Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

 

На Черном море и Каспии

 

К началу войны в постройке находились около 30 надводных кораблей и более 10 подводных лодок. В их числе были крейсеры Фрунзе и Куйбышев, лидеры Киев и Ереван, эсминцы Совершенный и Свободный, тральщик № 453, подводные лодки Л-23 (головная), Л-24, М-117, М-118, М-120, Щ-216, С-35, 12 торпедных катеров.

Фашистам не удалось захватить ни одного корабля - ни на плаву, ни на стапелях. Верфи были взорваны, уникальное оборудование и станки вывезены. Была эвакуирована основная масса рабочих и инженерно-технического персонала, которым предстояло достраивать, ремонтировать и испытывать корабли в новых мало приспособленных для этого местах.

Ряд кораблей проходил государственные испытания у Крымского побережья. Программа испытаний эсминца Скорый в связи с военной обстановкой была сокращена, и 9 июля корабль предъявили Постоянной комиссии. Государственные испытания заняли 10 дней. После подписания приемного акта Скорый вошел в состав Черноморского флота.

Запланированный по программе государственных испытаний на 22 июня 1941 г. выход в море подводных лодок М-111,М-112 и М-113 не состоялся из-за начала боевых действий. Командование флота приняло решение завершить испытания без выхода в море в условиях стоянки в бухте. В первых числах июля акты о приемке этих лодок были подписаны.

Подводные лодки М-117, М-118 и М-120 в день начала войны проходили швартовные испытания. В июле, находясь в высокой степени готовности, они своим ходом прибыли в Севастополь, а оттуда в Очамчири. 28 октября 1941 г. после проведения испытаний  комиссией   под   председательством   капитана   1-го
ранга Д. М. Косьмина лодки вступили в состав флота. Эти
"малютки"   совершили  не  один   боевой   поход,   в  том   числе в осажденный Севастополь.

Своим ходом ушла в Севастополь 10 июля головная подводная лодка Л-23. На ней успели установить пушки, погрузить боезапас. Все оборудование было смонтировано, но не испытано. На борту находилась сдаточная команда во главе со старшим строителем Д. В. Сталоверовым. Лодка прошла испытания у Кавказского побережья и в октябре 1941 г. была зачислена в состав Черноморского флота.

Подводная лодка Л-23 семь раз бесстрашно прорывалась в осажденный Севастополь. В последнем рейсе в июне 1942 г. на Л-23 из Севастополя эвакуировались руководящие работники горкома партии во главе с первым секретарем Б. А. Борисовым, председателем городского Комитета обороны. На этой лодке
ушла группа военных моряков и среди них контр-адмирал
В. Г. Фадеев, капитан 1-го ранга А. Г. Васильев, командир 7-й бригады морской пехоты полковник Е. И. Жидилов. На лодке находился начальник политотдела Приморской армии бригадный комиссар Л. П. Бочаров.

В январе 1944 г. в районе Тарханкута Л-23 погибла вместе с экипажем и командиром бригады подводных лодок капита ном 1-го ранга А. В. Крестовским.

Л-24 уходила последней. Аккумуляторной батареи на лодке не было. Не удалось завершить монтаж некоторых вспомогательных систем. В связи с этим командование флота приняло решение перевести лодку в Севастополь в надводном положении. Старшим на лодке был Герой Советского Союза капитан 2-го ранга И. А. Бурмистров.

На выходе лодку обстреляла вражеская артиллерия, а в районе мыса Тарханкут она попала в сильный шторм. Через заклепочные отверстия съемных листов над дизельным и электромоторным отсеками проникла вода, нарушившая работу ряда механизмов. Однако до Севастополя Л-24 все же дошла. Испытания она проходила в районе Поти. Флот получил ее в апреле 1942 г.

На подводной лодке С-35, переведенной на буксире в Севастополь, были отправлены десятки тонн цветных металлов, которые весьма пригодились впоследствии Севастопольскому морскому заводу для восстановительных и ремонтных работ. Непростым был этот переход. В районе Очакова буксир
подорвался на мине и затонул. Оказавшийся поблизости танкер Москва продолжил буксировку С-35 до Севастополя.

По-разному сложилась судьба недостроенных надводных кораблей, уходивших под своими машинами и на буксирах. Не закончив швартовных испытаний, отошел от заводской стенки эсминец Свободный. Механизмы работали с перебоями. Выяснилось, что запас котельной воды оказался сильно засоленным, а опреснительная установка не давала нужной производительности. Только благодаря самоотверженному труду сдаточной
команды, возглавляемой ответственным сдатчиком А. Г. Митрофановым, корабль дошел до Севастополя. Через несколько месяцев Свободный был испытан и сдан флоту.

Недолгим, но героическим был боевой путь эсминца. В июне 1942 г. Свободный конвоировал санитарный транспорт Абхазия. Ценой огромных усилий эсминец прорвался из Новороссийска в Севастополь. Во время разгрузки боеприпасов и продовольствия в Корабельной бухте корабль подвергся ожесточенной
бомбардировке с воздуха. Экипаж мужественно отражал атаки фашистских самолетов, а главным калибром вел
огонь по скоплениям вражеских войск у станции Мекензиевы Горы.

Свыше 100 бомб было сброшено на эсминец, девять из них попали в корабль. Оставшиеся в живых моряки до конца боролись за живучесть судна, а после его гибели влились в ряды защитников Севастополя. Погиб и транспорт Абхазия. Подвиг отважного экипажа Свободного увековечен в памятнике, воздвигнутом на Павловском мысе Южной бухты.

Эсминец Совершенный в сентябре 1941 г. был предъявлен государственной приемной комиссии. Было сделано несколько выходов в море на ходовые испытания. Долго не удавалось получить заданной проектной скорости. 30 сентября на одном из галсов, выполнявшихся на мерной миле, эсминец наскочил на мину. Погибло много рабочих и матросов. Эсминец отбуксировали в Казачью бухту Севастополя, а затем поставили в док.
Эсминец завалился на левый борт. Было решено не восстанавливать корабль, а снять с него орудия и установить их на Малаховом кургане.

Правда, в 1942 г. была предпринята попытка восстановить корабль. Его поставили на ровный киль, вывели из дока. Но на воде продержался он недолго. При очередном артиллерийском обстреле в корабль попал крупный снаряд, и Совершенный затонул.

Крейсеры во время войны не достраивались. Корпус крейсера Фрунзе побывал и в Севастополе, и в Туапсе, и в Поти. Кормовая часть его очень пригодилась для ремонта поврежденного крейсера Молотов. Правда, она была немного шире и выше кормы Молотова, но строители так хорошо подогнали ее, что
крейсер с чужой кормой на ходовых испытаниях в мае 1943 г. показал проектную скорость.


Об этом необычном ремонте бывший директор Севастопольского морского завода им. Серго Орджоникидзе Михаил Николаевич Сургучев в своих воспоминаниях пишет:

"Корабль выглядел как новый. Неопытному глазу трудно было установить, что он перенес "трансплантацию" (пересадку) чужой кормы. Об этом напоминала лишь чуть приподнятая верхняя палуба".

Настоящим подвигом стала достройка и сдача в суровые годы войны головного эсминца нового проекта Огневой, разработка которого велась в 1937-1938 гг. Водоизмещение однотипного с ним Отличного составляло 2125 т, длина 117 м, ширина 11 м. Скорость полного хода достигала 36 уз. Главный калибр состоял из двух двухорудийных башенных установок калибра 130 мм. Имелось весьма развитое зенитное вооружение. На палубе были установлены два трехтрубных 533-миллиметровых торпедных аппарата. Для поиска и уничтожения подводных лодок корабль оснащался гидролокационной станцией, бомбометами, бомбосбрасывателями и глубинными бомбами.

В достройке Огневого активно участвовал личный состав корабля во главе с командиром капитаном 2-го ранга П. А. Бобровниковым. Результаты ходовых испытаний превзошли все ожидания. Несмотря на то что достройка осуществлялась в условиях сдаточной базы, все тактико-технические элементы корабля, параметры его вооружения и механизмов были доведены до спецификационных норм. На Огневом взвился флаг Военно-
Морского Флота.

Провести испытания нового или отремонтированного корабля во время войны было делом нелегким. Специальных постоянно действующих полигонов для испытаний не существовало. Корабль испытывался там, где в данное время была менее вероятной встреча с противником. Испытателей подстерегала минная опасность. Не хватало сил обеспечения. Большая потребность флотов в пополнении корабельного состава обусловливала
исключительно сжатые сроки испытаний. Эту трудную задачу Постоянная комиссия решала вынужденным совмещением государственных (приемо-сдаточных) и заводских испытаний, сокращением объема проверок корабля и его техники. Основное внимание уделялось главному оружию, вопросам живучести и непотопляемости.

"Строительство кораблей во время войны стало делом исключительно
сложным. Не хватало и производственных мощностей, и металла, и энергии.
К. М. БубновИ несмотря на это, флот продолжал пополняться новыми кораблями. Так, в 1942-1944 гг. от промышленности были приняты два легких крейсера, шесть эсминцев и сторожевиков, двадцать девять подводных лодок, свыше четырехсот пятидесяти боевых катеров, много других судов и плавучих средств". ( Н. Г. Кузнецов, "Курсом к победе")

 

Успешно действовали на Каспийском море сдаточные базы по достройке и испытаниям кораблей, приходивших сюда по рекам. Так, в конце 1942 г. завершили швартовные и государственные испытания
малые подводные лодки М-200 (головная) и М-201. Акты о приемке лодок государственная комиссия подписала весной 1943 г.  Кроме "малюток" в это же время достраивались три средние лодки С-15, С-103 и С-104. А летом 1944 г. завершили испытания подводные лодки С-16, С-19 и М-202.
Достроенные на Каспии и переведенные затем на Северный флот, эти подводные лодки успели принять активное участие в боевых действиях. Позже были приняты в состав флота М-203, С-18, С-21 и С-22.

Наблюдение за достройкой кораблей велось группой офицеров под руководством Н. И. Березина и Н. И. Рыбакова. Вооружение и механизмы кораблей принимались в соответствии с программами швартовных испытаний. Проведение государственных испытаний возлагалось на Постоянную комиссию. Много труда в организацию и проведение испытаний вложили уполномоченные Постоянной комиссии опытные подводники капитаны 1-го ранга А. С. Заостровцев, Г. А. Булавинец, К. М. Бубнов и Ф. С. Маглич.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru