрел вопрос о флоте и признал "необходимым в соответствии с общим положением и материальными ресурсами Советской Республики, принять меры к возрождению и укреплению Красного военного флота" .

Подавляющая часть кораблей нуждалась в капитальном ремонте и модернизации. Крейсер Аврора стал первым кораблем, который было решено в возможно короткий срок ввести в состав Балтийского флота.

9 ноября 1922 г. специальная комиссия начала приемку Авроры от Кронштадтского порта после консервации и ремонта. В то время Постоянной комиссии по испытаниям кораблей не существовало и ее функции выполняли временные комиссии во главе с председателем, назначавшимся, как правило, от Управления кораблестроения из состава Комиссии по наблюдению за постройкой и ремонтом (Комнаб) или из командиров соединений.

23 февраля 1923 г. в день пятой годовщины Красной Армии и Флота после завершения приемных испытаний крейсер Аврора под командованием Л. Поленова вошел в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота. К концу этого же года в состав флота кроме Авроры вошли линкор Петропавловск, переименованный в Марат, дивизион эскадренных миноносцев (восемь кораблей), девять подводных лодок типа Барс, двенадцать тральщиков, плавучая база Орлица  и другие корабли.

Вскоре сводный отряд Балтийского флота, насчитывавший 18 вымпелов, впервые после гражданской войны совершил практическое плавание. Учебное судно Комсомолец из состава этого отряда заходило в Кильскую бухту.

В марте 1924 г. приказом по флоту "для организации возможно быстрой приемки выходящих из ремонта судов Балтийского флота и ведения одновременно приемных испытаний" была назначена комиссия из представителей Морского технического управления, Балтийского флота и Ленинградского порта под председательством корабельного инженера А. П. Шершова (впоследствии известного кораблестроителя, вице-адмирал-инженера).

Аналогичная комиссия была создана для приемки кораблей от черноморских судостроительных заводов, которые к тому времени также начали восстановительные и достроечные работы.

Спуск подводной лодки типа АГ плавучим краномПервыми боевыми кораблями Черноморского флота, достроенными при Советской власти, стали подводные лодки АГ-23 и АГ-24. При торжественном спуске первой из них в сентябре 1920 г. присутствовал по указанию В. И. Ленина уполномоченный ЦК РКП (б) А. В. Луначарский. В ноябре 1921 г. эти подводные лодки вместе с плавучей базой Георгий под флагом М. В. Фрунзе посетили турецкий порт.

Позже вступили в строй подводные лодки АГ-25, АГ-26 и Нерпа (типа Барс), сохранившаяся на Николаевском заводе с дореволюционного времени. Эпроновцам удалось поднять со дна моря подводные лодки Орлан, Пеликан, Судак, Налим и Лосось. М. И. Калинин, посетивший в 1923 г. дивизион первых советских подводных лодок, высоко оценил боевые качества кораблей и воинское мастерство подводников. Появление десятка советских подводных лодок на Черном море не на шутку встревожило интервентов. Английский министр иностранных дел Керзон даже направил по этому поводу ноту Советскому правительству, опасаясь угрозы с глубин для "владычицы морей".

Пополнялся Черноморский флот и надводными кораблями. 1 мая 1923 г. после восстановительных работ вышел на ходовые испытания крейсер Коминтерн (бывший Память Меркурия). Были подняты военно-морские флаги на двух эсминцах и пяти канонерских лодках.

Флот Советской Республики рос и мужал. Осенью 1925 г. эсминцы Незаможник и Петровский под флагом начальника дивизиона А. М. Невинского в период заграничного плавания заходили в порты Турции и Италии. На Балтике отряд кораблей совершил поход, вошедший в историю флота под названием "Большого похода". За семь дней плавания было пройдено 2000 миль. На линкоре Марат держал флаг М. В. Фрунзе. После похода М. В. Фрунзе писал: "Мы строим и построим сильный Балтийский флот. Ядро его у нас уже есть".

На Балтике на плавучей базе Смольный М. В. Фрунзе провел специальное совещание, на котором он ознакомил моряков с решением правительства начать постройку новых подводных лодок и обратился с призывом к старым, опытным подводникам принять участие в разработке заданий для проектов подводных

кораблей.

Набирали производственные темпы судостроительные заводы. Проводились организационные мероприятия по повышению эффективности руководства судостроительной промышленностью. 26 ноября 1926 г. Советом Труда и Обороны была утверждена шестилетняя программа военного кораблестроения (1926-1932),
предусматривавшая строительство 12 подводных лодок, 18 сторожевых кораблей, 36 торпедных катеров,
Крейсер Коминтернкапитальный ремонт линкора Октябрьская революция (бывший Гангут), достройку крейсеров Червона Украина и Красный Кавказ, а также нескольких эсминцев. Позднее в программу было дополнительно включено строительство шести больших и четырех малых подводных лодок.

В первом же бюджетном году (1926-1927) на восстановление флота по этой программе правительство выделило 64 млн. руб., т. е. в два раза больше, чем в предыдущем году.

Темпы восстановительных и достроечных работ возрастали, но одновременно усложнялась проблема организации испытаний и приемки от заводов построенных и отремонтированных
кораблей.

1 февраля 1927 г. для испытаний и приемки крейсера Профинтерн на Балтике была назначена приемная комиссия под председательством военного кораблестроителя Ю. А. Шиманского. Назначение председателями приемных комиссий представителей кораблестроительных учреждений (Управления кораблестроения флота, Комнаба и др.), которые были связаны с исполнителями работ (судостроительными заводами) и не являлись полностью от них независимыми организациями, вызвало протест со стороны Научно-технического комитета флота.

Комитет обратился с письмом к начальнику Морских Сил РККА, в котором было высказано мнение о нецелесообразности А. К. Векманназначать председателей комиссий из состава наблюдавших за постройкой. В частности, речь шла о А. П. Шершове и Ю. А. Шиманском. В письме предлагалось рассмотреть вопрос о создании постоянной комиссии по испытаниям и приемке кораблей, не зависящей от органов, ведающих постройкой и ремонтом судов.

Письмо Научно-технического комитета получило одобрение
со стороны командования флота. Начальник Морских Сил РККА Р. А. Муклевич в докладе Реввоенсовету СССР предложил организовать постоянную комиссию по испытаниям и приемке кораблей, назначив во главе ее компетентное лицо, обладающее практическими знаниями и опытом в военно-морском деле.

12 мая 1927 г. Реввоенсовет впервые утвердил штат "Постоянной комиссии по испытаниям и приемке вновь построенных и капитально отремонтированных кораблей", положив начало этой организации, существующей и поныне. Первым председателем Постоянной комиссии стал флагман 1-го ранга А. К. Векман - кадровый морской офицер русского флота, участник гражданской войны. После окончания Морского корпуса в
1903 г. и артиллерийских классов в 1906 г. он служил групповым артиллеристом, затем старшим помощником на миноносцах Пограничник и Страшный. В 1912-1915 гг. А. К. Векман был командиром миноносца, а затем возглавил охрану Ботнического залива.

В годы гражданской войны А. К. Векман командовал Астраханским отрядом Красной Волжской флотилии. За героизм и умелое руководство отрядом при обороне от белых Черного Яра (под Астраханью) он был награжден орденом Красного Знамени. В 1922-1927 гг. А. К. Векман командовал Морскими Силами Черного и Балтийского морей, Каспийской флотилией. В 1940 г. А. К. Векману было присвоено звание вице-адмирала.

Весьма своевременным оказалось создание Постоянной комиссии. Настоящим потоком выходили корабли с судостроительных заводов после ремонта и модернизации, достройки и переКрейсер Красный Кавказоборудования. После модернизации Постоянной комиссией были
испытаны и приняты эскадренные миноносцы Войков, Карл Маркс, Карл Либкнехт, Сталин, Володарский, Валериан Куйбышев, Калинин, Дзержинский, Яков Свердлов, Урицкий.

Были достроены крейсеры Адмирал Лазарев, Адмирал Нахимов и Светлана, заложенные еще в 1913 г. Предложение о их
достройке внес в 1922 г. В. И. Ленин на заседании Политбюро.
Первые два крейсера, получившие названия Червона Украина и Красный Кавказ, достраивались и проходили испытания на
Черном море, третий - Красный Крым (Профинтерн) - на Балтике.

Новые крейсеры представляли грозную силу. Водоизмещение Червоной Украины составляло 7000 т. Главный калибр крейсера состоял из пятнадцати 130-миллиметровых орудий. Имелись зенитные артиллерийские установки, торпедные аппараты. Машины общей мощностью 36 тыс. кВт позволяли развивать скорость до 30 уз.

Крейсер Красный Кавказ водоизмещением 9000 т имел четыре 180-миллиметровых дальнобойных орудия, размещенных по одному в броневых башнях. Дальность стрельбы достигла 207 кабельтовых, а скорострельность - трех выстрелов в минуту. Универсальный и зенитный калибр состояли из двенадцати
100-миллиметровых, двух 76-миллиметровых, четырех 45-миллиметровых и десяти 37-миллиметровых пушек. Торпедное вооружение включало четыре трехтрубных аппарата. Численность экипажа составляла 878 чел. Командовал в то время Красным Кавказом Н. Ф. Заяц, впоследствии контр-адмирал, в годы Великой Отечественной войны и до 1949 г. возглавлявший Постоянную комиссию.

На крейсерах впервые были установлены новые отечественные системы управления главным и зенитным калибрами. Крейсеры оборудовались устройствами для приема на борт самолетов.

На Красном Кавказе имелась катапульта, а самолеты Червоной Украины и Красного Крыма взлетали с воды.

Линейный корабль Октябрьская революцияБольшой модернизации подверглись линейные корабли Октябрьская революция, Парижская коммуна и Марат. На них были поставлены котлы с нефтяным отоплением. Появилась сильная зенитная артиллерия. Усилена броневая защита. На несколько тысяч тонн возросло водоизмещение кораблей.

Испытания линкоров после модернизации проводили специально назначенные Государственные комиссии, которые возглавлялись председателем Постоянной комиссии А. К. Векманом.

И крейсеры, и линейные корабли, заложенные еще до революции, но достроенные и модернизированные в период восстановления флота, с честью выдержали суровые испытания Великой Отечественной войны.

На рассвете 22 июня 1941 г. в Севастополе Красный Кавказ открыл огонь по самолетам противника. В сентябре с крейсера был высажен десант в тылу противника у деревни Григорьевка. Эта успешная операция, возглавлявшаяся контр-адмиралом Л. А. Владимирским и капитаном 1-го ранга С. Г. Горшковым,
существенно помогла защитникам Одессы. Главный калибр крейсера уничтожал батареи и танки фашистов, рвавшихся к Севастополю. За смелые и решительные действия при высадке морского десанта в порт Феодосия Красный Кавказ под командованием капитана 1-го ранга А. М. Гущина одним из первых кораблей в Военно-Морском Флоте был удостоен в 1942 г. гвардейского звания. Участвовал крейсер и в Новороссийской операции в 1943 г. в составе сил прикрытия и поддержки морского десанта. Тогда им командовал капитан 2-го ранга В. Н. Ерошенко. Почти четверть века находился в боевом строю Красный Кавказ. Из состава Военно-Морского Флота он был исключен в 1955 г.

В послужном списке Красного Крыма, которым во время Великой Отечественной войны командовал капитан 1-го ранга А. И. Зубков, десантные операции в Григорьевку и Феодосию, участие в обороне Севастополя, огневая поддержка морского десанта в районе Южной Озерейки, постановка минных заграждений, конвоирование транспортов с войсками и техникой и многие другие ратные подвиги. За два месяца до конца войны, когда боевые действия на Черном море уже прекратились, Красный Крым был переведен в отряд учебных кораблей, а в 1960 г. исключен из состава флота.

Крейсер Червона Украина вписал короткую, но славную страницу в летопись обороны Севастополя. В начале ноября 1941 г., находясь на якорной огневой позиции против торговой пристани, он в течение 12 дней отражал атаки противника всеми калибрами артиллерии. После гибели крейсера снятые с него пушки были установлены на стационарных батареях. Их обслуживали матросы и офицеры Червоны Украины.

Тяжелым испытаниям подверглись в период Великой Отечественной войны линкоры.

Фашистские летчики буквально охотились за Октябрьской революцией. Сотни бомб обрушились на линкор с первых дней войны. Командовал линкором контр-адмирал М. 3. Москаленко, которому в течение десяти послевоенных лет довелось возглавлять Постоянную комиссию. В 1941 г. из состава экипажа
568 моряков ушли на сухопутный фронт, где показали образцы мужества и героизма. В 1944 г. огонь линкора
под командованием капитана 1-го ранга Н. А. Петрищева поддерживал наступление войск Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской и Выборгской операциях.

Октябрьская революция стала Краснознаменным кораблем Балтийского флота. До 1956 г, линкор находился в составе ВМФ.

В память о боевых подвигах его экипажа в парке Кронштадта установлены снятые с линкора якоря и зенитное орудие.

Особенно тяжелая судьба выпала в первый же год войны на долю Марата. 23 сентября 1941 г. фашисты совершили самый большой налет на Кронштадт. Десятки бомбардировщиков один за другим пикировали на линейный корабль. От взрыва бомбы весом не менее тонны носовая часть вместе с мостиком и надстройками оторвалась от корабля и затонула. Погиб командир линкора капитан 2-го ранга И. Иванов.

Линейный корабль Парижская коммунаПрошло несколько дней и снова заговорили пушки Марата. Оставшаяся часть палубы продолжала возвышаться над поверхностью гавани. Орудия второй, третьей и четвертой башен громили врага. 14 января 1944 г. линкор вместе с другими кораблями вел огонь по вражеским укреплениям в ходе наступательных боев наших войск.

Линейный корабль Парижская коммуна (с 31 мая 1943 г. переименован в Севастополь) участвовал в обороне Севастополя и других боевых действиях Черноморского флота под командованием капитанов 1-го ранга Ф. И. Кравченко, Ю. К- Зиновьева и М. Ф. Романова. Боевой путь Севастополя увенчан орденом Красного Знамени, которым линкор был награжден в 1945 г. В составе флота Севастополь находился до 1956 г.

...Но вернемся к началу первой пятилетки. Восстановление флота завершилось. Дальние плавания кораблей становились обычным делом, одним из видов боевой подготовки.

Так, в 1928 г. отряд советских кораблей в составе крейсера Червона Украина, эсминцев Петровский и Шаумян под флагом командующего Черноморским флотом В. М. Орлова посетил Стамбул, а эсминцы Фрунзе под командованием М. 3. Москаленко и Незаможник (командир отряда Ю. В. Шелтинга) совершили поход в Неаполь.

Мероприятия по реконструкции судостроительных заводов, проведенные в 1930-1932 гг., способствовали выполнению заданий первого пятилетнего плана в четыре года. На повестку дня мог быть поставлен вопрос о создании кораблей новых проектов.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru