![]() |
![]() |
Sea Harrier |
"Sea Harrier FA2" -
современный, проверенный в боевых действиях,
одноместный, одномоторный, дозвуковой
реактивный самолет с полным набором
современного вооружения, включая бомбы с
лазерным наведением и ракеты класса
"воздух-воздух" средней дальности. С
установкой ракет обеспечивается выполнение
функций истребительной авиации.Разработан на
основе FRS1.
Эти всепогодные машины, способные дествовать в
любое время суток, могут также выполнять ряд
других задач, включающие близкую авиационную
поддержку наземных войск, действия против
корабельных группировок с использованием
противокорабельных ракет "Sea Eagle" и разведку.
Базирование всех самолетов осуществляется на Royal
Naval Air Station Yeovilton, где размещены три эскадрона: два
боевых и учебный, задачи которого - обучение
молодых пилотов и доподготовка (переподготовка)
летного состава. Другие два эскадрона
обеспечивают формирование авиакрыльев для
авианосцев класса "Invicible".
Длина: 14 м
Размах крыльев: 7.7 м
Высота: 3.7 м
Максимальный взлетный вес: 12 т
Двигатель: турбовентиляторный, с тягой,
регулируемой по величине и направлению, "Rolls
Royce Pegasus Mk.106"
Наибольшая скорость с полной нагрузкой: 1150
км/час
Потолок: 15.500 м
РЭС: "GEC-Marconi Blue Vixen" -
многофункциональная, импульсно-доплеровская РЛС
поиска и сопровождения целей, "GEC-Marconi Sky Guardian
200" - обнаружения сигналов
Вооружение: 5 пилонов для 3.629 кг
вооружения - 2 30-мм или 25-мм пушечных контейнера
"Aden", до 4 ракет AIM-120 AMRAAM (2 вместо пушек) и
ракета ААМ "Sidewinder", 2 ПКР "Sea Eagle" и бомбы
Harrier GR7 - разработан на основе американского AV-8B "Harrier". Оптимизированный для проведения операций на малых высотах и дозвуковых скоростях, Harrier идеально подходит для операций поддержки, где использует систему высокоточного бомбометания, инфракрасное оборудование. Harrier T10 - двухместный учебный вариант GR7.
Длина: 14 м
Размах крыльев: 9.2 м
Высота: 3.7 м
Максимальный взлетный вес: 12 т
Двигатель: турбовентиляторный, с тягой,
регулируемой по величине и направлению, "Rolls
Royce Pegasus Mk.106"
Наибольшая скорость с полной нагрузкой: 1050
км/час
Потолок: 15.500 м
РЭС: "GEC-Marconi Blue Vixen" -
многофункциональная, импульсно-доплеровская РЛС
поиска и сопровождения целей, "GEC-Marconi Sky Guardian
200" - обнаружения сигналов
Вооружение: 2 25-мм орудия под фюзеляжем,
бомбы - до 16 Mk.82 или 6 Mk 83, 6 кассетные бомб BL-755, 4
ракеты "Maverick" или 10 ракетных гондол на семи
узлах подвески на крыле.
В 1957 г. Сидней Кэмм из компании Хоукер
Эйркрафт (Hawker Aircraft) и Стэнли Хоукер из компании
Бристоль Сиддли Энджинс (Bristol Siddeley Engines) создали
тактический самолет с турбовентиляторным
двигателем BS.53 фирмы Бристоль (Bristol),
разработанным для обеспечения вертикального
взлета самолета с крылом постоянной геометрии.
Реактивная струя двигателя BS.53, названного Пегас
(Pegasus), выпускалась через четыре сопла,
установленных попарно в передней и задней частях,
каждая из которых могла поворачиваться более чем
на 90° относительно вектора тяги выхлопных газов
назад вертикально вниз или на любой
промежуточный угол. Кэмм спроектировал
цельнометаллический высокоплан компактных
размеров с положительным поперечным V крыла и
стабилизатора, с одноместной кабиной в носовой
части и с полукруглым воздухозаборником
неизменяемой геометрии с каждой стороны
фюзеляжа. Шасси было менее ортодоксальным - с
одним колесом на передней стойке и спаренными
колесами на основных стойках, установленных
тандемно на осевой линии, плюс небольшое
балансировочное колесо на убирающейс
консольной стойке на каждом конце консолей крыла.
Первый из шести опытных самолетов
Хоукер (Hawker) Р.1127 сделал свой первый полет с
зависанием 21 октября 1960г. 21 сентября 1961г. - первые
полные переходы из вертикального в
горизонтальный полет и наоборот. Вертикальный
взлет осуществлялся направлением вектора тяги
двигателя вниз: после достижения безопасной
высоты четыре сопла медленно поворачивались
назад, чтобы создать тягу, обеспечивающую
поступательное движение для перехода в
горизонтальный полет. Как только скорость
поступательного горизонтального движени
увеличивалась для создания подъемной силы крыла,
достаточной для поддержания самолета, сопла
разворачивались полностью назад. Эта
последовательность была обратной дл
вертикальной посадки. Чтобы стабилизировать
самолет во время зависания и маневров на низких
скоростях, приводились в действие небольшие
струйные реактивные управляющие сопла,
установленные в носовой и хвостовой частях и в
каждой концевой части крыла; управляемые
штурвальной колонкой и педалями рул
направления, реактивные струйные рули
использовали сжатый воздух, выходящий из
двигателя.
Компания Хоукер Сиддли получила
контракт на девять более совершенных опытных
самолетов Кёстрел (Kestrel) F(GA).1 для оценочных
испытаний их в качестве истребителей и
штурмовиков (первый полет 7 марта 1964 г.).
Трехнациональная эскадрилья в Великобритании с
пилотами из ВВС Англии, Г ермании и всех трех
служб США с апреля по ноябрь 1965г. испытывал
самолет Кёстрел. В феврале 1965г. правительство
Великобритании заказало еще шесть опытных
самолетов с названием Харриер (первый полет 31
августа 1966г.). К тому времени многоцелевой
самолет Хоукер Сиддли (Hawker Siddeley) Р.1154 cо скоростью
2М с вертикальным взлетом и посадкой, заказанный
для ВВС и ВМC Великобритании, был заменен
серийными самолетами Харриер только для ВВС.
Одноместный самолет Харриер GR.1 был
разработан как штурмовик/разведчик, и
двухместный Харриер Т.2 с тандемно
расположенными сиденьями как учебно-тренировочный
для совершенствования летной подготовки. Общее
число заказов для ВВС Великобритании
впоследствии возросло до 132 одноместных и 19
двухместных самолетов, первые серийные образцы
каждой модели совершили первые полеты 28 декабр
1967г. и 24 апреля 1969г. соответственно. Самолет
Харриер официально поступил на вооружение в ВВС
Великобритании 1 апреля 1969г. Обе первые модели
имели ТВлД Пегас 101 со статической тягой 8618 кг (19000
фунтов). Позже они были усовершенствованы и
получили названия Харриер GR.1A и Харриер T.2A после
установки двигателей Пегас 102 тягой 9072 кг (20000
фунтов). В настоящее время они называются Харриер
GR.3 и Харриер Т.4 с двигателями Пегас 103. ВВС
Великобритании в основном использовали самолет
Харриер GR.3 как самолет STOVL (с коротким взлетом и
вертикальной посадкой), поскольку с короткой
дистанцией разбега он мог поднять больше
вооружения.
Оборудование включало инерционную
систему, штангу для дозаправки в полете,
индикацию на лобовом стекле и лазерный дальномер.
Двухместный и одноместный самолеты имеют
одинаковую номинальную способность переноски
вооружения, хотя двухместный имеет больший
пустой вес. Самолет Си Харриер (Sea Harrier) cоздан на
основе самолета Харриер и находится на
вооружении ВМС Великобритании. В 1969г. была
сделана первая закупка 12 машин Морским корпусом
США. Здесь высоко оценили возможности
реактивного боевого самолета с вертикальным
взлетом и посадкой, и первоначальный заказ
вскоре возрос до 110 самолетов, включая 8
двухместных. Cамолеты Харриер Морского корпуса
США, обозначенные как AV-8A и TAV-8A, имели двигатели
Пегас 103. Они были оснащены управляемыми ракетами
AIM-9 Сайдуиндер класса "воздух-воздух". Затем
Морской корпус США заказал 336 экземпляров
улучшенного самолета Харриер, ВАe/Макдонелл-Дуглас
AV-8B, который эксплуатировался в ВВС
Великобритании как Харриер (Harrier) GR.5.
Находившиеся в эксплуатации самолеты AV-8A были
также доведены до стандарта AV-8C. Другим
пользователем самолета Харриер являются ВМС
Испании, где самолет известен как Матадор. Девять
самолетов AV-8S и два TAV-8S "Matador" состоят на
вооружении одной из эскадрилий, к ним
присоединились несколько самолетов AV-8B.