Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

 

Ракетно-ядерный океанский

 

В середине 50-х годов Центральный Комитет КПСС тщательно рассмотрел проблемы развития Военно-Морских Сил и принял решение о создании мощного океанского ракетно-ядерного флота. Отечественная промышленность разработала корабельные ядерные энергетические установки и приступила к строительству атомных подводных лодок. "Этим было положено начало второму этапу в развитии советского ВМФ".

Поскольку для работы ядерных реакторов не требуется притока атмосферного воздуха, подводные лодки получили возможность практически неограниченное время плавать под водой, не всплывая на поверхность. Скорость атомохода в подводном положении приблизилась к скорости движения курьерского поезда.

Ядерный реактор - основа атомной энергетической установки. Он позволяет использовать тепловую энергию реакции деления ядер урана для превращения ее в механическую и электрическую энергию. Атомная энергетическая установка подводной лодки, независимо от ее конструктивных особенностей, состоит из двух частей - реакторной и машинной. Кроме того, на каждой атомной лодке обязательно имеются вспомогательные (резервные) энергетические установки. К ним относятся дизель-генераторы относительно небольшой мощности, аккумуляторная батарея и гребные электродвигатели. Зарядка аккумуляторной батареи может осуществляться дизель-генераторами или паровыми турбогенераторами, работающими при
включенном реакторе. Вспомогательная энергетическая установка служит для обеспечения пуска реактора из холодного состояния.

Реакторная часть состоит из собственно реактора как источника тепловой энергии, системы управления реактором, теплообменников, парогенераторов, циркуляционных насосов, вспомогательных систем и оборудования первого (теплопередающего) контура, биологической защиты, системы контроля за радиационной обстановкой в реакторном отсеке.

В состав машинной части входят обычные паровые турбины, превращающие тепловую энергию в механическую работу, турбогенераторы, главные и вспомогательные конденсаторы, масляные, конденсатные и питательные насосы, оборудование второго (рабочего) контура, линии валов с гребными винтами и др.

Способность незаметно подойти к противнику и внезапно атаковать его - главное качество подводной лодки. Атомная энергетическая установка кроме быстроты передвижения обеспечила лодке большую скрытность действий. Теперь не требовалось всплывать в надводное положение, как дизельной лодке, для зарядки аккумуляторных батарей, которая длилась 6-8 ч и более. Пребывание же атомной лодки на небольшой глубине при необходимости пользоваться выдвижными антеннами для связи с командованием, поднимать перископ и другие устройства с целью уточнения местоположения по небесным светилам или радионавигационным средствам, свелось к минимуму.

Кроме энергетической установки лодка оснащена многими другими механизмами и системами, а также боевой техникой. В ней имеются торпедные аппараты и стеллажи с запасными ракетами. В отдельном отсеке размещены каюты офицеров и кают-компания корабля, камбуз и столовая старшин и матросов, которая при желании быстро превращается в кинозал. Перед реакторным отсеком находится главный пульт
управления энергетической установкой.


Управление подводным кораблем производится из центрального поста. В нем находятся перископный пост и пост торпедной стрельбы, посты управления горизонтальными и вертикальными рулями, движением, а также другими системами и устройствами лодки. С реакторным отсеком соседствует машинный отсек. В зависимости от подкласса и типа лодки характер расположения ее помещений может меняться. Так, жилые помещения команды могут располагаться и в последнем, кормовом отсеке, а на ракетных атомных подводных лодках имеется специальный ракетный отсек.

Энерговооруженность современной подводной лодки по сравнению с довоенной возросла почти в 100 раз, глубина погружения увеличилась более чем в пять раз, а скорость подводного хода - в три-четыре раза. Подводные лодки, вооруженные ракетами, способны наносить удары из-под воды по стратегическим объектам противника, находящимся за тысячи километров.

В связи с колоссальным увеличением мощности двигателя скорости лодки потребовалось совершенствование ее архитектурных форм. Контур атомохода приближается к форме капли, как к наиболее совершенной с позиции аэродинамики.

Одному из авторов этой книги посчастливилось пройти вместе с группой ученых и конструкторов первые испытательные мили на атомной подводной лодке Ленинский комсомол. Навсегда запомнилось первое плавание: ровный ход, ни вибрации, ни стука, так присущие дизельным лодкам. Поразительными казались и глубина погружения, и скорость, с которой мчался атомоход.

С использованием ядерных энергетических установок резко повысились дальность плавания и автономность подводных лодок. Продолжительность непрерывного плавания атомной подводной лодки под водой стала определяться главным образом физической выносливостью личного состава.

Атомные подводные лодки, оснащенные ракетно-ядерным оружием, вместе с морской ракетоносной авиацией стали основной ударной силой Военно-Морского Флота. Высокую оценку советским подводным атомоходам и их экипажам дал уже в 1968 г. главнокомандующий Военно-Морским Флотом
Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков:

"Основу нашего морского могущества составляют самые совершенные
современные корабли - атомные подводные лодки. Они сочетают в себе
огромную ударную мощь, мобильность, скрытность действий и способность
находиться неограниченное время в море, поражая противника из-под воды
на больших расстояниях. Длительные плавания наших кораблей убедительно
подтверждают надежность отечественной техники и оружия, отличную боевую,
физическую и морально-психологическую подготовку экипажей".

Атомная подводная лодка Ленинский комсомол

К тому времени атомные подводные лодки прошли сложные и разносторонние испытания в различных климатических условиях.

Летом 1962 г. перед экипажем подводной лодки Ленинский комсомол была поставлена задача, следуя под толщей арктического льда, достичь Северного полюса. Задание было трудным и опасным. Моряки знали: если что-то произойдет с механизмами в районе полюса, возможность всплытия поначалу исключалась. Но подводники "верили в отечественную технику, созданную руками советских рабочих, верили друг в друга".
 И полюс был покорен.

Высокое мастерство в походе проявил личный состав. Отличную профессиональную подготовку продемонстрировали специалисты штурманской и электромеханической боевых частей, гидроакустики. Л. М. ЖильцовБезотказно работали навигационные приборы и телевизионная аппаратура, обеспечившие в районе
полюса всплытие в полынье, площадь которой чуть превышала размеры атомохода. Командир Ленинского комсомола капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов (ныне контр-адмирал, Герой Советского Союза) вспоминает:

"Мы всплыли и невольно залюбовались своеобразной красотой высоких
широт. Простирающийся до горизонта лед был необыкновенно чистого голубого цвета... Отметили передвижку льда под влиянием течения и ветра, выполнили другие наблюдения, связались по радио со штабом флота и, нырнув подо льды, взяли курс к таинственной точке Северного полюса".

В этом походе лодка дважды пересекла полюс. Во время одного из всплытий подводники на высоком торосе водрузили Государственный флаг СССР.

Возвращение Ленинского комсомола из трудного похода, навсегда вошедшего в летопись советского флота, отмечалось как большой праздник.  20 июля 1962 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение специального задания правительства руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру атомохода капитану 2-го ранга Л. М. Жильцову и инженер-механику лодки капитану 2-го ранга инженеру   Р. А. Тимофееву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Личный состав подводной лодки был награжден орденами и медалями.

Итак, первое длительное подледное испытание атомной подводной лодки завершилось успешно. Техника не подвела   выдержала трудный экзамен.

А через год страна узнала  имена новых героев-подводников. 27 сентября 1963 г. подводный атомоход, которым командовал капитан 2-го ранга Ю. А. Сысоев, впервые в истории всплыл абсолютно точно на пересечении земных меридианов  в точке откуда любое направление является южным. "Мы молча стояли среди торосов на ледяной "шапке", а потом бросились обнимать   друг   друга",-вспоминает   Герой   Советского   Союза
контр-адмирал Ю. А. Сысоев.

В точке полюса с географической широтой 90° были водружены Государственный флаг СССР и военно-морской флаг За пличное выполнение задания и проявленные при этом мужетво и героизм командир подводной лодки Ю. А Сысоев и руководивший  походом  адмирал  флота  В.  А.  Касатонов  были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Орденами медалями награждены и остальные участники похода к полюсу.

Сложный  арктический  поход совершила  подводная лодка под командованием капитана 1-го ранга А. П. Михайловского (ныне адмирала, Героя Советского Союза, доктора военно-морских наук). Обогнув северную оконечность Новой Земли, атомоход вошел в Карское море и далее следовал параллельно подводному хребту Ломоносова курсом норд. Вблизи станции Северный полюс, после установления связи с полярниками, лодка всплыла. Участник похода контр-адмирал С. С. Бевз (ныне вице-адмирал) от имени экипажа атомохода преподнес полярникам памятный адрес: "Славным советским полярникам от моряков-подводников в день
знаменательной встречи во льдах Арктики".

Герой Советского Союза адмирал А. П. Михайловский, человек пытливого ума, внес немалый вклад в развитие военно-морской науки, проанализировав и обобщив опыт многих своих плаваний в различных районах Мирового океана. Без отрыва от службы он успешно защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Ныне он командир Ленинградской военно-морской базы.

В жизни случаются события особенно яркие и значительные, оставляющие неизгладимый след на всем дальнейшем пути. Таким событием для одного из авторов этой книги являлся трансокеанский поход под водой группы подводных лодок в феврале - марте 1966 г., который ему довелось возглавить.

Помнятся теплые напутственные слова главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова, обращенные к участникам похода, о чести, которой они удостоены, о высокой ответственности первыми пройти неизведанными путями в глубинах трех океанов и многих морей. Он выразил твердую уверенность в том, что моряки образцово выполнят свой долг и приумножат славу советского флота.

Память воскрешает события тех дней. Звучит приказ: "Отряду начать движение!" Из рубки флагманского корабля  видно, как снимаются со швартовов атомоходы.

Была холодная февральская ночь. Как только атомные подводные лодки вышли в море, надвинулся густой туман. Однако высокая морская выучка офицеров и матросов служила надежной гарантией того, что безопасность плавания будет обеспечена и в таких сложных условиях.

Вспоминается, в каких нелегких условиях трудились люди, подготавливая подводные лодки к столь длительному рейсу. В сильный мороз под пронизывающим ветром приходилось морякам грузить на корабли десятки тонн продовольствия, различных запасов. Работали день и ночь. Были тщательно проверены механизмы и вооружение. Все участники плавания подверглись строгому медицинскому осмотру. Но ни один не
был отстранен от похода по состоянию здоровья.

Накануне выхода подводные лодки посетил командующий флотом. Вместе с членом Военного совета он беседовал с экипажами. Военный совет флота подтвердил готовность кораблей к выполнению правительственного задания.

И вот, заполнив балластные цистерны, корабли погрузились на заданную глубину, легли на курс. По корабельной трансляций руководитель похода обратился к личному составу:

"Нам предстоит совершить очень важный и ответственный поход. Мы должны пройти в подводном положении вокруг света. Это будет первое в мире кругосветное групповое плавание атомных подводных лодок протяженностью более 45 тыс. км под водой".

Участники похода понимали, что отправляются в столь дальний путь не ради рекорда. Предстояло испытать технику в различных климатических условиях, выполнить ряд практических и научных задач по изучению Мирового океана. Маршрут перехода составлялся с таким расчетом, чтобы корабли прошли умеренные, полярные и экваториальные зоны, а также моря, прилегающие к Антарктиде.

Климатические контрасты характеризовались необычными перепадами температуры забортной воды -от минусовых значений в Арктике и вблизи Антарктиды до + 26°С в экваториальных широтах.

Плавание в незнакомых районах при малочисленности или полном отсутствии данных гидрографической службы, изолированность от внешнего мира создавали весьма значительные
трудности в работе экипажей кораблей. А переход выполнялся штатным личным составом, при обычном для подводников рационе питания, с комплектом запасных частей, не превышающим установленных норм.

Отряд следовал в разомкнутом строю. Связь между кораблями под водой поддерживалась с помощью гидроакустической аппаратуры. Иногда атомоходы на определенное время рассредоточивались, а затем встречались в назначенной точке.

Во время похода отрабатывались различные учебно-боевые задачи. При этом создавались условия, максимально приближенные к боевым. Проводились, например, учения, связанные с длительным маневрированием подводных лодок. Радисты тренировались в установлении и поддержании радиосвязи с береговыми узлами из различных точек Мирового океана.

Все задачи выполнялись с высокими оценками. Экипажи действовали слаженно и четко. Безупречно работали атомные энергетические установки, радиоэлектронные и навигационные приборы, средства связи, общекорабельные системы. Поначалу командира отряда тревожило, не слишком ли доверяются люди
надежности техники, не появляется ли благодушное настроение столь опасное в таком ответственном походе. В первые дни по нескольку раз в сутки объявлялись тревоги, как правило совершенно  неожиданно.  Нельзя  было  позволить  людям расслабиться, забыть, что на глубине всякое может случиться.

Лодки не раз пересекали зоны неизвестных течений, преодолевали районы айсбергов и ледяных полей. И только точное счисление при чрезвычайно редких подвсплытиях на перископную глубину и эффективное гидроакустическое наблюдение за подводной средой обеспечили, безопасное плавание в сложных условиях.

Несмотря на безотказную в целом работу оборудования, на подводных лодках проводились планово-предупредительные осмотры механизмов и приборов. А если и случались отдельные неполадки, технический персонал в кратчайший срок находил причину и устранял их.

Больше полутора месяцев наглухо закрытые в стальном панцире, под толщей воды, за тысячи миль от родных берегов моряки жили одним дыханием со всей страной. В океанских глубинах отпраздновали они годовщину Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота. В часы отдыха люди занимались спортом, художественной самодеятельностью. Правильно и целеустремленно организованная партийно-политическая работа способствовала успешному выполнению поставленных перед подводниками задач.

В этом большом плавании, связанном с преодолением значительных психологических и физических нагрузок, моряки учились, мужали, закалялись. "В океане,- писал начальник Главного штаба Военно-Морского Флота адмирал флота Г. М. Егоров,- строгий экзамен проходят сплоченность и выучка экипажа, его идейная и психологическая закалка, бдительность и боеготовность"'. Личный состав атомоходов работал с полной отдачей.

Особенно проявили себя в походе Н. Усенко, А. Бурсевич, И. Громов, Р. Путилов, И. Гайвронский и многие другие.

Пройдя около 25 тыс. миль в подводном положении, отряд благополучно прибыл к месту назначения. Это плавание еще раз подтвердило высокие боевые и эксплуатационные качества советских атомных подводных лодок, продемонстрировало всему миру, что для советских атомных кораблей не существует недоступных уголков в Мировом океане.

За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество, смелость и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР нескольким участникам кругосветного подводного плавания было присвоено звание Героя Советского Союза. Многие члены экипажей награждены
орденами и медалями.

В 1968 г. в ходе командно-штабного учения "Север" прошло всестороннюю проверку тактическое взаимодействие подводных лодок и авиации с кораблями различных классов. Учение проходило на огромных просторах Северной Атлантики, Балтийского, Норвежского и Баренцева морей. В нем участвовали дважды Краснознаменный Балтийский флот, Краснознаменный Северный флот, братские флоты Польши и ГДР.

Подводные лодки "восточных" успешно выполнили учебную задачу: выйдя навстречу ударному соединению "западных", не допустили его удара по жизненно важным районам "восточных". На стороне "восточных" действовали североморские подводники.

Многие атомные подводные лодки прославились своими ратными делами по охране мирного труда советского народа. За успехи, достигнутые личным составом, в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина одному из атомных подводных ракетоносцев Северного флота присвоено имя Ленинец. За мужество и отвагу командир Ленинца капитан 1-го ранга В.М. Березовский удостоен высокого звания Героя Советского
Союза. В центральном посту атомохода к переборке прикреплена стальная пластина с надписью:

"30 мая 1967 г. наш корабль посетили Генеральный секретарь ЦК КПСС
Л. -И. Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин и министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко".

На, вооружении Ленинца имеются баллистические ракеты. Навигационное оборудование позволяет ему действовать в любых широтах.

В октябре 1967 г. главнокомандующий Военно-Морским Флотом Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков вручил на вечное хранение гвардейскому экипажу атомного подводного ракетоносца Северного флота Красногвардеец Памятные знамена ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Красногвардеец - один из лучших кораблей флота. Его ракеты и торпеды не знают промаха, все стрельбы моряки-гвардейцы выполняют на "отлично". Красногвардеец совершил трудный дальний поход, побывал в
низких и высоких широтах, не раз пересекал экватор.

Ни один механизм корабля не вышел из строя. Гвардейцы с честью выполнили поставленные в этом походе задачи. Более 20 моряков награждены орденами и медалями. Командир Красногвардейца удостоен ордена Ленина. Высокую оценку получил ракетоносец на маневрах "Океан".

В 1972 г. экипаж атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота 50 лет СССР (командир капитан 1-го Атомная подводная лодка 50 лег СССРранга В. Анохин) обратился к воинам Вооруженных Сил с призывом развернуть социалистическое соревнование за отличное знание и содержание оружия и боевой техники и мастерское владение ими. Это обращение вызвало массовый патриотический отклик всего личного состава армии и флота.

Одним из зачинателей и передовиков социалистического соревнования стал экипаж атомной подводной лодки под командованием контр-адмирала В. П. Фролова. В начале 1975 г. моряки этого атомохода обратились к Генеральному секретарю
ЦК КПСС Л. И. Брежневу с письмом, в котором выразили горячую признательность партии за заботу о боевой мощи флота. Теплые отеческие слова Л. И. Брежнева в ответном письме вызвали новый патриотический подъем всех советских воинов.

В декабрьском номере журнала "Морской сборник" за 1978 г. сообщалось об успехах подводного ракетоносца Краснознаменного Северного флота 60 лет Великого Октября. За высокие результаты, достигнутые в социалистическом соревновании, экипаж атомохода награжден переходящим Красным знаменем обкома КПСС. Уверенно выступил он в состязаниях на первенство среди кораблей Военно-Морского Флота в 1979 г. Имя командира атомохода контр-адмирала В. Наумова занесено на доску Почета в Центральном музее Вооруженных Сил СССР.

Оружие подводных лодок непрерывно совершенствуется. На XXVI съезде КПСС отмечалось, что американцами создана новая подводная лодка Огайо с ракетами "Трайдент-1". Аналогичная система - "Тайфун" имеется и у нас.

Однако, как пишет Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, "...отдавая приоритет развитию подводных сил, мы считаем, что нам нужны не только подводные лодки, но и надводные корабли различного назначения. Последние, помимо придания боевой устойчивости подводным лодкам, предназначены решать широкий круг задач как в мирное время, так и в период войны".

В конце 50-х годов все классы надводных кораблей претерпели качественные изменения. Оснащение их ракетным оружием, новейшим радиоэлектронным оборудованием и газотурбинной энергетикой, достижение больших скоростей движения и высокой маневренности, возможность длительного отрыва от баз позволили значительно расширить круг боевых задач надводных кораблей.

Был создан ряд серий противолодочных кораблей океанского и прибрежного действия. На Черном море прошли испытания и были приняты в состав флота большие противолодочные корабли типа Комсомолец Украины. Вступил в строй гвардейский Красный Кавказ. Свое имя он унаследовал от черноморского гвардейского крейсера, прославившегося в великую Отечественную войну. В июле 1973 г. большой противолодочный корабль Красный Кавказ вместе с ракетным крейсером Грозный и эсминцем Проворный под командованием контр-адмирала Е. И. Волобуева совершил дружеский визит во Францию.

Флаг морской гвардии взвился на большом противолодочном корабле Красный Крым, названном
в честь гвардейского крейсера Черноморского флота. Его экипаж под командованием капитана 2-го ранга Н. П. Головченка выступил одним из инициаторов социалистического соревнования на флоте и добился высоких показателей в боевой и политической подготовке. В испытаниях и приемке Красного Крыма участвовали авторы этой книги. В 1974 г. гвардейский корабль посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. При встрече с личным составом он сказал: "Всегда на моряков мы надеялись, и они никогда не подводили в самые
тяжелые минуты испытаний. Вы являетесь наследниками боевой славы советской гвардии". Эти слова воодушевили моря
Большой противолодочный корабль Комсомолец Украиныков на достижение новых успехов в учебе и службе. Много сотен миль прошел корабль по морским дорогам. И всегда его экипаж с честью оправдывал гвардейское звание.

Под командованием контр-адмирала В. И. Акимова отряд черноморских кораблей в составе крейсера Жданов и большого противолодочного корабля Красный Крым посетил французский порт Тулон. Это был ответный визит на посещение
Ленинграда французским крейсером Кольбер .

В 1977 г. Красный Крым стал одним из признанных лидеров социалистического соревнования.

Под гвардейским флагом вошел в состав флота большой противолодочный корабль Сообразительный, названный в честь черноморского эсминца, экипаж которого покрыл себя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны. Корабль побывал в портах Кубы и Югославии, Гвинеи и Алжира.  Сообразительный неоднократно был в числе передовых кораблей Черноморского флота, как и однотипный с ним большой противолодочный корабль Славный.

В 1976 г. на Сообразительном побывал первый секретарь ЦК БКП, председатель Государственного совета НРБ Тодор Живков. В книге почетных посетителей он сделал запись, в которой пожелал экипажу новых успехов в боевой и политической подготовке.

На рубке Одаренного горят три звезды - свидетельство побед на состязаниях. Его экипаж - обладатель нескольких призов главнокомандующего Военно-Морским Флотом за ракетную зенитную стрельбу и торпедную подготовку, а также за успешный состязательный поиск подводной лодки.

В числе передовиков социалистического соревнования флотская печать называла большие противолодочные корабли Скорый, Сдержанный и Решительный. В 1974-1975 гг. Скорый дважды посещал с дружеским визитом порты Югославии: в первом визите участвовали большие противолодочные корабли Николаев и Сметливый, во втором - Сдержанный и крейсер Жданов.

Большой противолодочный корабль НиколаевБольшую выдержку, стойкость в преодолении трудностей и высокую профессиональную подготовку проявил в дальнем походе экипаж большого противолодочного корабля Находчивый под командованием капитана 3-го ранга Л. Румянцева.

На Тихоокеанском флоте успехов в боевой и политической подготовке достигли собратья черноморского Красного Крыма - большие противолодочные корабли Строгий, Способный, Стерегущий и др. Способный успешно защищал честь флота в состязаниях на первенство ВМФ по тактической подготовке, завоевал переходящее Красное знамя крайкома КПСС. Летом 1976 г. Способный в составе отряда тихоокеанских кораблей
под командованием контр-адмирала В. Ф. Варганова  посетил Канаду.

Почти в это же время балтийский Отважный под флагом вице-адмирала В. М. Леоненкова заходил в один из портов Великобритании. Дальний поход совершил Образцовый. Плавание проходило в сложных климатических условиях, но экипаж с честью выдержал все испытания.

Именами советских городов был назван ряд больших противолодочных кораблей.

Особенно много написано во флотских газетах и журналах об Очакове. Комсомольская организация этого корабля награждена Красным знаменем ЦК ВЛКСМ. Экипаж Очакова под командованием капитана 2-го ранга В. Шепелева первым в Военно-Морском Флоте поддержал призыв мотострелков-забайкальцев отметить XXV съезд КПСС дальнейшим повышением боевой готовности, улучшением качества боевой выучки
и настойчивым освоением новой техники и оружия.

В 1976 г. Очаков выходил в море на ракетные и артиллерийские стрельбы под флагом главнокомандующего ВоенноМорским Флотом Адмирала Флота Советского Союза Гвардейский большой противолодочный корабль СообразительныйС. Г. Горшкова. Стрельбы были выполнены успешно. Главнокомандующий объявил благодарность командиру и личному составу корабля.

Через два года на страницах "Морского сборника" снова появилось упоминание об Очакове. И на этот раз в журнале сообщалось о высокой подготовке корабельных ракетчиков, которые "снайперски поразили скоростную низколетящую мишень". Не сдавал передовых позиций Очаков и в 1980 г.

Не отстает от Очакова большой противолодочный корабль Керчь, Из года в год показывает он высокие результаты боевой учебы. Под командованием капитана 2-го ранга Ю. Гусева этот корабль в 1978 г. плавал в водах Атлантики и Средиземного моря. Вскоре по возвращении из похода он выходил в район боевой подготовки для отработки ряда сложных тактических и огневых задач в условиях активного противодействия "противника". Гидроакустики, радиометристы, ракетчики и артиллеристы успешно решили поставленные перед ними задачи.
А личный состав электромеханической боевой части сумел сэкономить в плавании 270 т горюче-смазочных материалов. "Быть рачительными хозяевами корабля",- записано в одном из основных пунктов социалистических обязательств экипажа Керчи.

В сложных климатических и метеорологических условиях совершил дальнее плавание в 1979 г. большой противолодочный корабль Ташкент. Им пройдены десятки тысяч миль. Экипаж продемонстрировал высокую морскую и специальную подготовку. Четыре боевые части корабля получили почетное право называться отличными. Каждый третий моряк стал классным специалистом.

Совершил дальний поход большой противолодочный корабль Петропавловск. По возвращении с экипажем корабля встретился начальник Главного штаба Военно-Морского Флота адмирал флота Г. М. Егоров. Он тепло поздравил противолодочников с успешным выполнением задания и пожелал им новых достижений в учебе. За большой труд экипажа в длительном плавании, успехи в учениях и образцовое выполнение социалистических обязательств в 1980 г. Петропавловск объявлен отличным кораблем, а его командир капитан 3-го ранга А. Кузьмин избран делегатом XXVI съезда КПСС.

Владивосток также завоевал звание отличного корабля и переходящее Красное знамя крайкома комсомола.

На Северном флоте несет службу ракетный крейсер Севастополь.

Именами русских и советских полководцев и флотоводцев названа серия кораблей, начало которой положил Вице-адмирал Дрозд Краснознаменного Северного флота. Это имя он принял как эстафету от гвардейского эсминца, личный состав которого совершил в годы войны много славных боевых дел. Экипаж корабля практическими делами доказывает, что боевая слава его предшественника находится в надежных и верных руках. Корабль в 1976 г. объявлен лучшим ракетным надводным кораблем Военно-Морского Флота. После маневров "Океан" Вице-адмирал Дрозд вместе с эсминцем Гремящий побывал с дружеским визитом на Кубе.

Большой противолодочный корабль Адмирал МакаровХороших показателей в боевой учебе достигли большие противолодочные корабли Адмирал Зозуля и Адмирал Макаров. БПК Адмирал Макаров с честью пронес флаг Родины через многие районы Мирового океана. Его экипаж не раз демонстрировал в дальних походах высокую морскую выучку.

Об Адмирале Юмашеве писал в газете "Красная звезда" от 15 января 1980 г. командующий Северным флотом адмирал В. Чернавин. Во время одного из плаваний корабль попал в сильный шторм. Ветер достигал 40 м/с. Но люди выдержали
испытания, не отказала и отечественная техника. Корабль благополучно вернулся на базу, а вскоре снова вышел в море на ракетные стрельбы. И эту огневую задачу экипаж Адмирала Юмашева выполнил успешно.

Почин североморцев-подводников "отлично знать и содержать оружие и боевую технику, мастерски владеть ими" одним из первых поддержал большой противолодочный корабль Кронштадт.

С высокой оценкой решил огневые задачи в 1979 г. экипаж Маршала Тимошенко. Командир корабля умело использовал каждую возможность для тренировки расчетов в отражении атак низколетящих скоростных целей в условиях радиоэлектронного противодействия "противника".

За ракетной стрельбой большого противолодочного корабля Василий Чапаев наблюдал главнокомандующий ВМФ. Воздушная цель была поражена первой же ракетой.

Писала флотская печать и об успехах дальневосточных кораблей Маршал Ворошилов и Адмирал Октябрьский. С экипажем последнего в 1976 г. встречался кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС М. Соломенцев. А большой противолодочный корабль Адмирал Исаченков отличился в канун Нового года успешным применением торпедного оружия в ходе учебной атаки.

Сторожевой корабль типа БодрыйСторожевые корабли советского флота получили свое дальнейшее развитие с созданием серий кораблей типа Бодрый и Комсомолец Литвы. На высоком организационном и техническом уровне были проведены государственные испытания Бодрого под руководством опытного моряка капитана 1-го ранга А. Г. Кривоносова , что положительно сказалось в дальнейшем
на организации корабельной службы и боевой подготовки экипажа. В 1974 г. сторожевой корабль Бодрый под командованием капитана 2-го ранга Э. А. Попеко (ныне контр-адмирала) был объявлен отличным и удостоен переходящего Красного знамени обкома КПСС. А вскоре за мужество и воинскую доблесть экипажу Бодрого был вручен вымпел министра обороны
СССР. Летом 1975 г. Бодрый в составе отряда кораблей под флагом командующего флотом адмирала В. В. Михайлина совершил дружеский визит в ПНР.

Вместе с Бодрым в составе Балтийского флота несет службу сторожевой корабль Бдительный. Добрая слава на флоте идет об экипаже этого корабля.

К числу передовиков социалистического соревнования относится сторожевик Дружный под  командованием капитана 3-го ранга Ю. Албузова. Во флотской печати сообщалось о высоком мастерстве гидроакустиков этого корабля. Обнаружив подводную лодку "противника" на учении, они длительное время поддерживали уверенный контакт с ней. Аналогичную задачу успешно решили гидроакустики сторожевого корабля Сильный под командованием капитана 2-го ранга В. Егорова. Корабль был награжден переходящим Красным знаменем Военного совета Балтийского флота.

С высокими показателями в боевой и политической подготовке завершил 1979 г. экипаж Неукротимого.

Мощь сторожевого корабля Достойный, воплотившего новейшие достижения науки и техники, находится в надежных руках моряков, настойчиво овладевающих сложными механизмами и оружием.

Не раз демонстрировал при плавании по океанским дорогам боевое мастерство, мужество и сплоченность экипаж сторожевого корабля Разительный под командованием капитана 3-го ранга В. Балашова. А его собрат Безукоризненный (командир капитан 3-го ранга Ю. Рыков) отличился в 1980 г. успешным гидроакустическим поиском подводной лодки "противника" и последующей ее атакой.

Противолодочный крейсер ЛенинградПередовые места в социалистическом соревновании занимали сторожевые корабли Краснодарский комсомолец на Черноморском флоте и Архангельский комсомолец на Севере, а также тихоокеанский сторожевик Приморский комсомолец. Моряки Комсомольца Литвы Балтийского флота отличились в 1975 г. в состязательных минных постановках на первенство Военно-Морского Флота. Экипаж действовал ночью на сложном тактическом фоне. Минная постановка осуществлялась после атак надводных кораблей, авиации и подводных лодок "противника".

Имя столицы Страны Советов получил новый корабль, главным оружием которого стали летательные аппараты. Им стал противолодочный крейсер Москва. На корабле установлены мощное противолодочное вооружение, зенитные ракетные и артиллерийские установки. Крейсер обладает большой дальностью плавания. Противолодочные вертолеты позволяют успешно производить поиск и уничтожение подводных лодок. По боевым возможностям крейсер Москва существенно превосходит многие иностранные корабли подобного класса, построенные в послевоенный период.

Крейсер неоднократно совершал дальние плавания, в период которых его экипаж совершенствовал морскую выучку, а техника испытывалась на надежность работы в условиях отрыва от баз. Высокие результаты боевой и политической подготовки показал экипаж Москвы на маневрах "Океан" и в ходе других учений. За успехи в социалистическом соревновании в
ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина крейсер награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой.

Достойно несет службу однотипный противолодочный крейсер Ленинград. Экипажи его вертолетов активно участвовали в разминировании Суэцкого залива. Несмотря на тяжелые, непривычные условия для траления: изнуряющую жару, пыльные бури и частые штормы, моряки действовали самоотверженно, проявляли подлинное мужество, волю и высокую профессиональную подготовку.Противолодочный крейсер Киев

Гордостью советского кораблестроения стали противолодочные крейсеры Киев и Минск, оснащенные современнейшей аппаратурой, мощным оружием, самолетами и вертолетами и обладающие отличными тактико-техническими характеристиками.

За   кормой   Киева  насчитывается   много  тысяч  океанских миль. Современное навигационное оборудование позволяет использовать самолеты практически в любую погоду, полеты выполняются в сложных условиях пониженной видимости. Зачетные ракетные стрельбы в 1979 г. ракетчики Киева выполнили на "отлично".

Командир противолодочного крейсера Минск капитан 1-го ранга В. Гокинаев умело опирается в своей работе на партийную и комсомольскую организацию, нацеливая личный состав на достижение новых успехов в боевой подготовке. Мужество, находчивость и самоотверженность демонстрируют в воздухе авиаторы Минска. В 1979 г. ни одна подводная лодка "противника" не ушла от преследования. Экипаж гордится своим кораблем и ратными делами создает славную биографию крейсера.

Оснащение надводных кораблей ракетным оружием привело в 60-70-х годах к созданию новых классов ракетных кораблей и катеров, способных "уничтожать надводные корабли и транспорты противника в удаленных и прибрежных районах океана, а также на закрытых морских театрах".

Имя легендарного Варяга унаследовал ракетный крейсер Тихоокеанского флота. 21 мая 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, прибывший на крейсер, сделал такую запись в книге почетных посетителей: "Впечатление о воинах-тихоокеанцах и гвардейском крейсере "Варяг" осталось очень хорошее. Могучая и грозная техника находится в умелых и надежных руках". Командир Варяга капитан 2-го ранга Ю. Дерябин учит экипаж высокому мастерству, готовности к ратному труду и подвигу.

Ракетный крейсер Адмирал Фокин прославился на флоте тем, что поражал цели на воде и в воздухе, как правило, первой ракетой. Серьезным экзаменом для экипажа крейсера стали дальние походы в Тихом и Индийском океанах. Корабль под командованием капитана 1-го ранга М. Ф. Пичкура не раз заходил с дружескими визитами во многие порты Азии. Всюду моряки с достоинством несли флаг Родины, вызывали восхищение выправкой, подтянутостью, высоким мастерством. В книге гостей корабля записи на разных языках.
Ракетный крейсер ГрозныйВот одна из них: "Убедился в успехах советской промышленности, осматривая крейсер Адмирал Фокин".

В 1979 г. Адмирал Фокин вместе с большим противолодочным кораблем Строгий и эсминцем Возбужденный посетил Социалистическую Республику Вьетнам. Визит советских военных кораблей вылился в яркую демонстрацию дружбы и сотрудничества двух братских народов.

О ракетном крейсере Грозный в январском номере "Морского сборника" за 1974 г. сообщалось: "Экипаж крейсера решил выполнять учебно-боевые задачи только с отличными и хорошими оценками, поражать цели первой ракетой, первой торпедой, первым снарядом". Командовал тогда Грозным капитан 1-го ранга В. Корнейчук. Корабль награжден переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ.

Черноморский ракетный крейсер Адмирал Головко, носящий имя известного советского флотоводца, вместе с эсминцем Находчивый и сторожевиком Краснодарский комсомолец под командованием вице-адмирала Б. Е. Ямкового в 1973 г. посетил порт Социалистической Республики Румынии, в 1975 г. в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала В. И. Акимова заходил в Тунис.

Малый ракетный корабльПереходящим Красным знаменем Военного совета флота награжден большой ракетный корабль Славный. Его моряки не раз отличались при решении самых сложных задач, показывали высокую слаженность в работе. Успешно выполнил экипаж Славного план учебного года в 1979 г.

В состав Военно-Морского Флота входят малые ракетные корабли типа Зарница, оснащенные современным ракетным оружием и электронной техникой. Они имеют хорошие маневренные и мореходные качества, большую автономность.

Не раз на страницах флотской печати сообщалось о ракетных катерах типа Кировский комсомолец. В их испытаниях плодотворно участвовали прославленные советские катерники Герои Советского Союза капитаны 1-го ранга Б. П. Ущев и М. П. Подымахин. Любопытно, что первые пуски ракет с катера были сделаны по бывшей императорской яхте Полярная звезда. Два пуска - два попадания. Яхта - плавучая база, спущенная на воду еще в 1890 г., навсегда ушла в морскую пучину.

В числе передовиков социалистического соревнования на Балтике экипажи ракетных катеров Мичуринский комсомолец и Тамбовский комсомолец. Первый из них стал отличным кораблем и за успехи в боевой и политической подготовке награжден грамотой главнокомандующего Военно-Морским Флотом,

Ракетный катерТамбовский комсомолец под командованием капитан-лейтенанта Б. Сивопляса занял лидирующее место в дивизионе с самого начала 1980 учебного года. В газете "Красная звезда" от 25 марта 1980 г. сообщалось об успешной артиллерийской стрельбе этого катера. Малоразмерная цель, обнаруженная радиолокационной станцией на предельной дистанции, была метко поражена комендорами катера.

Кировский комсомолец четыре раза подряд удостаивался приза главкома. Комсомольская организация этого катера занесена в книгу Почета дважды Краснознаменного Балтийского флота.

Кроме ракетных в составе Военно-Морского Флота имеются и торпедные катера.

К существенным недостаткам довоенных кораблестроительных программ следует отнести тот факт, что в них не предусматривалось строительство десантных судов специальной постройки. Особенно ярко подтвердилась необходимость в таких Торпедный катерсудах в ходе войны, когда десятки раз приходилось осуществлять десантные операции разных масштабов.

Десантные корабли большого и среднего водоизмещения начали поступать в Военно-Морской Флот во втором послевоенном десятилетии. Надежно несут нелегкую морскую службу большие десантные корабли Александр Торцев, Петр Ильичев, Красная Пресня. В составе Черноморского флота имеется Воронежский комсомолец, однотипный с тихоокеанским Томским комсомольцем.

В августе 1979 г. в "Морском сборнике" сообщалось об успехах, достигнутых экипажем большого десантного корабля
Иван Рогов. Особенно отличилась артиллерийская боевая
часть корабля во главе с капитаном 3-го ранга В. Шамонаевым.

На маневрах "Океан" советские морские десантники показали высокую боевую выучку. В сложных условиях проходило учение по высадке десанта в Заполярье. Десантные силы шли под прикрытием боевых кораблей и авиации, а затем с ходу, преодолев противодействие "противника", высадились и овладели плацдармом на берегу. "Ледяная вода захлестывала плавающие танки и бронетранспортеры, но они упорно продвигались вперед. И вот первые волны десанта вышли на заснеженный берег",- было записано в репортаже с места
учения.
Сторожевой катер на подводных крыльях

Для Военно-Морского Флота были созданы корабли и катера на подводных крыльях и воздушной подушке.

Последние способны передвигаться над водой и льдом, сушей и заболоченными участками, преодолевать довольно высокие препятствия и рвы. Это прямые потомки первых "воздушных лодок", созданных коллективом под руководством проф. В. Левкова. Первое советское   судно  на   воздушной   подушке Л-1 было испытано в 1934 г. Большой вклад в совершенствование современных кораблей на воздушной подушке  внес авиационный инженер С. П. Волков.

С появлением судов на воздушной подушке изменились
требования к испытательным полигонам, на которых замеряются маневренные элементы, к точности определения местоположения судна, особенно при плавании в прибрежной полосе, с помощью курсоуказателей и измерителей скорости.

На точность определения местоположения корабля на мерной миле стал влиять такой фактор, как кривизна траектории движения по мерной линии. Путь корабля на воздушной подушке между двумя обсервациями существенно отличается от прямой линии. Причина этого заключается в изменчивости направления ветра во время испытаний. Испытателям теперь приходится строго Корабль на воздушной подушкеучитывать изменения направления ветра в приводном слое. Зарубежные специалисты считают, что можно создать десантные корабли на воздушной подушке водоизмещением до 5000 т со скоростью до 90 уз. По данным иностранной печати, перспективными   считаются   десантные   корабли-экранопланы, скорость движения которых может достигать 200 уз, что позволяет им осуществлять стремительный маневр в район высадки.

"Надводным кораблям принадлежит главная роль в борьбе с  минной  опасностью", - пишет Адмирал  Флота  Советского Союза С. Г. Горшков.

Велика была потребность в противоминных кораблях во время войны. Строили их и в послевоенный период. Боевое траление продолжалось еще десяток лет после окончания войны. Так, на Балтике вплоть до 1959 г. можно было видеть группы тралящих кораблей, следующих, как правило, строем уступа и совершающих галс за галсом для протраливания опасного района от мин.

После войны появились новые типы базовых и рейдовых тральщиков-искателей. Но, несмотря на многотипность современных тральщиков, все они предназначены для борьбы с морскими минами и проводки за тралами кораблей и судов.

Мы уже упоминали о том, что советские корабли были приглашены для разминирования Суэцкого залива. Тихоокеанским тральщикам пришлось совершить длительный переход из Владивостока до порта Хургада. В тральных работах участвовали и корабли Черноморского флота. Это было настоящее испытание и для кораблей, и для моряков.

Траление началось 15 июля 1974 г. Опасная работа, какой является траление, затруднялась неимоверной жарой, достигавшей 45-50 °С, сильными ветрами до 15-18 м/с, штормовым волнением моря и малоизученностью района траления в навигационном отношении. Несмотря на эти тяжелые условия, советские моряки с честью выдержали испытания, проявив высокую моральную стойкость и выдержку в критические моменты, возникавшие в ходе траления. Выдержали испытания и корабли. Еще раз убедительно продемонстрировала высокую надежность отечественная техника. Задача была успешно выполнена.

"Каир. 9 сентября (ТАСС). Как заявил официальный представитель министерства иностранных дел АРЕ, советские корабли и вертолеты, производящие работы по разминированию Суэцкого залива, на сегодняшний день полностью очистили от мин акваторию длиной 34 км и шириной 5 км".

Командовал отрядом кораблей разминирования опытный моряк капитан 1-го ранга А. Аполлонов. За его плечами большой стаж тральных работ в различных морях.

В печати сообщалось об особых успехах тихоокеанского тральщика Сахалинский комсомолец, которым командовал капитан 3-го ранга Ш. Зияев. В короткий срок на рубке этого корабля засияло несколько
Тральщикзвездочек, соответствующих числу вытраленных мин. На счету командира подразделения кораблей капитана 2-го ранга В. Колобова, имевшего
большой опыт послевоенного боевого траления, 14 обезвреженных мин.

Более 6000 ч провели моряки на минных полях. Корабли прошли с тралами свыше 17 тыс. миль. "Мужество, стойкость, героизм, проявленные моряками, вызвали законное чувство гордости у советских людей",- пишет вице-адмирал С. С. Б.евз .

Двумя годами раньше в порт Чаттагонг по просьбе правительства Народной Республики Бангладеш была направлена специальная экспедиция советских кораблей под командованием контр-адмирала С. Зуенко для расчистки акватории порта и подходов к нему от затонувших судов и мин. В состав экспедиции входили базовые и рейдовые тральщики, плавучие мастерские, водолазные боты и другие суда Военно-Морского Флота.

За два года экспедиция подняла и отбуксировала в безопасное место 26 судов общим водоизмещением свыше 100 тыс. т. Моряки провели боевое траление на фарватере длиной 30 миль и шириной 2 мили. В газетах тех дней были опубликованы фамилии особо отличившихся в разминировании гавани: капитана 2-го ранга Е. Хорошуна, капитан-лейтенантов В. Антонова, Н. Завадского, В. Лебедева, мичмана М. Начерняка. Отлично
выполнили свой воинский долг специалисты по судоподъему и водолазным работам и среди них В. Бондаренко.

Работа советской экспедиции получила высокую оценку правительства Народной Республики Бангладеш и населения страны.

"Эти работы явились крупнейшим событием в истории мореплавания и
в первую очередь стран Европы, так как они позволили возродить важнейший транзитный узел коммуникаций, связывающих Западное полушарие с Восточным",- пишет доктор военно-морских наук вице-адмирал К. А. Сталбо.

Н. Е. ЧирковВ повседневной боевой учебе в числе передовых кораблей Черноморского флота в 1975 г. были тральщики Сигнальщик и Наводчик. Экипаж каспийского тральщика Мешади Азизбеков под командованием капитан-лейтенанта Ю. Новикова в 1979 г .получил вымпел "Лучшего тральщика флотилии". Неоднократно завоевывал призы главнокомандующего ВМФ и командующего флотом тихоокеанский тральщик Приморский комсомолец. Успешно несет службу на Средиземном море тральщик Турбинист.

Под руководством Коммунистической партии ныне создан могущественный океанский Военно-Морской Флот, демонстрирующий всему миру достижения советской науки и техники и надежно охраняющий государственные интересы нашей Родины.
            Партия воспитала талантливые кадры ученых и судостроителей, блестящую плеяду флотоводцев, беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, всесторонне подготовленных офицеров и матросов. В тесном флотском строю идут к новым успехам испытатели кораблей.

В 1977 г. военные моряки отмечали 50-летие существования Постоянной комиссии государственной приемки кораблей Военно-Морского Флота, ставшее большим праздником для отряда испытателей и для всех тех, кто участвует в создании и приемке кораблей.

К. К. ЧеремхинНемало ярких, волнующих страниц, связанных с испытаниями кораблей, вписано в биографии контр-адмиралов в отставке И. Добровольского и А. Микитенко, капитанов 1-го ранга запаса Н. Зиновьева, А. Душенка, Н. Чиркова, Б. Марголина, С. Лысова, М. Лемина, Н. Мышкина, Ю. Мизрахи, Г. Васильева, В. Шумакова, К. Черемхина, Н. Стрельцова, Б. Викторова и других. Н. П. Стрельцов

Это настоящие морские асы. Недаром, например, К. Черемхин, прославившийся умением безукоризненно швартоваться, был приглашен на съемки кинофильма "Четвертый перископ", когда отрабатывался эпизод лихой швартовки эсминца к причалу.

Коллектив испытателей - это последняя инстанция, экзаменующая корабль, прежде чем выпустить его в большое плавание. Приемный акт, завершающий процесс испытаний, можно сравнить с государственным Знаком качества.

Четкая организация испытаний, отработанность действий сдаточной команды, высокая требовательность к качеству и надежности принимаемого оружия и техники являются залогом
боеспособности корабля и успехов боевой подготовки его экипажа.

Советские корабли с честью несут флаг Родины, охраняя безопасность страны и мирный труд своего народа. В каждом из них осуществлен труд ученых и конструкторов, рабочих, техников и инженеров. Но, несомненно, немалый вклад в создание и совершенствование кораблей вносят и испытатели.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru