Rambler's Top100
Главная страница Оглавление

Корабли проходят испытания

А. И. Сорокин, В. Н. Краснов, 1982 год, издательство Судостроение

 

Броненосцы  и русско-японская война

 

В последней четверти XIX в. русское кораблестроение развивалось особенно интенсивно. После отмены унизительного Парижского мира стал возрождаться Черноморский флот. С полной нагрузкой заработали судостроительные заводы. Закладкой в Николаеве в 1883 г. экскадренного броненосца Екатерина II, а на Севастопольском заводе - Чесмы и Синопа было положено начало броненосному кораблестроению на Черном море.

Водоизмещение броненосцев составляло около 11 тыс. т. Их вооружение состояло из шести 305-миллиметровых и семи 152-миллиметровых орудий.

На приемных испытаниях корабли достигали скорости, соответствующей договорной спецификации: Екатерина II - 15 уз, Синоп-16,5 уз, Чесма- 13 уз. Броненосцы вступили в строй в 1888-1889 гг.

В Севастополе на освободившемся стапеле был заложен очередной броненосец Георгий Победоносец. Он был оборудован более современными котлами и развивал повышенную (до 17 уз) скорость. Приемный акт был подписан комиссией в 1896 г.

Эскадренный броненосец Георгий ПобедоносецВ 1892 и 1895 гг. от Николаевского адмиралтейства были приняты эскадренные броненосцы  Двенадцать апостолов и Три святителя водоизмещением более 13 тыс. т каждый.

На эскадренном броненосце Ростислав, вступившем в состав Черноморского флота в 1899 г., впервые было применено жидкое топливо. Да и вооружение его было иным по сравнению с первыми броненосцами. Ростислав имел четыре 254-миллиметровых и восемь 152-миллиметровых орудий.

Последним черноморским броненосцем, заложенным на рубеже XX в., стал Князь Потемкин Таврический, которому суждено было вписать яркую страницу в летопись первой русской революции. От своих предшественников он отличался большим водоизмещением и сильным вооружением. Кроме главного калибра - четырех 305-миллиметровых орудий - на Потемкине было установлено еще шестнадцать 152-миллиметровых орудий и четырнадцать 75-миллиметровых пушек. Экипаж броненосца состоял из 26 офицеров и 705 кондукторов  и
матросов.
Эскадренный броненосец Князь Потемкин Таврический

Потемкин сошел со стапеля Николаевского адмиралтейства 26 сентября 1900 г., а в декабре 1901 г. он уже проходил швартовные испытания. Испытаны были котлы под паром, проверена работа машин под нагрузкой у причала, сданы наблюдающим за постройкой различные системы и устройства.

В июне 1902 г., несмотря на неготовность башен главного калибра, командование флота и дирекция завода все же решили перевести Потемкин из Николаева в Севастополь. Там решено было начать ходовые испытания. На первом этапе предусматривалось трехсуточное испытательное плавание для регулирования механической установки и проверки форсированного режима.

После успешного выполнения этого этапа броненосец был предъявлен на официальные сдаточные испытания. Но они затянулись на полтора года. 20 декабря 1903 г. на корабле возник пожар. Восемь котлов, работавших на жидком топливе (нефти), надолго вышли из строя. Испытания кое-как продолжались при работе машин от 14 котлов на угле.

Летом 1904 г. Потемкин возвратился в Николаев для ремонта котлов, арматуры и помещений после пожара. В течение двух месяцев ремонт был выполнен, котлы повторно сданы команде, но из-за затянувшегося монтажа башенных установок к испытаниям артиллерийского вооружения приступили через год.

6 июня 1905 г. Потемкин вышел в море для отстрела артиллерийских установок с целью проверки прочности крепления фундаментов башен, а через неделю прибыл на рейд Тендровской косы для проведения опытных стрельб. Канонерская лодка ДонецЗдесь и началось историческое восстание на броненосце. Любопытно отметить, что во время восстания на борту корабля находились 22 сдатчика с николаевской верфи. Большая часть из них примкнула к восставшим матросам.

Кроме броненосцев в состав Черноморского флота были приняты крейсеры Очаков и Память Меркурия, канонерские лодки Уралец, Терец, Кубанец, Донец и др.

В 1903-1904 гг. частный завод "Наваль" построил миноносцы Заветный, Завидный, Задорный, Звонкий и Зоркий водоизмещением по 350 т. На них были установлены по две машины общей мощностью 5500 л. с., которые обеспечивали скорость движения 25 уз. Вооружение миноносцев состояло из одного

75-миллиметрового и пяти 47-миллиметровых орудий, а также из двух торпедных аппаратов и 18 мин. Экипаж насчитывал 70 чел. Испытания миноносцев проводились в районе Севастополя. Продолжительность испытаний составляла от двух до четырех недель.

Нарастающими темпами продолжал пополняться и Балтийский флот. В 1887-1888 гг. в Петербурге были спущены на воду эскадренные броненосцы Александр II и Николай I водоизмещением по 9240 т. Линейный корабль Александр II (с 1917 г. Заря свободы) Скорость самого полного хода, определенная на ходовых испытаниях, достигала 14 уз. В отличие от черноморских броненосцев типа Екатерина II на балтийских был изменен главный калибр. Вместо шести 305-миллиметровых орудий установили два 305-миллиметровых и четыре более скорострельных 229-миллиметровых орудия. Николай I несколько отличался от Александра II размещением артиллерийских установок.

Вскоре после завершения приемных испытаний в 1892 г. Николай I совершил поход в Нью-Йорк для участия в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки. В походе были проверены мореходные качества броненосца.

Александр II, переименованный в 1917 г. в Зарю свободы, вошел в революционную летопись флота. Вместе с крейсером Аврора он стал оплотом Октябрьской революции.

В 1891 г. на Франко-Русском заводе был построен броненосец Наварин водоизмещением 10210 т. Наибольшая скорость броненосца на ходовых испытаниях составила 15,9 уз. В состав вооружения входили четыре 305-миллиметровых и восемь 152-миллиметровых орудий. На этом корабле впервые в русском флоте применена шестнадцатидюймовая сталежелезная бортовая броня. Почти однотипный с Наварином броненосец Сисой Великий был спущен на воду со стапелей Ново-Адмиралтейской верфи в 1894 г., а приемные испытания
прошел через два года. Сразу после испытаний он ушел из Балтики на Средиземное море.

В 1894-1895 гг. строились броненосцы типа Полтава водоизмещением 11,5 тыс. т. Эскадренный броненосец Наварин Кроме головного, в эту серию входили
броненосцы Севастополь и Петропавловск, на котором в период русско-японской войны в районе Порт-Артура погиб адмирал С. О. Макаров.

Трехвинтовой броненосец Ослябя водоизмещением около 13 тыс. т был спущен на воду в 1898 г. на Ново-Адмиралтейской верфи. Благодаря применению новых облегченных 254-
миллиметровых орудий в башенных установках и уменьшению бронирования удалось резко увеличить запас топлива и довести дальность плавания Осляби до 6000 миль. Серийные броненосцы этого проекта Пересвет и Победа мало чем отличались от головного. Ослябя входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, Пересвет и Победа - в состав 1-й.

Накануне и в ходе русско-японской войны на  Ново-Адмиралтейском   заводе   строились   новейшие   двухвинтовые   броненосцы Бородино   (головной), Александр IIIСуворовОрел  и Слава.   Их   водоизмещение   достигло   15280   т,   а   скорость - 17,18 уз. На этих броненосцах 152-миллиметровые орудия размешались в шести двухорудийных башнях. Средние башни Эскадренный броненосец Ослябяимели углы обстрела по 180°, благодаря чему в носовых и кормовых залпах участвовало помимо концевых 305-миллиметровых орудий еще и восемь 152-миллиметровых.

Броненосец Александр III вышел на ходовые испытания раньше других кораблей этой серии. Для сокращения времени
испытаний приемная комиссия решила совместить замеры скорости движения и определение экономичности машин с испытаниями скорострельной артиллерии. В связи с этим пушечные порты батареи были открыты. И тут выявился серьезный конструктивный дефект. При циркуляции на полном ходу на обратный курс в конце пробега корабль сильно накренился. От нижнего среза порта до уровня воды оставалось всего полтора дюйма. Поскольку на море стоял мертвый штиль, вода через
порты не захлестнула и броненосец не опрокинулся.

Причиной большого крена оказалось треугольное отверстие площадью 15 м2 в кормовом дейдвуде, вырезанное для улучшения поворотливости. По возвращении на завод отверстие было заделано и на повторных маневренных испытаниях крен корабля на циркуляциях не достигал больших значений даже на полном ходу.

Приемные испытания броненосцев типа Бородино так и не были завершены (кроме Славы) до их ухода на Дальний Восток в составе эскадры 3. П. Рожественского.

Если эскадренные броненосцы предназначались главным образом для ведения боя в открытом море в составе эскадр, то броненосцы береговой обороны - для использования в прибрежных районах. Броненосец береговой обороны Адмирал Ушаков Перед русско-японской войной были построены броненосцы береговой обороны Адмирал Ушаков и Адмирал Сенявин. Их водоизмещение не превышало 5000 т, а скорость составляла 16-17 уз. В качестве главного калибра они имели по четыре 254-миллиметровых орудия.

Интенсивно велось строительство на Петербургских верфях и крейсеров. В 1881 г. Балтийский завод получил заказ на постройку крейсера Владимир Мономах. Несколько позже там же строились крейсеры Россия и Рюрик. 7 июня 1900 г. завод сдал флоту крейсер Громобой. На Ново-Адмиралтейском заводе был
спущен на воду Дмитрий Донской, а в августе 1903 г.- Олег. Со стапелей Галерного острова (Адмиралтейский завод) в 1895 г. сошли броненосные крейсеры Паллада и Диана. 24 мая 1900 г. была спущена на воду для достройки легендарная Аврора. В состав Балтийского флота она была принята в июне 1903 г.

В это время на испытаниях находился крейсер 2-го ранга Алмаз. Во время шестичасового пробега он показал среднюю скорость 19 уз. С честью выдержал крейсер и введенные к тому времени дополнительные испытания на надежность энергетической установки и "выносливость" машинной команды в период непрерывного 49-часового пробега полным ходом от Либавы до о. Борнхольм и обратно. В заключительных испытаниях Алмаза участвовал А. Н. Крылов, заведующий Опытовым бассейном.

Флот пополняется новыми миноносцами. За период с 1893 по 1908 г. только на одном Невском машиностроительном заводе было построено 57 миноносцев, в том числе эскадренных 21. Крейсер Россия Большими сериями строились миноносцы типов Свеаборг
и Або водоизмещением 80-150 т, развивающие скорость до 25 уз. Они имели один носовой и один-два бортовых подводных торпедных аппарата.

В 1895 г. прошел испытания и был принят в состав флота головной контрминоносец Сокол. Впервые в кораблестроении его корпус изготовили из никелевой стали, что дало большой выигрыш в весе. При водоизмещении 220 т и мощности главных машин 3800 л. с. Сокол на испытаниях развил скорость 30 уз.
Артиллерия корабля состояла из 75-миллиметрового орудия и трех 47-миллиметровых пушек, торпедное вооружение - из двух однотрубных аппаратов.

Существенным недостатком русских кораблей, особенно больших, построенных перед войной с Японией, была их разнотипность. В книге "Мои воспоминания" А. Н. Крылов писал:

"В период 1882-1905 гг. было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это множество являлось собранием отдельных судов, а не флотом".

Длительность постройки вместе с испытаниями составляла для броненосцев четыре-пять лет, для крейсеров два-три года. В связи с этим, несмотря на интенсивное ведение строительства, Россия не выполнила намеченную судостроительную программу к началу русско-японской войны. К тому же слишком поздно начали принимать меры по укреплению морских рубежей на Дальнем Востоке. К началу нынешнего века 1-я Тихоокеанская эскадра состояла из 72 кораблей разных классов и типов, в том числе семи эскадренных броненосцев.

Япония перед войной располагала 14 современными большими кораблями, способными вести бой с русскими броненосцами. Скорость японских броненосцев типа Миказа английской постройки достигала 18 уз.

В ночь на 9 февраля 1904 г. десять японских миноносцев внезапно напали на русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и выпустили 16 торпед. В результате атаки были выведены из строя броненосцы Ретвизан и Цесаревич, а также крейсер Паллада. На рейде Чемульпо после героического боя с японской эскадрой ввиду угрозы захвата противником крейсер Варяг был затоплен, а канонерская лодка Кореец взорвана.

Россия потерпела поражение в русско-японской войне. Особенно большие потери понес русский флот. В Цусимском сражении погибли от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы Князь Суворов, Александр III, Бородино, Ослябя, броненосец береговой обороны Адмирал Ушаков, крейсеры Светлана и Дмитрий Донской, вспомогательный крейсер Урал, эскадренные миноносцы Громкий, Блестящий и Безупречный, транспорты Камчатка и Иртыш, буксирный пароход Русь.

В результате торпедных атак погибли в бою эскадренные броненосцы Наварин и Сисой Великий, броненосный крейсер Адмирал Нахимов, крейсер Владимир Мономах. Были уничтожены личным составом эскадренные миноносцы Буйный и Быстрый. В результате аварии погиб крейсер Изумруд (выскочил на камни).

В Цусимском сражении проявились серьезные конструктивные и эксплуатационные недостатки русских боевых кораблей и вспомогательных судов, а также упущения в их тактической подготовке. Русские корабли уступали кораблям противника в дальнобойности артиллерии, крепости бронирования и скорости. Броненосцы типа Цесаревич, построенные, как утверждало Морское министерство, по улучшенному проекту, загорелись в

первые часы боя и "в тот же день к вечеру затонули".

Обращает на себя внимание тот факт, что броненосцы, потеряв плавучесть, шли ко дну с неповрежденными машинами и котлами и с артиллерией, продолжавшей стрелять по врагу до последней минуты. Это объясняется значительной построечной перегрузкой кораблей в результате установки дополнительного оборудования, которое проектом не предусматривалось, да и просто ошибками в расчетах нагрузки. Осадка броненосца оказывалась гораздо большей, чем предполагалась по проекту.

Вследствие излишней осадки броневой пояс уходил в воду и неприятельскому огню подвергалась незащищенная часть корабля, незначительно поднимавшаяся над ватерлинией. Огромная масса воды, проникавшей внутрь через большие пробоины от снарядов, увеличивала перегрузку. Возникавший при затоплении корабля крен служил причиной опрокидывания его вверх килем. Поступление воды было так велико, что водоотливные средства не успевали откачивать ее, чему к тому же мешали и пожары, затруднявшие сообщение между различными частями корабля.

Так, построечная перегрузка броненосца Суворов составила 1500 т. В связи с этим осадка его увеличилась настолько, что вся бронированная часть оказалась под водой.

На броненосце Орел из-за перегрузки артиллерийские установки заливались водой даже при небольшом волнении.

К построечной перегрузке прибавилась другая - эксплуатационная. Так, перед самым Цусимским сражением вице-адмирал 3. П. Рожественский приказал судам эскадры принять на борт добавочные запасы угля с тем расчетом, чтобы его хватило на 3000 миль плавания. Это увеличило перегрузку на 20%. Топливом заполнялись не только угольные ямы, но и все свободные пространства, даже жилые помещения, кочегарки,
батареи. Осадка возросла настолько, что минные аппараты оказались ниже ватерлинии, и из них невозможно было стрелять.

Часть броненосцев имела "врожденный" построечный крен, с которым корабли уходили с Кронштадтского рейда в далекий поход. Так, броненосец Бородино при небольшой перекладке руля на борт получал крен 7-8°, а броненосец Суворов при движении кренился от ветра на угол до 3° и зачастую шел
целые сутки с таким креном.

В бою 14 мая 1904 г. Суворов затонул правым бортом кверху, а броненосцы Бородино, Ослябя и Александр III опрокинулись.

Каждый из этих трех броненосцев имел перегрузку около 1900 т и, кроме того, их шлюпки обшей массой до 1000 г помещались на 13 м выше ватерлинии, что значительно повлияло на изменение центра тяжести корабля.

Броненосец Ослябя после второго попавшего в него 12-дюймового снаряда около ватерлинии получил огромную пробоину в броне, опрокинулся и пошел ко дну.

На ряде кораблей имели неисправности механизмы и системы. Так, на броненосце Бородино параметры машин не соответствовали установленным нормам и корабль вместо контрактной скорости 18 уз показал на испытаниях только 15 уз. При этом недопустимо сильно нагревались эксцентрики паровой машины. Однако машины были приняты комиссией. Неоднократный выход из строя машин на Бородино замедлял движение эскадры во время похода.

Плохо действовали торпедные аппараты на кораблях. Так, в начале похода у рейда Биоркштейн крейсеры проводили стрельбу торпедами в различных условиях, на ходу и на стопе. Не было произведено ни одного удачного выстрела. И тем не менее комиссия составила соответствующий акт. Правда, корабельные минеры отказались его подписать.

Во время стрельб главным калибром происходило большое сотрясение корпусов. На крейсере Олег даже вышла из строя машина (лопнул цилиндр).

На Орле оказались негодными медные трубы, соединяющие котлы с магистралью. Много дефектов имели рулевые устройства кораблей, электропроводка.

Не лучше обстояло дело с кораблями, построенными за границей. Купленные у Гамбургской компании океанские корабли, имевшие роскошные помещения и отличную отделку, оказались обузой в бою. Их расшатанные, старые машины пожирали массу топлива.

Участники испытаний и приемки особенно неодобрительно отзывались о кораблях, построенных за границей. Один из механиков крейсера Изумруд писал:

"А как принимали наш крейсер. Кое-как, на скорую руку, без испытаний. Многие работы совсем не были приняты. И результаты сего такие:

1) крейсер "с иголочки" вынужден, как старое парусное судно, брать себе на борт живой скот, так как сохранять на нем мясо в свежем виде нет никакой
возможности;

2) поставлены вентиляторы, но только они не под силу моторам, а потому дают мало воздуха, делают работу в кочегарках невозможной...;

3) опреснители дают слишком мало воды и мы принуждены ее страшно экономить" .

При приемке кораблей мало внимания обращали на то, в каких территориальных районах предстоит плавать кораблю. Возможности несения боевой службы в тропических условиях не оговаривались в контрактах. В связи с этим, когда корабли эскадры 3. П. Рожественского оказались в экваториальных широтах, условия жизни и деятельности команды стали нестерпимыми. Температура в  машинных отделениях  составляла 45-
50° С, а порой достигала 70° С.

"Машинное масло от жары настолько испарялось, что в помещениях стоял туман и в таких случаях вахты в машинах становились прямо невозможными".

Печальный опыт русско-японской войны показал необходимость пересмотра многих положений о проектировании и строительстве кораблей, в том числе целесообразность создания постоянного органа, призванного осуществлять приемные испытания кораблей.

Такой организации в русском флоте до 1909 г. не существовало. Для проведения испытаний создавались временные комиссии. Нередко из числа сдаваемых флоту кораблей формировались так называемые отряды судов, назначенные для испытаний. Комиссии и отряды действовали совершенно независимо друг от друга. Обязанности временных комиссий не были в достаточной мере определены. Руководством для них служили
отчасти правила и инструкции, разбросанные по различным циркулярам Морского технического комитета или других учреждений, отчасти требования, включенные в заводские контракты.

Вследствие этого испытания проводились без определенного общего плана и во многих случаях не в полном объеме. Результаты испытаний не сосредоточивались в одном месте, докладывались высшему морскому командованию разными лицами и учреждениями и оставались иногда совершенно неизвестными для флагманов и командиров соединений, под команду которых вступали новые суда.

В период с 1893 по 1902 г. действовало множество самых различных приемных комиссий. Для испытаний подводной лодки Отважный главным командиром Кронштадтского порта была назначена комиссия под председательством контр-адмирала Н. Гирса. В это же время испытания механизмов броненосца Гангут проводила некая особая комиссия во главе с контр-адмиралом В. Андреевым.

В 1894 г. из испытуемых судов был сформирован отряд под командованием контр-адмирала С. О. Макарова. Несколькими годами позже командиром отряда был назначен контр-адмирал А. Амосов.

В 1899 г. независимо друг от друга действовали две "миноносные" комиссии. Одна из них занималась испытаниями миноносцев типа Сокол, другая - типа Пернов.

Вот еще один пример неразберихи в системе приемных испытаний. Командующий войсками Квантунской области в письме начальнику Главного морского штаба, датированном 1901 г., объясняет причину того, почему приходящие на Тихий океан новые корабли подвергаются всесторонним испытаниям, А. Н. Крыловотсутствием копий актов приемных испытаний и заполненных  тактических  формуляров, а   также   недочетами   и неисправностями на этих кораблях.
Кроме временных комиссий, ведущих испытания  на  отечественных   кораблях,   создавались временные комиссии, посылаемые для приемки кораблей от зарубежных верфей.

Требовала улучшения и система проектирования кораблей. Морской технический комитет, входящий в состав Морского ведомства, ведал разработкой, общим проектированием и утверждением окончательных проектов кораблей, а также наблюдением за их постройкой. Однако достаточной самостоятельности он не имел.

После войны с Японией воссоздание флота, реорганизация
системы управления и кораблестроения стали для России одной из первоочередных проблем. Царское правительство принимает частичные меры к устранению выявленных войной недостатков в системе вооруженных сил. Проводятся многочисленные реформы в армии и на флоте.

Уже в 1905 г., вскоре после Цусимского сражения, была преобразована система управления флотом и Морским ведомством. Вся полнота власти передавалась морскому министру. Двумя годами позже был образован Морской генеральный штаб, который стал заниматься стратегической подготовкой флота; тактическая подготовка возлагалась на командующих флотами. Техническая и хозяйственная части находились в ведении товарища морского министра, которому была предоставлена значительная самостоятельность.

Важную роль в развитии военного кораблестроения стал играть Морской технический комитет, особенно с 1908 г., когда его возглавил А Н. Крылов.

Бессистемность в организации приемных испытаний и выявленные в ходе русско-японской войны серьезные недочеты в проектировании и строительстве, сказавшиеся на боевых и мореходных качествах кораблей, заставили Морское министерство искать пути совершенствования дела приемки кораблей.

Изучался и зарубежный опыт. В частности, в германском флоте к тому времени уже существовала постоянно действующая комиссия для испытаний кораблей. Были предусмотрены подобные организации и в других иностранных флотах.

Назрела   необходимость   создать   постоянную   организацию для  проведения  приемных  испытаний  и в  русском  флоте.

Оглавление

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru