КРЕЙСЕРА  В 1960-90-х ГОДАХ

 
При написании этой статьи использовались материалы советской и зарубежной печати, а также материалы и фотографии с серверов www.warships1.com, www.navsource.org,
legion.wplus.net, military.sinor.ru, www.vif2.ru, www.navy.ru, www.army.lv, www.militarism.ru
        Как ни странно, крейсерская серия  "Морской Коллекции" закончилась описанием последних артиллерийских крейсеров,
переоборудованных в крейсера ракетные. Авторы ничего не сказали о новых кораблях этого класса, спускавшихся на воду в 1960-1970-х годах. По каким причинам рассказ о крейсерах был прерван на самом интересном месте, сейчас можно только догадываться, но так или иначе, крейсера не умерли. Они изменились...
        В 1950-60-х годах, новые виды ракетного вооружения, стремительно развивались и уже в начале 1960-х годов, стали активно вытеснять артиллерию и торпедное и противолодочное оружие с надводных кораблей. К началу 70-x годов ракетное вооружение заняло главенствующее положение на флотах, оставив артиллерии борьбу с целями только в ближней зоне, а торпедам роль главного противолодочного оружия.
        В это же время на флотах появились новые газотурбинные и атомные силовые установки, новые системы  радиоэлектроники и гидроакустики.  Необходимость размещения всего этого,  на кораблях как можно меньшего водоизмещения и исчезновение тяжелой артиллерии, как основного оружия, привело к почти полному исчезновению на новых крейсерах броневой защиты.
        Однако стоимость кораблей резко увеличилась и в 1960-1990-х годах, только две великие державы , СССР и США, смогли строить новые крейсеры УРО в больших количествах. Англия, Италия и Франция  уделяли больше внимания постройке эсминцев УРО ( которые к началу 80'х годов почти догнали по размерениям легкие крейсера времен второй мировой войны) и модернизации уже существующих крейсеров постройки 1940-50-х годов.
        Первым ракетным крейсером Советского флота был "Дзержинский",  корабль проекта 68-бис, модернизированный в соответствии с проектом 70-Э. Вступивший в строй в 1952 году, корабль в период с 15.10.1957 по 24.12.1958  был переоборудован на заводе №497 в Севастополе ( позднее "Севморзавод" имени С. Орджоникидзе). C крейсера была снята одна из башен главного калибра, несколько занитных автоматов, торпедные аппараты и часть РЛС. За основу  зенитного комплекса М-2 был взят комплекс "Двина" (C-25). Испытания проводились в 1958-59 годах. Комплекс мог поражать цели на удалении до 70 км.
Фото: Крейсер "Дзержинский" после переоборудования, 1972 год.
        К началу 1960-х годов, советская промышленность, разработала и запустила в производство крылатые ракеты большой дальности.
Ими было решено вооружить новые крейсера типа"Грозный" (проект 58). Это были первые советские крейсера, на которых главным
оружием являлись  ПКР П-35 (SS-N-3B)  Также корабли вооружались одной спаренной пусковой установкой ЗРК "Волна", двумя спаренными артустановками калибра 76-мм, двумя трехтрубными торпедными аппаратами, двумя установками РБУ-6000.
Крейсер "Грозный", внешний вид и тактико-технические данные
    Ко второй половине 60-х годов, стало ясно, что основным противником советского флота на море будут атомные подводные лодки и авианосные группировки ВМС США.  Кроме того, выяснилось, что эффективность действий надводных кораблей охранения против современных АПЛ, является недостаточной ( мала зона охранения, велика собственная шумность, велико время выхода на дистанцию поражения АПЛ)
        Для противолодочной защиты  эскадр на большом удалении от берега, были разработаны противолодочные крейсера проекта 1123 (типа "Москва"). Это были первые в советском флоте корабли, специально спроектированные для базирования на них вертолетов.
Крейсер "Москва"(проект 1123),  внешний вид и тактико-технические данные
Опыт полученный при эксплуатации этих кораблей, показал, что для эффективной обороны эскадр радиус действия вертолетов все-таки мал и дальнейшим развитием этих кораблей стали авианесущие крейсера проектов 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск") и 1143.4 ("Баку"), фактически являвшиеся легкими авианосцами, несшими в тоже время дальнобойные ПКР П-500 ("Базальт").
"Москва" , последний советский крейсер, участвоваший в боевых операциях, вертолеты входившие в состав его авиагруппы принимали участие в разминировании Суэцкого канала после арабо-израильской войны 1967 года.
        Для борьбы против своего второго противника, авианосных группировок ВМС США,  в течении 1960-80х годов были спроектированы и построены несколько серий ракетных крейсеров, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности типа "Базальт" и "Гранит".
        Во второй половине 1970-х годов на верфях Николаева были заложены ракетные крейсера проекта 1164 ( "Слава"). Корабли вступили в строй флота в первой половине 1980-х годов.  За характерную внешность и мощное вооружение корабли этого проекта часто называют "убийцами авианосцев"  и  "Звериным оскалом социализма"
Крейсер "Слава"(проект 1164),  внешний вид и тактико-технические данные
        Последними советскими ,и видимо русскими тоже:-(,   крейсерами, стали атомные крейсера проекта 1144. Приблизившись по своему водоизмещению к линейным крейсерам дредноутной  эпохи, корабли получили чрезвычайно мощное противокорабельное, зенитное и противолодочное вооружение, позволявшее нанести серьезный ущерб авианесущей группировке "заклятых друзей" даже при действиях в одиночку. К сожалению,  сейчас эти уникальные корабли, вступавшие в строй с 1980-го  ( "Киров") по 1998 год находятся в плачевном состоянии ( кроме вступившего в строй в 1998 году "Петра Великого") и видимо будут списаны, несмотря на свой не очень большой (по корабельным меркам) возраст.
Крейсер "Киров"(проект 1144),  внешний вид и тактико-технические данные
        Кроме перечисленных выше кораблей, в 1960-1990-х годах, наша промышленность спустила на воду несколько десятков БПК (больших противолодочных кораблей) проектов 1134, 1136 и 61 ,  часть из которых зарубежные специалисты по каким-то причинам относят к ракетным крейсерам.
        Флот США отнюдь не отставал в развитии,  более того , Америка, делавшая ставку на дальнейшее развитие авианосных ударных группировок, еще в 50-х годах разработала и приступила к постройке эскадренных миноносцев УРО,  многие из которых в середине 70-х годов были переклассифицированы в ранг крейсеров.
        Поскольку основной задачей крейсеров и эсминцев США на тот момент являлась защита авианосных соединений от ударов ПЛ и авиации противника, американские крейсера сильно отличались от крейсеров советских. "Американцы" имели значительно большую дальность плавания, необходимую для сопровождения авианосцев в океане и системы реактивного и торпедного оружия, рассчитанные на борьбу с воздушными и подводными целями. Противокорабельные ракеты типов "Томагавк" и "Гарпун" появились на американских кораблях значительно позже, в конце 70-х годов, когда почти все крейсера ВМС США прошли модернизацию.  Американцы же первыми применили на крейсерах ядерную энергетическую установку.
        Одним из первых кораблей новой постройки (и первым боевым атомным надводным кораблем в мире!)  был атомный крейсер УРО "Лонг Бич" (Long Beach ).  Заложенный 2 декабря 1957 года, крейсер вступил в строй 9 сентября 1961 и ,  пройдя в 1980-83 годах модернизацию, находился в строю американского флота до 1995 года
Атомный крейсер УРО "Лонг Бич"(Long Beach),  внешний вид и тактико-технические данные
        Следующие серии крейсеров последовали в 1959-1964 годах.
        В 1959-60 заложена серия из девяти кораблей типа Leahy, с обычной силовой установкой. Сначала числившиеся эсминцами УРО (DDG), корабли были переведены в ранг ракетных крейсеров 30 июня  1976 года. Тогда же был заложен следующий атомный крейсер УРО "Бейнбридж" (Bainbridge)
        С 1962 по 1967 год заложены 9 кораблей типа "Белкнап" (Belknap) и атомный крейсер Тракстан ("Truxtun"),  в 1970-м атомные крейсера "Калифорния" и "Южная Каролина".
        Все корабли этих типов предназначались для противовоздушной и противолодочной обороны эскадр и до модернизации не имели на борту эффективного противокорабельного оружия.
        Начиная с серии атомных крейсеров УРО типа "Вирджиния", этот недостаток был устранен, новые корабли вооружались противокорабельными комплексами "Гарпун" и "Томагавк". Строившиеся с 1972 по 1980 год крейсера типа "Вирджиния" ( "Вирджиния", "Техас", "Миссисиппи" и "Арканзас"), кроме ЗРК имели на борту восемь ПКР "Гарпун" и 8 КР большой дальности  "Томагавк".  С 1975 года на крейсеры  предыдущих серий прошедшие  модернизацию, также устанавливали КР "Гарпун" и  "Томагавк"
Крейсер УРО "Белкнап", США, 1962 год.
Водоизмещение полное 7970 т, мощность силовой установки 85000 л.с., скорость 30 узлов. Длина 166 м, ширина 16,6 , среднее углубление 8,6 м. Вооружение: 1 ПУ ЗУР Терьер(60 ракет) 1 ПУ  противолодочного комплекса ASROC (20 ракет), 1 127-мм артустановка, 2x2 76-мм универсальных артустановки, 2 тройных торпедных аппарата. В ходе модернизации сняты 76-мм артустановки, добавлено 8 ПКР "Гарпун", 2 20-мм комплекса Фаланкс, ЗУР Терьер заменены на ЗУР Стандарт. Всего построено 9 .
        Последней крейсерской серией 20-го века, построенной в США, стали крейсера типа "Тикондерога", построенные в 1980-94 годах большой серией из 26 кораблей. После ввода в строй первых пяти, проект слегка изменили, оснастив корабли универсальной вертикальной пусковой установкой, позволявшей стрелять как зенитными ракетами, так и ПКР "Гарпун" и "Томагавк".
Крейсер УРО "Тикондерога",  внешний вид и тактико-технические данные
        Многие из ракетных крейсеров ВМС США принимали участие в боевых действиях в различных частях мира, Вьетнаме, Ливии, Персидском заливе, Югославии. Крейсер УРО "Винсеннес" типа "Тикондерога", "отличился"  в  Персидском заливе, сбив пассажирский аэробус иранской авиакомпании.
        После окончания "холодной" войны, неоходимость держать в строю ракетные крейсеры первых серий, исчезла, и корабли типа Leahy, Белкнап, Вирджиния были сначала выведены в резерв флота, а в 1990-х годах большей частью проданы на металл или расстреляны как суда мишени.
        А последним крейсером потопленным в ходе боевых действий стал аргентинский "Генерал Бельграно" , бывший американский "Феникс" (типа "Бруклин") ,торпедированный английской атомной подводной лодкой во время англо-аргентинского вооруженного конфликта у Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 году.
24 марта 2002 года. Автор Dmitriy Andreev.
Back Рейтинг@Mail.ru