Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

От паруса к паровой машине
и гребному винту

 

В 1807 г. отправилось в первое плавание судно Роберта Фултона, движимое не ветром, а силой пара. В 1815 г. между Петербургом и Кронштадтом начались регулярные рейсы первого транспортного судна с паровой машиной.

Казалось, вот-вот на морском горизонте появятся дымы первой эскадры паровых кораблей русского флота. Но до создания эскадры было еще далеко.

Более того, темп строительства парусных кораблей продолжал расти. В состав Черноморского флота один за другим входили новые линейные корабли, прототипом которых был хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 120-пушечный линкор Силистрия.

Осенью 1838 г. после прохождения приемных испытаний вступил в  строй линейный корабль Три святителя, построенный на Николаевской верфи (строитель - полковник А. Н. Воробьев), через три года - Двенадцать апостолов, а несколькими годами позже строитель - подполковник С. И. Чернявский спустил на воду корабли Париж и Великий князь Константин.

Черноморские корабли обладали отличными качествами линкоров парусного периода. В состав артиллерийского вооружения входили новые эффективные 68-фунтовые бомбические пушки, только что успешно прошедшие испытания. Их снаряды имели взрыватели ударного действия, изобретенные русским
инженером-артиллеристом К. Лехнером. Высокой похвалы заслуживали мореходные качества кораблей. В своем рапорте командир Двенадцати апостолов капитан 1-го ранга В. А. Корнилов писал:

"Корабль мой в море оказался прекрасным. У него было 11 дюймов дифференту и он отлично слушался руля. В бейдевинд же крутой имел более 8 узлов на одном рифе брамсели. При попутном ветре скорость превышает 12-13 узлов".

Линейный корабль Три святителяНа кораблях были внедрены последние достижения в области парусного кораблестроения. Традиционную транцевую корму заменили кормой круглой формы, благодаря чему увеличился сектор обстрела кормовых орудий. Удалось устранить
обычную "мертвую зону" стрельбы.

Улучшилась обитаемость. Расширили кубрики команды, впервые сделали иллюминаторы. Крюйт-камеры и шкиперские кладовые перенесли с батарейных палуб в трюмные помещения.

В этот период кроме линейных кораблей в состав Черноморского флота вступили 80-пушечные фрегаты Гавриил, Святослав, Чесма, Ростислав и др.

 

 

Крымская война 1853-1856 гг. "показала гнилость и бессилие крепостной России" (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 20, с. 173). Царское правительство не смогло вести войну с мощной коалицией Турции, Великобритании, Франции и Сардинского королевства.

Несмотря на ряд блистательных подвигов русской армии и флота, среди которых особенно яркими явились Синопское сражение и героическая оборона Севастополя, царское правительство было вынуждено пойти на заключение тяжелого и унизительного Парижского мира, согласно которому Россия лишалась права иметь на Черном море флот и базы, укреплять Аландские острова на Балтике, а также понесла территориальные потери.

Победное Синопское сражение стало последней демонстрацией мощи русского парусного флота. В боевых действиях уничтожению турецкого флота принимали участие и немногочисленные русские пароходо-фрегаты. 5 ноября 1853 г. произошел первый в мире морской бой двух паровых кораблей. Владимир под командованием вице-адмирала В. А. Корнилова, которого с полным основанием можно назвать первым флагманом русского парового флота, нанес большие повреждения 10-пушечному турецкому пароходу Перваз Бахри (Владыка морей) и захватил его в плен.

Отмечая  в  приказе  о  Синопском  сражении  своевременную помощь отряда пароходо-фрегатов под командованием В. А. Корнилова, П. С. Нахимов писал: "Пароходы содействовали весьма много к последнему истреблению турецкого флота".

Первым   военным   пароходом   отечественной   постройки считается Скорый, спущенный на воду на Ижорской верфи и сданный Балтийскому флоту в  1818 г. Лет десять спустя в состав того  же  флота  вошел  пароход Ижора, вооруженный  восьмью 6-фунтовыми    карронадами,    предназначенными,    правда,    по
указанию императора, только для салютов. Примерно в это же время   Черноморский   флот   пополнился   вооруженным   пароходом  Метеор, построенным  на  Николаевской верфи по проекту корабельного мастера И. С. Разумова.

Первый архангельский пароход Легкий проходил испытания с августа 1825 по май 1826 г. Он предназначался для буксировки и проводки через мелководье крупных линейных кораблей. Испытания проводила специально назначенная приемная комиссия в составе капитан-лейтенантов П. Тыртова, С. Патрика и К. Засса под председательством капитана 1-го ранга С. Васильева. При буксировке линейных кораблей Азов и
Иезекииль 15 мая 1826 г., длившейся 2 ч 20 мин, Легкий шел со скоростью 4-6 уз. А скорость свободного полного хода составляла 8 уз.

Вторым архангельским пароходом был Спешный, построенный известным корабельным мастером В. А. Ершовым.

В 1830 г. Морским ведомством было принято решение о постройке большого военного колесного парохода Геркулес водоизмещением 823 т. Его вооружение состояло из 28 пушек. Ижорский завод изготовил для Геркулеса две паровые машины мощностью по 100 л. с. Корпус корабля строился на Охтинской верфи. 21 сентября 1832 г. после достройки и оснащения Геркулес вышел на ходовые испытания из Кронштадта в Финский залив. Результаты испытаний превзошли все ожидания конструкторов. При скорости более 8 уз пароход показал хорошую остойчивость и высокие мореходные качества. Русский флот получил наконец первое отечественное по-настоящему боевое паровое судно.

За Геркулесом последовало строительство пароходо-фрегата Богатырь водоизмещением 1342 т. Он прошел ходовые испытания летом 1838 г. В Николаеве строителем, капитаном М. Дмитриевым был построен в 1842-1848 гг. пароход Грозный. Мощность машин составляла 120 л. с. Вооружен он был пятью пушками.

Первым в русском флоте военным кораблем с винтовым движителем был 48-пушечный фрегат Архимед, построенный на Охтинской верфи И. А. Амосовым. Четыре машины, установленные на винтовом агрегате, имели общую мощность 300 л. с. Но Амосов не отважился отказаться от парусов. С двухлопастным винтом корабля сосуществовал и парусный движитель.

Архимеду не повезло. Он разбился о камни у острова Борнхольм. Взамен погибшего на Охтинской верфи было заложено два таких же винтовых фрегата.

Под руководством корабельных инженеров А. Иващенко и Л. Шведе в 1855-1856 гг. на Охтинской верфи было построено шесть винтовых корветов: Рында, Новик, Гридень, Посадник, Воевода и Боярин водоизмещением по 855 т. Мощность паровых машин корветов составляла 200 л. с. На ходовых испытаниях корветы достигли скорости 13 уз.

Несколько позже на этой же верфи был построен винтовой корвет Аскольд, снискавший славу самого быстрого и самого красивого корабля русского флота.

А в 1857-1858 гг. в Петербурге на Охте были заложены винтовые фрегаты Дмитрий Донской и Александр Невский. Ровно через десять лет после закладки Александр Невский - последний русский деревянный фрегат - погиб в проливе Скагеррак. И на корветах, и на фрегатах в качестве резервного
движителя использовались паруса.

Паровой машиной и парусным вооружением был оснащен и знаменитый корвет Витязь, имя которого впоследствии было высечено на фронтоне здания Международного океанографического музея в Монако в знак больших заслуг перед мировой наукой. Корвет строился на верфи Галерного острова в Петербурге под наблюдением корабельного инженера А. Леонтьева и выдающегося русского кораблестроителя-самоучки П. А. Титова.

Витязь имел броневую палубу, прикрывавшую машины и котлы. По сути, это был первый русский бронепалубный крейсер. В достройке и приемных испытаниях Витязя активно участвовал командир корабля капитан  1-го ранга С. О. Макаров.   По  его   рекомендациям   строители   во   многом   исправили первоначальный   проект   корабля,   улучшили   его   вооружение, обитаемость, мореходные элементы.

В  ходе испытаний   на мерной   линии   Витязь   показал   не очень высокую скорость движения.

"Ход  неважный, - писал  в  своем  дневнике  С.  О.  Макаров, - на  одном рейсе с натяжкой 14,6 уз при попутном течении... Корвет можно считать не удачным  в  смысле хода,  но... дело  командира  составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других по качеству".

В длительных плаваниях корабль и его экипаж оправдали надежды своего командира. В 1886-1889 гг. корвет выполнил ряд важных гидрографических и гидрологических исследований вод Тихого океана, пройдя 60 тыс. миль под паровой машиной и 25 тыс. миль под парусами.

Броненосная канонерская лодка  Опыт  (первый металлический корабль)

Паровая машина и гребной винт получали все большее распространение. Если в 1853 г. среди 398 кораблей Балтийскогои Черноморского флотов насчитывалось всего 16 пароходо-фрегатов и 36 вспомогательных паровых судов, то через 8 лет только пятая часть кораблей флота осталась парусными. А в
1881 г. почти все военные корабли России были оснащены паровыми машинами и лишь на 14 судах сохранилось парусное вооружение.

Строительство в 1861 г. в Петербурге первого военного корабля Опыт водоизмещением 270 т с металлическим корпусом явилось началом металлического судостроения в России. Броневой бруствер толщиной 114 мм на 305-миллиметровой тиковой подкладке прикрывал 196-миллиметровое бомбическое орудие. Опыт стал и первым минным кораблем. На нем впервые испытывались минные тараны. С помощью 6-метрового "гипиронного шеста" был произведен взрыв шестовой мины, положивший начало их широкому внедрению на флоте. Находясь в 1901 г. в составе учебно-минного отряда, корабль участвовал в начальных опытах А. С. Попова по проведению радиосвязи.

Вслед за Опытом на Балтийском заводе были построены, несколько мониторов - низкобортных мелкосидящих бронированных кораблей, вооруженных одним-двумя орудиями большого калибра, установленными во вращающихся башнях. Головной монитор Броненосец вступил в строй в 1865 г.

Полуброненосный фрегат Генерал-адмирал

Летом 1873 г. был заложен головной винтовой клипер Крейсер, а затем в течение 5-7 лет построены серийные Джигит, Разбойник и Стрелок водоизмещением по 1320 т, предназначенные для дальних вояжей и представительства интересов России за рубежом. В ходе испытаний на мерной линии у Толбухина маяка клипер Разбойник показал скорость под парами 11,36 уз. Последующий 25-летний опыт боевой службы и дальних плаваний показал отличную мореходность и высокую экономичность этого парусно-парового корабля. Долго оставались в строю клиперы. Стрелок, например, еще в 1914 г. числился в составе Балтийского флота как учебный корабль.

По   проекту   корабельных   инженеров   И.   С.   Дмитриева  и Е.   Кутейникова   в   Петербурге   были   построены   парусно-паровые фрегаты Генерал-адмирал и Герцог Эдинбургский водоизмещением более 4000 т каждый. На ходовых испытаниях 1873 г. фрегат Генерал-адмирал показал значительную по тому времени скорость 15,3 уз. Председатель комиссии, проводившей
испытания и приемку фрегатов, в докладе морскому министру дал высокую оценку кораблям.  Большая дальность плавания,

Первый монитор Броненосец

тяжелая броневая защита и мощная нарезная артиллерия позволяли фрегатам вести успешный бой как с крейсерами, так и с броненосцами. Фактически это были океанские броненосные крейсера.

"Русским   первым   удалось   осуществить   идею   броненосных   крейсеров с
броневым поясом по ватерлинии",- писала в то время английская пресса.

Владимир Мономах, заложенный в 1881 г, кроме броневого пояса,  имел  и  броневую палубу. В ходе приемных испытаний Владимир Мономах развил скорость 17,5 уз.

К полуброненосным фрегатам относился и корабль Память Азоваспущенный  на воду 20 мая   1888 г., в день 200-летия спуска  Петром  ботика - "дедушки  русского флота".  Как  и многие другие корабли, Память Азова испытывался в два этапа. Маневренные качества и вооружение корабля проверялись сразу после достройки, а мореходным испытанием явилось его первое заграничное плавание.Полуброненосный фрегат Владимир Мономах

 

В 1887 г. вступил в строй крейсер Адмирал Нахимов - один из самых мощных и быстроходных кораблей своего времени. Заложен он был на Балтийском заводе (строитель Н. А. Самойлов). На этом корабле впервые все помещения освещались электричеством.

К 1890 г. в составе русского флота было уже 37 бронированных кораблей общим водоизмещением 125 507 т. А в целом флот России по численности занимал третье место в мире, уступая лишь Англии и Франции.

 

Клипер Стрелок

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru