Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Пахари моря

 

Основным типом базового тральщика в довоенное время был Трал. Головной корабль этого проекта проходил испытания на Балтике в 1936 г. Государственную комиссию по испытаниям и приемке возглавлял капитан 2-го ранга М. Даимитов. Первые серийные тральщики Фугас и Заряд в том же году испытывала комиссия под председательством капитана 2-го ранга С. Никандрова.

В 1937 г. в состав флота были приняты тральщики Груз, Щит и Минреп, а в следующем - Защитник (Т-411), ставший в годы войны гвардейским (командир капитан-лейтенант В. Михайлов).

Тральщики Гафель, Верп и Шпиль были сданы флоту в 1939 г. Если первые два прошли приемо-сдаточные испытания довольно легко, то сдача Шпиля затянулась из-за аварии главного двигателя и тральной лебедки. Приходилось делать повторные испытания. После Шпиля испытывались Гак, Штаг, Рым и Кнехт.

Основные элементы и вооружение Трала соответствовали его назначению в качестве базового тральщика. Водоизмещение не превышало 450 т. При мощности главных машин 2200 кВт тральщик развивал скорость полного хода до 13 уз. Скорость экономического хода составляла 9-10 уз. Артиллерийское вооружение включало 100, 45 и 37-миллиметровые пушки, по одной каждого калибра. На корабль принималось до двух десятков глубинных бомб. Однако главным оружием корабля были тралы Шульца  и змейковый. Имелся Тральщик типа Трали параван-трал типа К.-1. Экипаж корабля состоял из 65 чел. На тральщиках более
поздней постройки добавлены еще две 37-миллиметровые пушки и предусмотрена приемка на борт 27 мин типа КБ-3
или 46 минных защитников.

Конструкция корпуса базового тральщика обеспечивала достаточную живучесть. Взрыв мины в трале за кормой на расстоянии 7-10 м не вызывал значительных повреждений. Постоянная комиссия, исходя из опыта испытаний головного и первых серийных кораблей,- отметила ряд существенных недостатков этого проекта. В частности, режим работы энергетической установки не позволял уменьшить скорость до 2-3 уз, на которой была возможна эффективная работа с тралом Шульца. Не легко осуществлялось парное траление из-за сложности плавной регулировки скорости движения. Неудовлетворительной была признана скорость выборки параван-трала (0,33 м/с). Недостаточным был запас пресной воды. Ряд замечаний Постоянной комиссии устранили на последующих серийных кораблях. Например, уже на Мине энергетическая установка позволяла плавно изменять скорость. На приемо-сдаточных испытаниях Мины при волнении моря 2 балла скорость хода
с тралом составила 14,46 уз. Несколько улучшили обитаемость.

Тральные силы Тихоокеанского флота комплектовались из кораблей Черноморского и Балтийского флотов. Так, в апреле 1939 г. из Севастополя во Владивосток перешел дивизион тральщиков под командованием П. П. Михайлова. В составе дивизиона шли Веха, Параван, Капсюль и Чека. Вскоре на Дальний Восток прибыл балтийский отряд тральных кораблей.

Кроме базовых тральщиков в состав некоторых флотов входили морские тральщики типа Менжинский, обладавшие большими мореходностью и автономностью. Наличие двухвальной энергетической установки упрощало маневрирование с тралами. Всего к началу войны Военно-Морской Флот получил от промышленности около 40 базовых и морских тральщиков. Кроме того, на флотах имелись катера-тральщики типа Р, КЛТ, КТЩ и КМ.

Катера-тральщики могли производить тральные работы вблизи побережья при состоянии моря до 3 баллов. Их скорость не превышала 9 уз.


Катер-тральщик типа КМУже в начале войны стало очевидным, что количество тральщиков на флотах, особенно на Балтике - было явно недостаточным. Потребность в противоминных кораблях возрастала с каждым месяцем войны. Приходилось переоборудовать
под тральщики буксиры, мотоботы, другие суда и плавучие средства. Велась постройка быстроходных тральных кораблей.
Так, в октябре 1942 г. вошел в строй головной эскадренный тральщик Владимир Полухин с паротурбинной установкой, позволявшей развивать скорость полного хода до 22,4 уз. Дальность плавания составляла 2000 миль. Команда насчитывала 150 чел. Комплекс артиллерийского вооружения состоял из двух 100-миллиметровых, одной 45-миллиметровой, трех 37-миллиметровых и двух 20-миллиметровых пушек. Противолодочное оружие включало 30 больших и малых глубинных бомб. В перегруз можно было принять 20 мин. Имелось размагничивающее устройство.

В ходе войны ленинградскими судостроителями был разработан проект рейдового тральщика Стотонник водоизмещением 150 т. Вооружение включало два 45-миллиметровых орудия и два пулемета ДШК. Два дизеля общей мощностью 1050 кВт обеспечивали скорость полного хода около 14 уз. На экономической скорости 10 уз дальность плавания Стотонника достигала 2200 миль. Экипаж состоял из 25 чел. Он был надежным в эксплуатации, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами.

Головной Стотонник, заложенный на Балтийском заводе 16 июня 1942 г., уже через четыре месяца вышел на испытания в район Шепелевского маяка. Государственную комиссию по проведению испытаний возглавлял вице-адмирал Ю. Ф. Ралль. Испытания проходили в сложной боевой обстановке. Однажды
во время пробного траления корабль попал под прицельный огонь вражеской береговой батареи. Только благодаря мастерству и мужеству экипажа и испытателей удалось вывести корабль из-под обстрела и продолжить испытания трального оборудования. В ноябре 1942 г. приемо-сдаточные испытания
были завершены и первый Стотонник вошел в состав действующего флота.

Вот что пишет о создании "стотонников" бывший нарком Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов в книге "Курсом к победе":

"Несмотря на все трудности войны, мы потребовали от конструкторов,
чтобы корабли были хорошими, с высокими боевыми качествами. В короткий срок был разработан проект корабля. Корпус его для облегчения делался с прямолинейными обводами. Но корабль получился довольно быстроходным, маневренным и устойчивым. Мы стали сооружать по пяти кораблей в месяц".

Только один судостроительный завод им. А. А. Жданова в ходе войны построил 26 "стотонников". А к концу войны в составе трех бригад траления Балтийского флота насчитывалось 85 тральщиков различных типов и 209 катеров-тральщиков.

Тральщики часто называют пахарями моря. Это класс кораблей, для которых боевая деятельность не завершается с окончанием войны. Приходилось очищать моря от вражеских, да и от своих мин, чтобы обеспечить безопасность судоходства. Изо дня в день, постоянно подвергаясь опасности, выполняли они свою важную работу.

Появление магнитных, акустических, магнитно-акустических, гидродинамических и других образцов мин, использование для постановки мин не только кораблей, но и самолетов, а также применение в минах разнообразных противотральных средств намного усложнили работу тральщиков. Это побудило к созданию новых видов тралов и изысканию иных способов траления.

Во время войны противоминные корабли мало стояли у причалов. Тральщик Гафель Краснознаменного Балтийского флота под командованием капитан-лейтенанта Е. Ф. Шкребтиенко, одним из первых удостоенный гвардейского звания, только в течение 1941 г. находился в море 137 дней, совершив 67 боевых походов. За это время он провел за тралами 75 кораблей, уничтожил 30 мин.

Тральщики привлекались к выполнению широкого круга задач. Они несли дозорную службу, производили поиск и уничтожение подводных лодок, ставили мины. Нередко их использовали для перевозки войск и грузов, а также для огневой поддержки. Вот несколько эпизодов из боевой деятельности тральщиков.

Осенью 1942 г. гитлеровцы решили высадить десант на остров Сухо, батарея которого прикрывала ладожскую трассу. С подходом к острову отряд вражеских кораблей с десантом открыл артиллерийский огонь по острову и дозорному тральщику ТЩ-100. Врагу ответили островная батарея и комендоры ТЩ-100, которым командовал старший лейтенант П. К. Каргин. Метким был огонь советских артиллеристов. Вскоре загорелся
головной корабль врага, затем пожары вспыхнули и на десантных баржах. На помощь тральщику подошел "морской охотник" МО-171 (командир старший лейтенант В. И. Ковалевский).

Почти два часа батарея, тральщик и охотник вели тяжелый бой с отрядом вражеских кораблей. Вызвав на помощь авиацию, немцам удалось высадить десант на остров. Но пробыл он там недолго. Защитники острова, корабли Ладожской флотилии и самолеты Балтийского флота разгромили фашистский десант. Противник потерял 17 из 23 десантных барж и до конца войны не предпринимал активных действий на Ладожском озере.

Особенно большая нагрузка легла на тральные силы Балтики в период наступления наших войск в 1944 г. Самоотверженно действовали по очистке от мин Нарвского залива моряки 1-й бригады траления, которой командовал контр-адмирал Ф. Л. Юрковский. Траление осуществлялось при активном противодействии противника. За период с мая по сентябрь здесь было уничтожено более 1300 мин и минных защитников. Успешно справилась бригада и с задачей траления подходов к островам Бьеркского архипелага в Выборгском
заливе в июне 1944 г. У входа в пролив Бьеркезунд тральщики за пять дней затралили и уничтожили 113 мин и 88 минных защитников. Во время траления корабли подвергались сильному артиллерийскому обстрелу островных батарей, но дымовые завесы катеров-завесчиков под командованием капитана 3-го ранга Н. Н. Амелько (ныне адмирала) не позволяли врагу вести прицельный огонь.

Балтийские тральщики вместе с другими кораблями флота участвовали в трудной операции по переброске войск и боевой техники 2-й ударной армии из Ленинграда на Ораниенбаумский плацдарм. Операция проводилась в условиях непосредственной близости противника, захватившего северный и южный
берега Финского залива. Особенно отличились командиры кораблей Ф. Е. Рутковский, А. В. Цыбин, К. М. Буздин, В. А. Тихомиров, А. А. Соколов и многие другие.

В состав Северного флота входили тральщики не только отечественной постройки (специальные и переоборудованные из морских и рыболовных судов), но и полученные от союзников по ленд-лизу.

Немецкие подводные лодки активно действовали в Баренцевом и в горле Белого моря, у побережья Новой Земли и в Карском море вплоть до пролива Вилькицкого. Они атаковали одиночные суда и конвои, ставили магнитно-акустические, магнитно-гидродинамические и другие неконтактные мины, высаживали диверсионные группы для уничтожения полярных станций. Работы североморским тральщикам хватало.

Весьма результативно действовал тральщик Т-116 под командованием капитан-лейтенанта В. А. Бабанова. 5 сентября 1944 г. в Карском море он обнаружил и потопил несколькими залпами из многоствольного бомбомета подводную лодку U-362, а 24 октября атаковал и повредил еще одну немецкую лодку, которую окончательно добили другие корабли.

У острова Диксон летом 1943 г. тральщики Т-108 (командир старший лейтенант И. В. Пилицын) и Т-110 (командир старший лейтенант В. В. Михайлин, ныне адмирал) в течение одного месяца провели за тралами 20 судов и уничтожили 31 неконтактную мину. Особенно отличился тральщик Т-110. За одну навигацию он провел 51 судно и отконвоировал семь судов. Корабль был награжден орденом Красного Знамени.

За успешные тральные работы в 1944 г. и проявленные при этом героизм и мужество командир тральщика Т-112 капитан-лейтенант А. И. Иванников удостоен звания Героя Советского Союза.

Героический подвиг при защите наших арктических коммуникаций совершил 24 сентября 1944 г. экипаж тральщика Т-120, сопровождавшего конвой, под командованием капитан-лейтенанта Д. А. Лысова. Тральщик был торпедирован вражеской подводной лодкой. Акустическая торпеда попала в кормовую часть корабля. Он потерял ход, стал крениться. Верный лучшим флотским традициям, командир принял все меры к спасению личного состава, оставаясь на боевом посту. Были высажены 26 человек на катер и 20 на понтон. До последней
минуты Д. А. Лысов хладнокровно руководил действиями команды в борьбе за живучесть корабля и жизнь людей. От взрыва второй торпеды тральщик затонул вместе с 38 героями во главе с командиром корабля. Высадившимся на катер и понтон пришлось пройти тяжелые испытания, прежде чем они были спасены.

Образцово выполняли свою трудную и опасную работу экипажи тральщиков Черноморского флота. Несмотря на большие глубины моря, минная опасность здесь также была велика. С 1941 по 1944 г. противник выставил на Черном море до 20 тыс. мин. Тральных кораблей не хватало. Соединения тральщиков действовали с полным напряжением сил. В 1944 г. они вытралили и уничтожили 1371 мину.

За успешное траление Трал, Щит, Мина и Арсений Раскин были награждены орденами Красного Знамени. Тральщику Защитник было присвоено гвардейское звание. Командир дивизиона катеров-тральщиков капитан-лейтенант М. Г. Бондаренко и командир катера-тральщика мичман В. В. Поляков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Широко использовались черноморские тральщики и для конвоирования транспортов. Так, базовый тральщик Взрыв только в 1942 г. участвовал в конвоировании 47 транспортов и отразил при этом 27 налетов вражеской авиации.

Пахари моря немало потрудились и после войны. Давно уже отгремела война, но боевое траление продолжалось. Ничем не отличалось оно от военного времени, разве что отсутствием противодействия противника. Несколько тральщиков следуют строем уступа с обеспечением перекрытия протраленных полос, проходят галс за галсом. Всплывающие после подсечения тралом мины нужно расстреливать или подрывать.
Грохочут взрывы мин в тралах, за кормой корабля.

А бывало и так. Вдруг появится мина в протраленной полосе или обнаружится зловещее соседство вовремя не замеченной мины. Один из авторов этой книги в 1945-1948 гг. плавал штурманом на тральщике Т-609. Дивизион тральщиков под командованием капитан-лейтенанта И. Гриневича неоднократно выполнял тральные работы в Японском и Желтом морях. Вытраливали мины и японские, и американские, и свои.
Бортовые номера тральщиков в дивизионе начинались с 605-го и оканчивались 611-м. А вот Т-610 осенью 1945 г. не стало. Он подорвался на мине.

Тральные силы Военно-Морского Флота выдержали суровые испытания войны. Выполнили они и задачи послевоенного периода борьбы с минной опасностью.

В 60-е годы тральщики советского Военно-Морского Флота были приглашены для траления Суэцкого залива и очистки от мин порта Читтагонг Народной Республики Бангладеш. С высокой оценкой выполнили эту задачу советские моряки, заслужив глубокую признательность за рубежом.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru