Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Легкие крейсеры и линейные корабли

 

Весьма широк круг задач, решаемых крейсерами. Их можно использовать для защиты своих и нарушения вражеских морских коммуникаций, для нанесения ударов по важным объектам на берегу. Крейсеры поддерживают с моря фланги сухопутных войск, обеспечивают ведение десантных операций, охраняют крупные конвои. Таков далеко не полный перечень задач которые под силу этому классу кораблей.

Мы рассказывали о крейсерах типа Светлана, заложенных в дореволюционное время и достроенных при Советской власти в период восстановления флота. Здесь же речь пойдет о крейсерах, спроектированных и построенных в советское время.

Строительство отечественных крейсеров нового типа было начато с закладки 22 сентября 1935 г. легкого крейсера Киров. Присутствовавший при этом М. И. Калинин выступил с напутственной речью перед судостроителями.

Строительство корабля велось под наблюдением акад. А. Н. Крылова. Новые 180-миллиметровые артиллерийские системы главного калибра устанавливались и отлаживались под непосредственным руководством заместителя главного конструктора завода Д. Ф. Устинова, ныне члена Политбюро ЦК КПСС, министра обороны СССР, Маршала Советского Союза.

По вооружению, насыщенности техникой различного назначения, скорости, маневренности и живучести Киров превосходил иностранные крейсеры равного водоизмещения. Он имел три трехорудийные башни 180-миллиметрового калибра, восемь 100-миллиметровых пушек, десять 37-миллиметровых автоматов, 12 пулеметов, два трехтрубных торпедных аппарата. На борт могло быть принято до 170 мин.

Большая огневая мощь сочеталась с достаточным бронированием корпуса и отличными ходовыми качествами. Два турбозубчатых агрегата развивали мощность 81 тыс. кВт, сообщая крейсеру скорость полного хода 35 уз.

30 ноября 1936 г. корабль был спущен на воду. Испытывала и принимала его государственная комиссия под председательством А. К. Векмана. Его заместителями были уполномоченные Постоянной комиссии капитан 1-го ранга Н. К. Никонов и военный инженер 1-го ранга Н. И. Кюн. В комиссию входили представители от Балтийского флота и научно-исследовательских институтов, командир крейсера и ряд старших специалистов корабля.

Краснознаменный крейсер Киров

Испытания проходили на Балтийском море и продолжались несколько месяцев. Завершены они были 26 сентября 1938 г. Так случилось, что приемный акт подписал уже новый председатель комиссии капитан 2-го ранга М. Н. Долинин. Он и возглавил Постоянную комиссию.

Принятый в состав флота крейсер Киров вскоре стал флагманским кораблем Краснознаменного Балтийского флота, родоначальником целой плеяды первоклассных советских кораблей этого класса.

Через два года после вступления в строй Кирова отряд легких сил пополнился еще одним, более совершенным крейсером Максим Горький. А на Черном море прошли испытания и были приняты легкие крейсеры Ворошилов и Молотов. Эти крейсеры были самыми быстроходными в мире кораблями
данного класса.

В соответствии с решениями XVIII съезда ВКЛ(б) и с учетом роста экономического и военного могущества СССР партия и правительство поставили перед кораблестроителями задачу создания мощного морского и океанского флотов, достойных великой Советской державы, что и получило отражение в
программе строительства Военно-Морского Флота на третью
пятилетку.

Была заложена серия легких крейсеров нового проекта типа Чапаев. Начато строительство двух тяжелых крейсеров Кронштадт и Севастополь, вооруженных девятью 205-миллиметровыми   восьмью 152-Линейный корабль Советский Союз (проект)миллиметровыми и восьмью 100-миллиметровыми новыми орудиями. Но война нарушила планы строительства.
Чапаев вошел в строй уже после войны , а тяжелые крейсеры так и не были достроены.

В 1938-1941 гг судостроительная промышленность при ступила к строительству самых больших кораблей флота - новейших линкоров типа Советский Союз водоизмещением 65150 т Серийные линкоры назывались Советская Украина
(заложен в 1938 г) Советская Россия и Советская Белоруссия (заложен годом позже). Их главный, калибр состоял из девяти 406-миллиметровых орудий. В комплекс артиллерийского вооружения входили двенадцать 152-миллиметровых и восемь 100-миллиметровых пушек, а также тридцать два 37-миллиметровых зенитных автомата. Проектом предусматривалась скорость полного хода 28 уз. На линкорах предполагалось обеспечить базирование четырех самолетов при одной катапульте.

Строились  линкоры   довольно   быстро.   Так,  уже  в  июне 1939 г   была подготовлена первая секция корпуса Советской Белоруссии. Строительству линейных кораблей помешала война. Достраивать линкоры после войны было признано нецелесообразным, и их разобрали.


Крейсерам типа Киров пришлось много повоевать. Уже на второй день войны Максим Горький принял участие в постановке мин у входа в Финский залив в порядке дооборудования центральной минно-артиллерийской позиции. Правда, для крейсера эта операция окончилась неудачно. Он подорвался на мине и вынужден был стать на ремонт.

Огонь главного калибра крейсера Киров очень помог защитникам Таллина в августе 1941 г. А во время героического перехода кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт на Кирове держал флаг командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц. Крейсер с честью выдержал труднейшее испытание. Нужно было пройти через исключительно плотное минное заграждение. Бывало, что в течение
получаса крейсер обнаруживал до пяти мин.

Уклоняясь от мин, отражая массовые налеты авиации и атаки торпедных катеров, сквозь шквальный огонь вражеских береговых батарей Киров сумел благополучно дойти до Кронштадта. Успешно завершило переход и большинство других кораблей и судов, которые затем приняли участие в обороне Ленинграда.

27 февраля 1943 г. за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленное личным составом мужество крейсер Киров (командир капитан 1-го ранга С. Д. Солоухин) был награжден орденом Красного Знамени. Через год этой награды был удостоен крейсер Максим Горький. Командовал кораблем в то время капитан 1-го ранга А. Г. Ванифатьев.

В период наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов оба балтийских крейсера в составе эскадры под командованием вице-адмирала Ю. Ф. Ралля огнем своих 180-миллиметровых пушек "парализовали пути сообщения отходящей петергофско-стрельнинской группировки врага". Летом 1944 г. в ходе Выборгской наступательной операции Краснознаменный крейсер Киров поддерживал войска Ленинградского фронта при освобождении Карельского перешейка.

Орденом Красного Знамени был награжден черноморский крейсер Ворошилов, неоднократно участвовавший в набеговых операциях флота. Активно действовал во время войны крейсер Молотов.

В ходе Великой Отечественной войны легкие крейсеры типа Киров показали высокую живучесть и боевую стойкость. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что за весь период войны советский Военно-Морской Флот не потерял ни одного крейсера этого типа. Громом орудий салютовали все четыре крейсера в честь Дня Победы.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru