Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

Менделеев помогает испытателям.
Методика  Крылова

 

При создании парусных судов не было необходимости в предварительном расчете ходкости судна, поскольку зависела она от случайных причин - скорости и направления ветра и, разумеется, от искусства управления судном. Замена паруса паровой машиной породила новые проблемы. Резко усложнились процессы проектирования, строительства и испытаний паровых судов. Потребовалось заранее устанавливать сопротивление воды при заданной скорости движения, добиваться его снижения путем выбора оптимальных обводов и размерений корпуса. Важной научно-технической задачей стало определение требуемой мощности машин для сообщения судну заданной скорости, а также достижение максимальной экономичности машин. С целью ее реализации проводились испытания моделей судов в специальных опытовых бассейнах и скоростные испытания судов на мерной линии.

В процессе испытаний судов и механизмов на мерной линии кроме замеров скорости движения при различном давлении пара в котле определялись маневренные элементы: циркуляция, инерция, управляемость на переднем и заднем ходу. Велись наблюдения за вибрацией корпуса и механизмов.

Выбор оптимального гребного винта для каждого проекта судна оказался весьма трудной проблемой, связанной с необходимостью теоретических разработок и длительных натурных испытаний. Так, при создании серии канонерских лодок типа Пострел в 1854-1855 гг. в период испытаний одной из лодок было опробовано 11 вариантов винтов с различными формами лопасти и размерами шага.

В решении проблемы выбора оптимальных гребных винтов для кораблей активное участие принял Д. И. Менделеев. В 1882 г. Морской технический комитет направил ему на рассмотрение результаты расширенных испытаний гребных винтов на миноноске Судак, которые он обстоятельно проанализировал.                                       

"...Опыты "Судака" чрезвычайно интересны и полезны,- писал он в Морское  министерство... - Диаметр   винта  должен   быть,   ради   пользы  его  действия,  наиболее  велик, а  шаг  винта  должен  быть  близок к его диаметру. Заслуживает большого внимания подтверждение прежде полученного вывода о пользе вырезов лопастей близ оси" .

Менделеев горячо поддержал идею создания отечественного опытового бассейна. Открытие в 1894 г. в Петербурге такого бассейна сыграло важную роль в исследовании мореходных и маневренных качеств винтовых кораблей, в первую очередь их ходкости, а также в решении проблемы выбора гребных винтов. Начиная с этого времени проектирование и строительство нового корабля предварялись испытаниями модели, как это было, например, при создании броненосцев Пересвет и Ослябя. Результаты буксировочных испытаний моделей
легли в основу разработки теоретического чертежа этих кораблей.

Совершенствовалась и методика ходовых испытаний. Основные положения по испытаниям кораблей на мерной линии сформулировал в 1900 г. А. Н. Крылов, заведовавший в то время Опытовом бассейном. Эти положения, введенные в практику свыше 80 лет назад, не утратили своего значения до настоящего времени.

Пробеги кораблей по мерной линии между двумя-тремя парами створов были короткими, не более пяти минут в одном направлении, не считая времени, необходимого для разгона корабля и совершения циркуляции на обратный курс. Для исключения влияния постоянного течения проводилось два пробега в противоположных направлениях. При переменном течении выполнялось три пробега: два в одном и один в противоположном направлении. На основании результатов пробегов составлялась таблица соответствия частоты вращения гребных
винтов значениям скорости корабля в достаточно широком диапазоне.

Согласно методике Крылова, мощность главных механизмов и расход топлива определялись в процессе специальных теплотехнических испытаний на двух-трех ходовых режимах, причем не обязательно в условиях спокойного моря. При испытаниях снимались индикаторные диаграммы всех цилиндров паровых машин, определялось водоизмещение корабля, велся учет расхода переменных грузов.

В результате скоростных испытаний получали данные о максимальной скорости корабля на тихой воде при полной мощности главных машин. Проверяли и промежуточные режимы работы машин. Начиная с режима малого хода, прогрессивно увеличивали частоту вращения винтов до максимальной. В связи с этим скоростные испытания нередко называли прогрессивными.

Кроме скоростных характеристик корабля определялись его маневренные и мореходные качества.

На мореходных испытаниях приемная комиссия следила за поведением корабля на волнении, за бортовой и килевой качкой, рысканием, заливаемостью, герметичностью корпуса. Проверялась возможность использовать оружие в условиях штормовой погоды.

Сотрудники Опытового бассейна систематически участвовали в испытаниях кораблей, построенных на петербургских верфях. Испытания проводились обычно у мыса Инонеми (побережье Финляндии) и в районе маяка Стирсудден в Финском заливе.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru