Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

 

 

После войны. Флот прибрежного действия

 

Победа Советского Союза в войне привела к коренным изменениям в международной обстановке. Образовалась мировая система социализма. Проводимая правительствами западных держав политика "холодной войны" и неудержимая гонка вооружений, естественно, поставили нашу страну перед Эсминец Сердитый (типа Смелый)необходимостью дальнейшего укрепления обороноспособности и
повышения боевой готовности Вооруженных Сил. В кратчайший срок был положен конец монопольному владению США атомным оружием. 25 сентября 1949 г. ТАСС опубликовало сообщение об успешном испытании атомного оружия в СССР.
Были предприняты и другие необходимые  оборонные меры, в том числе партия и правительство поставили задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота.

Проводился в жизнь принятый закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг., в котором говорилось: "Полностью восстановить судостроительные заводы и кооперированные с ними
предприятия, в первую очередь ленинградские и николаевские заводы. Построить новые судостроительные заводы. Восстановить и увеличить мощность речных и морских судостроительных предприятий". Советский народ с честью выполнил эту программу.

В первое послевоенное десятилетие в основном велось строительство кораблей, проекты которых были разработаны в предвоенное и военное время. При этом усиливалось их зенитное и противолодочное вооружение, внедрялись различные технические усовершенствования. Однако по прежнему корабли оснащались "обычными средствами борьбы на море - артиллерией, торпедами, минами, глубинными бомбами".

Продолжалось строительство эсминцев типа Огневой. О приемке головного корабля в конце войны на Черном море расскаЭсминец типа Вдохновенныйзывалось раньше. Правда, проект был существенно изменен и послевоенные эсминцы выгодно отличались от Огневого. А большая серия эсминцев типа Смелый была схожа с черноморским
первенцем разве только числом стволов главного калибра. Они имели полностью сварной корпус, развитые радиолокационные средства обнаружения и управления стрельбой, обладали повышенной мореходностью и автономностью.

Заграничные походы с визитами дружбы в те годы совершили балтийские эсминцы этого типа Справедливый, Светлый, Свободный, Степенный, Статный и др.

В 50-е годы был разработан проект эсминца типа Вдохновенный. Благодаря отличным мореходным и маневренным качествам, высокой скорости, оснащенности современными радиотехническими средствами, мощным артиллерийским и минно-торпедным вооружением эсминец по праву был оценен как лучший в мире среди кораблей своего класса. О высоких качествах этих кораблей восторженно писала иностранная пресса после визита в Индонезию крейсера Адмирал Сенявин и эсминцев Выдержанный и Возбужденный в ноябре 1959 г. под флагом командующего Тихоокеанским флотом адмирала В. А. Фокина.

Позже эсминцы стали оснащать ракетным оружием. В 1974 г. отряд советских кораблей в составе ракетоносных эсминцев Зоркий и Бойкий под флагом командующего Северным флотом адмирала флота Г. М. Егорова посетил столицу Норвегии Осло.

Обстановка, в которой проходили испытания новых и капитально отремонтированных кораблей, оставалась сложной. Во многих районах по-прежнему существовала минная опасность. Не хватало полигонов, испытательных стендов, кораблей и самолетов для обеспечения испытаний. Нуждались в ремонте и проверке мерные линии, частично разрушенные во время войны. Несмотря на это, Постоянная комиссия сумела наладить
четкую систему испытаний и в первое послевоенное десятилетие приняла значительное количество новых кораблей различных классов.

Для проведения испытаний кораблей, создание которых становилось важным этапом в развитии советского кораблестроения, назначались государственные комиссии под председательством опытных адмиралов и офицеров Постоянной комиссии, имевших большой стаж плавания и командования кораблями и
соединениями. Так, эсминец Смелый испытывался на Балтике государственной комиссией под председательством контр-адмирала Н. О. Абрамова, который в начале Великой Отечественной войны командовал Дунайской флотилией.

Крейсер СвердловВ эти годы государственная комиссия во главе с вице-адмиралом М. 3. Москаленко, завершив испытания, подписала акт приемки легкого крейсера Чапаев, а вскоре в состав флота был принят более мощный крейсер Свердлов. Главный калибр Свердлова представляли двенадцать пушек. Универсальный калибр состоял из такого же числа артиллерийских установок. Кроме того, на крейсере имелось большое количество зенитных автоматов.

В 1953 г. Свердлов совершил поход в Англию. Экипаж крейсера проявил высокую морскую выучку: корабль стал на якорь в Портсмуте за 16 мин (по нормам английского Адмиралтейства на эту операцию для крейсеров отводится 1 ч 20 мин).

В 50-е годы прошли испытания и были приняты в состав флотов крейсеры Куйбышев, Фрунзе, Адмирал Сенявин, Дмитрий Пожарский и др. Крейсер Орджоникидзе в августе 1958 г. вместе с эсминцами Свободный и Степенный совершил поход с визитом дружбы в Финляндию.

И крейсеры, и эсминцы послевоенной постройки оснащались мощными турбинными агрегатами, новейшими системами паропроизводительных котлов, Крейсер Октябрьская революцияразвитой автоматикой управления энергетической системой. Артиллерийские установки, включая главный калибр, были стабилизированными.

Развитие зенитной артиллерии в то время шло по пути увеличения калибра, скорострельности, начальной скорости снарядов, дальнейшей автоматизации процесса управления огнем.

Строились не только крейсеры и эсминцы, но и другие классы надводных кораблей, в частности сторожевые корабли типов Ястреб (головной корабль этого проекта был принят на Балтике во время войны) и Кугуар.

В судостроительных программах было предусмотрено строительство подводных лодок различного назначения.

С учетом опыта второй мировой войны на базе технического прогресса, достигнутого в мировом кораблестроении, в первый послевоенный период были созданы новые подводные лодки с дизельными энергетическими установками, в том числе типа Челябинский комсомолец, показавшие в ходе боевой подготовки и длительных походов отличные боевые и мореходные качества. Сторожевой корабль КугуарПо сравнению с подводными лодками периода войны они имели большие скорость и глубину погружения. Для обеспечения плавания лодок на перископной глубине при работе дизелей устанавливалось устройство РДП, позволявшее производить зарядку аккумуляторной батареи в подводном положении.

М. И. ДаневичЛодки оснащались современными гидроакустическими станциями, радиолокационной аппаратурой, новыми средствами радиосвязи и навигации. Усилено было и торпедное вооружение.

Испытания новых подводных лодок послевоенной постройки поручались опытным подводникам Герою Советского Союза  Н. А. Лунину, К. М. Бубнову, Е. П. Полтавскому.

В середине 50-х годов на нескольких дизельных Подводная лодка с дизельной энергетической установкойподводных лодках были установлены первые ракетные установки. А в сентябре 1958 г. впервые был проведен старт ракеты с погруженной подводной лодки,
которой командовал капитан 1-го ранга С. Бочкин (ныне
кандидат             военно-морских наук). Испытывала первую ракетную подводную лодку комиссия под председательством капитана 1-го ранга М. И. Даневича.

И все же до создания атомных  подводных  лодок  и  новейших   надводных   кораблей, оснащенных    ракетно-ядерным оружием,   советский   Военно-
Морской Флот продолжал оставаться флотом прибрежного действия.

Подводная лодка Челябинский комсомолец

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru