Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Постоянная комиссия действует

 

В 1930 г. вышло в свет Положение, которое устанавливало порядок предъявления кораблей на приемо-сдаточные испытания, организацию проведения и обеспечения испытаний, форму приемной документации.

Основной задачей приемо-сдаточных испытаний являлась проверка соответствия корабля заданному проекту, а также выработка рекомендаций по улучшению боевых и эксплуатационных качеств серийных кораблей. Объем проверок и испытаний определялся программой.

Для проведения испытаний командование флота по представлению Постоянной комиссии объявляло состав государственной комиссии. На судостроительный завод она прибывала заблаговременно, чтобы ознакомиться с кораблем, результатами швартовных испытаний и принять решение о начале приемо-сдаточных испытаний.

По завершении всех испытаний комиссия подписывала приемный акт, в котором давалась оценка кораблю, указывались основные результаты испытаний. В конце акта комиссия делала вывод о приеме корабля в Морские, Силы РККА. Кроме того, устанавливался гарантийный срок на корабль в соответствии с
договорными обязательствами.

Постоянная комиссия следила за тем, чтобы программы испытаний были достаточно полными и обеспечивали всестороннюю проверку нового корабля, особенно головного.

Замечания Постоянной комиссии по программам испытаний учитывались и реализовывались. Введение дополнительных проверок давало возможность более обстоятельно оценить боевые и эксплуатационные качества принимаемых кораблей, а это, в свою очередь, помогало конструкторам и судостроителям в проектировании и строительстве новых классов и типов кораблей. Строители кораблей не всегда охотно соглашались вносить дополнения в программы испытаний, мотивируя это тем, что вооружение и технические средства поставлялись на судостроительную верфь уже проверенными на заводах-изготовителях.

Однако любой прибор или механизм, устанавливаемый на корабль, обязательно сопрягается с другими корабельными системами, с судовой электросетью, вентиляцией и подвергается в процессе эксплуатации влиянию вибрации, качке, наводкам.  В связи с этим испытания на стенде завода-изготовителя не могут заменить испытаний в корабельных условиях.

Иногда представители заводов пытались избегнуть включения в программы сложных видов испытаний, например артиллерийских стрельб полным бортом или залповой торпедной стрельбы, ссылаясь на отдельные аварийные случаи, происшедшие в процессе подобных испытаний.

Так, во время артиллерийской стрельбы всем бортом прогнулась палуба крейсера Киров и потребовалось подкреплять ее. А одна из торпед, выпущенная крейсером на испытаниях, описала сложную траекторию и возвратилась к борту корабля. На Черном море при испытаниях торпедных аппаратов подводных лодок полным залпом в отдельных случаях торпеды задевали за волнорезы.

В конечном счете программы все же дополнялись требуемыми проверками и корабли испытывались более полно, а комиссия давала объективную и всестороннюю оценку новому кораблю.

Постоянная комиссия имела возможность видеть, какой из судостроительных заводов работал на высоком техническом уровне, а какой срывал сроки сдачи продукции, допускал снижение ее качества. Командование флота и руководство судостроительной промышленностью своевременно реагировали на

доклады Постоянной комиссии. В результате ускорялись темпы работ, повышалось качество строительства, улучшалась организация сдачи-приемки кораблей и военно-морской техники. Можно с уверенностью сказать, что Постоянная комиссия сыграла важную роль в развитии кораблестроения. Корабли, всесторонне проверенные государственными комиссиями на испытаниях, имели высокую степень боеготовности, а оружие и механизмы
были достаточно надежными в эксплуатации.

Так, принятые в 1939 г. на Балтике эсминец Стерегущий, тральщик Крамбол, подводные лодки С-4, С-5 и С-6 сразу после испытаний приняли участие в боевых действиях в период советско-финляндского конфликта.

В нанесении артиллерийского удара по острову Уте участвовал эсминец Грозящий под командованием капитана 3-го ранга К. К- Черемхина, а сторожевой корабль Пурга (командир старший лейтенант В. Н. Филиппов) артиллерийским огнем поддержал высадку десанта на остров Мощный (Лавенсари). Активно
действовали на морских коммуникациях подводные лодки 2-й бригады, которой командовал в 1939 г. капитан 1-го ранга Д. М. Косьмин. Все три командира впоследствии продолжительное время служили в Постоянной комиссии, испытывали и принимали от промышленности новые корабли.

Необходимо отметить, что с началом военных действий обстановка проведения испытаний на Балтике усложнилась. Было запрещено плавание в темное время суток. Движение больших кораблей разрешалось только при проводке их за тральщиками. Рано наступивший в 1939 г. ледостав еще более затруднял проведение испытаний.

Несмотря на указанные трудности, Постоянная комиссия прилагала все усилия для успешного проведения испытаний кораблей и своевременной сдачи их флотам.

Только в течение 1938-1940 гг. флот получил 265 новых боевых кораблей различных классов. В этот период Постоянную комиссию возглавлял контр-адмирал М. М. Долинин.

В декабре 1937 г. был создан Наркомат Военно-Морского Флота (НК ВМФ). Первым наркомом стал флагман флота 1-го ранга Н. Г. Кузнецов, прошедший хорошую школу на кораблях и успевший получить боевой опыт в Испании. Он пришел в Наркомат с должности командующего Тихоокеанским флотом.

В результате реализации судостроительных программ к началу войны в состав ВМФ входили около 1000 боевых кораблей и судов различных классов.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru