Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Достойные преемники "Новика"

 

В середине 30-х годов советская судостроительная промышленность уже была способна- начать постройку новых крупных кораблей.

Самыми универсальными, многоцелевыми и активными надводными кораблями флота считались в то время эскадренные миноносцы (эсминцы). Они предназначались для нанесения торпедных ударов, дозорной и разведывательной службы, для охранения больших кораблей от атак самолетов, подводных лодок и легких сил противника, постановки минных заграждений, а также для огневой поддержки морских десантов и сухопутных войск на приморских направлениях.

О знаменитом русском эсминце Новик мы уже рассказывали. Долгое время он составлял гордость отечественного флота. И все же уже в предвоенные годы Новик не отвечал современным требованиям войны на море. Нужно было создать новый проект эсминца. С этой задачей успешно справился коллектив конструкторов под руководством главного конструктора В. А. Никитина, имевшего к тому времени достаточный опыт проектирования кораблей. Были разработаны проекты эсминца типа Гневный и лидера эсминцев типа Ленинград.

К строительству головного лидера Ленинград судостроительная промышленность приступила в 1932 г. Государственной комиссией под председательством А. К. Векмана лидер был предъявлен для приемо-сдаточных испытаний осенью 1936 г., а подписание приемного акта состоялось 5 декабря.

Ленинград имел водоизмещение 2150 т. При мощности главных машин порядка 50 тыс. кВт корабль развивал рекордную скорость, превышавшую 42 уз. Практически торпеде трудно было настигнуть корабль. Пять 130-миллиметровых орудий составляли главный калибр лидера. Имелись и зенитные пушки. Торпедное вооружение включало два четырехтрубных торпедных аппарата и весьма совершенную систему приборов управления торпедной стрельбой. Лидер мог принять на борт до 80 глубинных бомб. Экипаж его насчитывал 220 чел.

А. К. Векман в своем заключении о корабле отметил его высокие боевые, маневренные и эксплуатационные качества. Среди кораблей своего класса Ленинград оказался самым быстроходным в мире.

Государственная комиссия указала и на некоторые конструктивные недостатки, в частности на отсутствие броневого укрытия мостика от пуль штурмовой авиации, недостаточную мощность огня зенитной артиллерии и невозможность стрельбы орудиями  одного  калибра  с  одного  борта,  что  существенно Эскадренный миноносец типа Гневныйосложняло оборону лидера от налетов  самолетов на малых высотах. Часть этих замечаний была устранена уже на первом серийном  корабле.  Был  существенно усилен зенитный калибр.
Противовоздушная    оборона    лидера    стала    обеспечиваться тремя 76-миллиметровыми и пятью 37-миллиметровыми автоматами.

Почти одновременно с Ленинградом в состав Черноморского флота был принят лидер Москва. Через два года этот корабль вместе с эскадренным миноносцем Беспощадный под командованием капитана 2-го ранга С. Г. Горшкова совершил поход в Стамбул, доставив туда министра иностранных дел Турции после его официального визита в СССР.

После длительных испытаний, продолжавшихся около года в строй вошел лидер Харьков, а на Балтике осенью  1940 г был сдан лидер Минск.

10 марта 1936 г.  состоялась закладка лидера Баку. В мае 1941 г. корабль был испытан и вошел в одно из соединений Тихоокеанского флота. В период Великой Отечественной войны Баку перешел по Северному морскому пути с востока на запад и в октябре 1942 г. вступил в строй действующего Северного  флота. В конце войны корабль был награжден орденом Красного Знамени.

Строительство эсминцев типов Гневный и Сторожевой началось в 1935-1937 гг.. Первый из них прошел приемо-сдаточные испытания и был принят в состав флота в 1938 г. Водоизмещение Гневного составляло 1960 т, скорость полного хода 38 уз. Артиллерия включала четыре 130-миллиметровых, два 76-миллиметровых орудия. Торпедное вооружение было представлено двумя трехтрубными 533-миллиметровыми аппаратами. В качестве главных машин использовались турбины мощностью 35 тыс. кВт. На палубу принимались мины, глубинные бомбы. Экипаж состоял из 210 чел.

Постоянная комиссия достаточно, высоко оценила кораблестроительные элементы, мореходные качества и вооружение корабля. Вместе с тем указывалось и на слабые стороны эсминца. В частности, отмечались недостаточность зенитного вооружения и отсутствие на головном корабле морских приборов управления артиллерийским и зенитным огнем (МПУАЗО). Из-за наличия только двух трехтрубных аппаратов не обеспечивалась быстрая повторная атака после первого залпа.

Уместно заметить, что в ходе эксплуатации, особенно в годы суровых военных испытаний, высокая оценка Постоянной комиссией мореходных качеств эсминцев типа Гневный не подтвердилась. Прочность корпусов оказалась недостаточной для плавания в любых погодных условиях.

На серийных эсминцах вместо двух 45-миллиметровых орудий устанавливали четыре 37-миллиметровые автоматические пушки и девять крупнокалиберных пулеметов.

После Гневного Постоянная комиссия испытала и приняла эсминцы Громкий и Грозящий, а 24 февраля 1939 г. военно-морской флаг был поднят на Грозном, получившем в Великую Отечественную войну гвардейское звание. Однотипный со Гневным  эсминец Стерегущий вошел в состав действующих кораблей Краснознаменного Балтийского флота 30 октября 1939 г.

Сторожевой вошел в состав флота в 1939 г. Его вооружение отличалось от Гневного, может быть, только большим количеством зенитных пушек. Но по маневренным элементам и особенно по эксплуатационной надежности и мореходности эсминцы типа Сторожевой были лучше Гневного. При мощности турбин 43 тыс. кВт максимальная скорость достигала 39 уз. Эсминец имел водоизмещение 2000 т. Дальность плавания при
500-тонном запасе топлива составляла 3500 миль. По обитаемости, мореходности, мощности артиллерии Сторожевой превосходил подобные корабли зарубежной постройки. Внешне он отличался от Гневного тем, что имел не одну, а две трубы.

 Эскадренный миноносец Сообразительный (типа Сторожевой)Дальнейшее развитие эсминцев привело в период третьей пятилетки к созданию проекта нового корабля этого класса с двухорудийными башенными установками. Однако война помешала завершить его строительство. Головной эсминец Огневой был достроен уже в конце войны, о чем будет рассказано дальше.

И эсминцы, и лидеры эсминцев включились в активную боевую деятельность буквально с первый часов Великой Отечественной войны. Они отражали атаки авиации и торпедных катеров врага, ставили мины, конвоировали транспорты. 22 июня эсминец Смелый вел охранение турбоэлектрохода Сталин, на котором эвакуировались семьи военнослужащих с
полуострова Ханко. Эсминцы Сторожевой, Сердитый, Сильный и Фридрих Энгельс, тральщик Фугас и три малых "охотника" в Ирбенском проливе выставили 480 мин и 40 минных защитников.

Были и первые потери. Так, головной корабль Гневный уже на второй день войны подорвался на мине и затонул. Экипаж удалось снять с корабля. Гневный стал первой жертвой в советском Военно-Морском Флоте в Великую Отечественную войну.

А 21 августа эсминцы Суровый и Артем под командованием капитана 2-го ранга С. Д. Солоухина в районе мыса Мерсрагс артиллерийским огнем подожгли два транспорта и потопили два катера противника.

Активную и действенную помощь оказывали эсминцы защитникам Ленинграда. Несмотря на сильный обстрел с берега, эскадренный миноносец Стойкий в течение нескольких дней оставался на огневой позиции в Морском канале. В одну из сентябрьских ночей 1941 г. группа кораблей, в которую входил и Стойкий, с близкого расстояния расстреляла колонну фашистских танков во время ее заправки горючим. В 1942 г. Стойкий одним из первых кораблей был удостоен гвардейского звания.

Эсминцы поддерживали огнем десанты в районе Стрельны и Нового Петергофа. В январских боях 1944 г., когда на врага была обрушена вся мощь морской артиллерии Ленинграда и Кронштадта с целью оказания эффективной поддержки наступлению наших войск, особенно отличились экипажи лидера Ленинград (командир капитан 2-го ранга В. М. Климов), эсминцев Свирепый (командир капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев), Грозящий (командир капитан 3-го ранга И. И. Маевский), Опытный (командир капитан 3-го ранга И. Я. Горовой) и Строгий (командир капитан 3-го ранга В. Р. Новак).

Тяжелые испытания выпали на долю лидеров и эсминцев Черноморского флота.

25-26 июня 1941 г. отряд кораблей в составе крейсера Ворошилов, лидеров Москва и Харьков, эсминцев Смышленый и Сообразительный (только что принятого Постоянной комиссией в состав флота) осуществили набеговую операцию на румынский порт Констанцу. Лидеры составляли ударную группу, эсминцы - группу прикрытия. С дистанции 130 кабельтовых был открыт огонь по порту. За десять минут было произведено 350 выстрелов. Артиллерийским огнем лидеров удалось уничтожить большие запасы нефти, взорвать железнодорожный состав с боеприпасами. Были повреждены вокзал и железнодорожные пути, что вызвало затруднения с доставкой в порт нефти.

Но  были  серьезные потери и  с нашей стороны.  Харьков получил повреждения от снарядов береговой батареи и авиации противника. Однако обратный путь до Севастополя он сумел преодолеть. На малой скорости в охранении эсминцев лидер возвратился на базу.

Трагически кончилась набеговая операция для лидера Москва. Уже на отходе от Констанцы он подорвался на мине и затонул. Большинство экипажа пало смертью храбрых на боевых постах. Раненый командир корабля капитан-лейтенант А. Б. Тухов был взят в плен и отправлен в концентрационный

лагерь.

В операции по высадке десанта у деревни Григорьевки в период обороны Одессы участвовали эсминцы Бойкий, Безупречный, Фрунзе, а несколько позже и Беспощадный.

Высокую живучесть и непотопляемость продемонстрировали эсминцы Беспощадный и Безупречный. На первый из них вражеские пикировщики сбросили 84 бомбы. Эсминец получил серьезные повреждения. Был смят форштевень, затоплены три кубрика и центральный пост. И все же Беспощадный смог самостоятельно задним ходом дойти до Одессы.


Лидер ТашкентНа Безупречный было сброшено 36 бомб. Были затоплены первая и вторая кочегарки, левая машина. Но эсминец остался на плаву и на буксире был уведен в Одессу. После ремонта он воевал еще год. Потоплен он был противником 26 июня 1942 г. во время рейса в осажденный Севастополь. От прямого попадания авиабомбы эсминец разломился пополам и затонул. Погибли командир корабля капитан-лейтенант П. М. Буряк, его сын корабельный юнга Володя Буряк и многие члены экипажа.

Лидер Ташкент, эсминцы Смышленый, Бойкий и другие корабли этого класса действенно помогали защитникам Севастополя. Их орудия систематически вели огонь по скоплениям войск и боевой техники врага. Корабли неоднократно подвозили пополнение, доставляли технику и боезапасы в Севастополь, эвакуировали население и раненых
воинов.

Приемные испытания лидера Ташкент занимают особое место в деятельности Постоянной комиссии. Полные испытания и окончательную приемку корабль прошел на Черном море после установки на нем оружия и отечественной техники. Ташкент показал на мерной миле рекордную скорость 44 уз. Завершение испытаний совпало с началом Великой Отечественной войны.

За первый год войны Ташкент прошел боевой путь в 27 тыс. миль. Лидер отконвоировал без потерь 17 транспортов с войсками и грузами для фронта. На нем было перевезено 19300 чел. и 2538 т боеприпасов, продовольствия, медикаментов и других грузов. Только главным калибром корабль провел 100 боевых стрельб. Артиллерийским огнем были уничтожены и подавлены шесть неприятельских батарей, выведен из строя
аэродром, потоплен торпедный катер, сбиты и повреждены 13 самолетов.

30 августа 1941 г. при выходе из осажденной Одессы лидер попал под сильный обстрел береговых батарей и был атакован самолетами. От попадания авиабомбы образовалась шестиметровая, пробоина по правому борту у кормы. Был затоплен пятый кубрик и полузатоплен четвертый. На части палубы сталь собралась в складки. Вышло из строя рулевое управление вследствие повреждения гидравлического привода.

Но Ташкент остался на плаву. Уменьшив скорость до 12 уз, он продолжал вести обстрел из всех орудий. Управлялся корабль с запасного командного пункта. Кстати, элемент перехода с основной схемы управления на резервную входил в обязательную программу приемных испытаний. Тщательно проверялись во время сдачи - приемки все резервные посты управления кораблем и оружием, а также средства борьбы с затоплением и пожаром.

Четвертый отсек лидера не затопило полностью только благодаря безотказной работе водоотливных средств. Личный состав, подготовленный к выполнению аварийных задач, укрепил переборки, оказавшиеся под напором воды. Подпоры, брусья, клинья и другой инвентарь аварийной партии находились на штатных местах.

Своим ходом возвратился Ташкент в Одесскую гавань, а на следующий день ушел в Севастополь для ремонта в доке.

Особенно наглядно была продемонстрирована живучесть Ташкента в его последнем походе из осажденного Севастополя 27 июня 1942 г. под командованием капитана 3-го ранга В. Н. Ерошенко. На борту находились 2509 чел. и полотно знаменитой панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг.".

В течение трех часов корабль непрерывно атаковали пикирующие бомбардировщики врага. За 96 заходов они сбросили более 300 бомб. Получил повреждения корпус лидера, заклинило руль, было затоплено румпельное отделение. Корабль принял около 2000 т воды. С большим дифферентом на нос малым ходом Ташкент продолжал следовать курсом на Новороссийск, геройски отбиваясь от атак вражеской авиации. Был
израсходован весь зенитный боезапас в артпогребах. Из каждого ствола было произведено по 1000 выстрелов.

Встретившие лидер эсминцы, спасательное судно и буксир помогли Ташкенту под прикрытием самолетов благополучно дойти до Новороссийска.


За мужество и героизм, стойкость и организованность личного состава в годы Великой Отечественной войны эсминцу Сообразительный (командир капитан 3-го ранга С. С. Ворков ) было присвоено гвардейское звание. Корабль провел 33 конвоя, 56 раз поддерживал артиллерийским огнем наши войска, участвовал во многих десантных и набеговых операциях, отразил 126 налетов авиации, сбил пять вражеских самолетов.

На боевом счету краснознаменного эсминца Бойкий потопление торпедами танкера и канонерской лодки, уничтожение семи батарей противника. Отражая атаки с воздуха, эсминец сбил три и повредил два вражеских самолета.

Краснознаменными стали эсминцы Железняков и Незаможник. Эсминец Беспощадный под командованием капитана 3-го ранга Г. П. Негоды (впоследствии контр-адмирала) был первым кораблем Черноморского флота, удостоенным ордена Красного Знамени. Интересно отметить, что за весь период
войны только два эсминца - Беспощадный и Бойкий выходили в торпедные атаки. В остальных боевых соприкосновениях действовали артиллерия и глубинные бомбы.

В летописи боевых действий Северного флота почетное место занимает гвардейский эсминец Гремящий (командир капитан-лейтенант Б. Д. Николаев). Счет побед экипаж корабля открыл в первые же дни войны. При отражении налета авиации в июне 1941 г. Гремящий сбил первый самолет, а всего за войну им сбиты 14 и повреждены 23 самолета.

В марте 1942 г. эсминцы Гремящий и Сокрушительный, сопровождая конвой, обнаружили и повредили немецкий рейдер. В этом походе Гремящий уничтожил подводную лодку. Много раз во время войны ему приходилось атаковать фашистские субмарины. Нескольким из них он нанес повреждения. Корабль прошел за войну около 70 тыс. огненных миль. Совместно с другими эсминцами отконвоировал сотни транспортов, уничтожил артиллерийским огнем несколько вражеских береговых батарей.

Успешно действовали на Севере эсминцы Громкий (командир капитан 3-го ранга Н. И. Никольский), Грозный (командир капитан 3-го ранга А. И. Андреев), Куйбышев (командир капитан 3-го ранга П. М. Гончар). Эти корабли награждены орденом Красного Знамени. Под командованием П. М. Гончара краснознаменным стал и лидер Баку, прибывший на Север в 1942 г. с Тихоокеанского флота. А командиру дивизиона эсминцев капитану 1-го ранга А. И. Турину присвоено звание Героя Советского Союза.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru