Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Макаровские испытания

С. О. Макаров

В последнее десятилетие XIX в. две катастрофы с кораблями Балтийского флота особенно взволновали русскую общественность.

В сентябре 1893 г. броненосец береговой обороны Русалка, вышедший  из  Ревеля  после  капитального ремонта  и  взявший курс на Гельсингфорс, не прибыл в порт назначения. Корабль погиб   вместе  с   командой  и   большой   группой  гардемаринов.

А летом 1897 г. в Выборгском заливе, получив пробоину в днище, затонул броненосец Гангут, только что принятый в боевой состав флота. Он вышел в море для выполнения артиллерийских стрельб.

Причиной гибели кораблей послужило отсутствие полной герметичности водонепроницаемых отсеков, ограниченных переборками и палубой. На Русалке вода попала в машинное отделение через незакрытые люки верхней палубы и залила топки.
Верхняя палуба ушла под воду. Потеряв остойчивость, корабль опрокинулся. На Гангуте все четыре котельных отделения оказались конструктивно объединенными, сообщающимися вследствие отсутствия сплошных переборок от нижней до верхней палуб. Попавшая в одно из котельных отделений вода распространилась по другим помещениям. Корабль опрокинулся и затонул через 6 ч после получения повреждения.

С   Русалкой   было связано начало   научной   деятельности С.   О.   Макарова   (бывшего   в то время младшим флагманом практической эскадры Балтийского   флота)    по   разработке вопроса    непотопляемости   кораблей. О серьезных конструктивных    дефектах    Гангута   и испытывавшегося   одновременно с ним эскадренного броненосца Наварин Макаров писал еще в  отчете  по  результатам их испытаний, где указывал на

недостаточную высоту переборок, не доходивших до верхней палубы, а также на нецелесообразность установки глухой продольной переборки, затруднявшей выравнивание судна при аварийных кренах.

Только после гибели Гангута Макарову удалось убедить Морской технический комитет в необходимости испытывать водонепроницаемые переборки не простым обливанием водой из
брандспойтов, а наливом воды в отсеки. Согласия на эти испытания он добивался почти десять лет.

С 1897 г. стала действовать новая инструкция по приемке кораблей, согласно которой все переборки испытывались путем налива воды в отделения: в оконечностях судна- до верхней палубы, в середине - до половины высоты между ватерлинией и верхней палубой. Испытания наливом воды получили впоследствии название макаровских испытаний.

Впервые проверка непотопляемости по новой инструкции была произведена на любимом детище Макарова ледоколе Ермак. В конструкции ледокола было применено много новшеств: появились системы для. быстрого изменения крена и дифферента; водоотливные помпы могли быть использованы для осушения любого отсека; был создан замкнутый герметичный контур;  переборки  были доведены до водонепроницаемой палубы.

Макаров внес весомый вклад в дело улучшения испытаний и приемки новых и капитально отремонтированных кораблей. Будучи главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором этого города, он нередко принимал непосредственное участие в испытаниях кораблей, неоднократно демонстрируя при этом требовательное отношение к выполнению программы испытаний и принципиальность при решении вопросов, возникавших в ходе приемки кораблей.

Так, при испытании котельного отделения крейсера Громобой был обнаружен большой изгиб водонепроницаемой переборки. Макаров обратил на это внимание командира корабля капитана 1-го ранга К. П. Эссена и потребовал от завода подкрепить переборку, а затем повторить испытание.

На этом же корабле в период ходовых испытаний выявилась сильная вибрация при номинальных оборотах главных машин, делавшая почти невозможной артиллерийскую стрельбу. А. Н. Крылов, приглашенный Макаровым на корабль, доказал, что вибрация явилась следствием резонанса, обусловленного тем, что период толчков работающего поршневого механизма примерно совпадает с периодом колебаний корабля или части его. Вибрацию можно было существенно уменьшить, незначительно изменив частоту вращения машины. Крылов к тому времени уже разработал теорию вибрации и сконструировал переносной прибор для записи вибрации. До этого уровень вибрации определяли весьма примитивным способом. На табурет ставили стакан чая. Если из стакана расплескивалось три четверти дюйма воды, то говорили, что вибрация достигает трех четвертей.

Большое внимание уделял Макаров условиям обитаемости, размещения и быта команды. Так, на Громобое он отметил вопиющее   несоответствие   между   богато  обставленными   и   просторными каютами для офицеров и тесными матросскими кубриками.

"Офицеры   помещены   роскошно,   нижние   же   чины  живут   в   различных коридорах,  казематах  и  других   помещениях,  случайно  оставшихся   незанятыми под машины и пушки".

Макаров считал приемные испытания важнейшим этапом создания корабля, на котором проверяются его боевые и мореходные качества, вооружение, механизмы, элементы живучести и непотопляемости. Этим объясняется тот факт, что в знаменитые "Рассуждения по вопросам морской тактики" он счел
нужным ввести раздел "Сдача корабля от строителя морякам", где изложил свои взгляды на суть приемных испытаний.

Броненосец Петр Великий"Завод должен иметь все средства для производства проб и сдачи корабля морякам по всем пунктам",- писал Макаров.

Макаров отмечал целесообразность изготовления модели строящегося корабля, на которой были бы представлены все его основные помещения. Это давало бы возможность изучать поведение корабля при различных аварийных ситуациях и вырабатывать меры борьбы за его непотопляемость и живучесть.

Еще в 1876 г., будучи лейтенантом, Макарову довелось участвовать в ходовых испытаниях первого брустверного броненосца Петр Великий. Конструктором этого оригинального корабля был выдающийся русский моряк и кораблестроитель вице-адмирал А. А. Попов.

При водоизмещении 9665 т корабль имел на вооружении четыре 306-миллиметровые пушки, размещенные в двух закрытых броневых башнях. Кроме главного калибра на броненосце были установлены две 9-дюймовые мортиры на корме и шесть 4-фунтовых пушек на мостике. Две паровые машины общей мощностью 8258 л. с. обеспечивали кораблю скорость 14 уз. При запасе угля 1200 т Петр Великий мог пройти без захода
в порт 3600 миль.


"Постройка этого броненосца была проверкой уровня технического развития не только судостроительной промышленности, но и металлургии, машиностроения и оружейного производства России".

Вступление Петра Великого в строй кораблей Балтийского флота вызвало сенсацию в печати. Достижения русского судостроения признавались видными зарубежными кораблестроителями. Так, Главный строитель британского флота Джон Эдуард Рид писал в газете "Таймс":

"Русские успели превзойти нас как в отношении боевой славы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их "Петр Великий" совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собою судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев".

Петр Великий поставил рекорд долговечности службы. Принятый от судостроителей в 1877 г. броненосец долгое время был флагманом Балтийского флота. В 1906 г. его переоборудовали в учебно-артиллерийский корабль. Петр Великий единственный в истории отечественного судостроения корабль, который прослужил на флоте 80 лет.

Однако в ходе приемных испытаний корабля выявились существенные конструктивные упущения и дефекты. Страдала несовершенством и сама организация испытаний.

Участник испытаний броненосца С. О. Макаров рассказал о своих впечатлениях о корабле и ходе испытаний в статье "Семь дней на корабле "Петр Великий"". Первый день испытаний корабля, создаваемого для ведения боевых действий в море, был неудачным.

"Погода  была  так хороша,  что  никаких  испытаний  не стоило делать".

На другой день море стало штормовым, дул семибалльный ветер.

"Погода в этот день благоприятствовала испытаниям - небо совершенно ясно и на море стоял свежий вест".

Несмотря на низкобортность, Петр Великий показал высокие мореходные качества.

"Волнение не производило почти никакой килевой качки. Опыт показывает, что низкобортное судно под парами - так же безопасно в море, как и высокобортное. А преимущество низкого борта в бою велико".

При каждом выходе в море на испытания приемная комиссия наблюдала за работой якорных устройств. Проверялись скорость выборки якорного каната, работоспособность брашпиля, стопорных устройств, эффективность смыва каната водой с помощью помпы при его выборке.

Петр Великий был не только новым, но и в своем роде уникальным кораблем. В связи с этим испытывался он весьма тщательно и разносторонне. Проверялись даже возможность и продолжительность замены условно поврежденных паровых и водяных труб.  Важность  проведения такой  замены  подчеркивал Макаров.

"Если будет перебита паровая труба от вспомогательных механизмов, которыми производится вся работа, то судно может сразу лишиться услуги почти половины из своих механизмов, и если пожарная и центральная помпы не всегда бывают в деле, то без башенной машинки очень затруднительно наводить башню".

Управление судном проверялось с опробованием рулевой машинки, пневматического телеграфа, переговорных труб, звонковой сигнализации, указателей частоты вращения машин.

Для проверки водонепроницаемых переборок и остойчивости накачивали воду в одно из отделений, создавали искусственный крен вливанием воды в угольную яму и таранное помещение. Производительность различных помп замерялась накачиванием и откачиванием воды в таранное помещение.

На завершающем этапе приемных испытаний производился отстрел всех пушек корабля. Проверялась плавность работы гидравлической системы наводки орудий. Одновременно опробовалась ручная наводка. Следует заметить, что на Петре Великом впервые была применена гидравлика для подъема орудий и вращения башни.

Макаров был на испытаниях броненосца всего семь дней, но успел увидеть многое, что дало ему возможность внести существенные улучшения не только в боевые и эксплуатационные качества Петра Великого, но и в организацию приемных испытаний кораблей, сформулировать основные положения программы макаровских испытаний.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru