Page 1

1    2

КОРАБЛИ СИЛЬНЫЕ, УВЕРТЛИВЫЕ И ЛЕГКИЕ, КАК ПТИЦА

Не пытайтесь заглядывать в военно-морские справочники столетней давности и отыскивать в них сведения о технических особенностях крейсеров. В этих изданиях мы найдем сколь угодно сведений о неброненосных и броненосных фрегатах, корветах, шлюпах, но о таком классе кораблей, как крейсер, не обнаружим даже упоминания. В морских словарях тех лет мы прочтем, что крейсер - это "корабль, назначенный в крейсерство, то есть плавание в назначенном ему месте". Такова сила традиции: в 80-х годах прошлого столетия на флот давно уже пришли и паровые машины и броня, а умами моряков по-прежнему владели представления и понятия эпохи парусов.
В парусном флоте не существовало крейсеров как специального типа судна. Словом "крейсер" обозначалась боевая задача корабля. Задачи же эти были столь разнообразны, что для их выполнения иногда доставало корвета, а порой едва хватало и нескольких фрегатов. Ведь крейсерская служба включала и наблюдение за местонахождением и действиями неприятеля, и проведение небольших операций, отвлекающих силы и внимание противника от выполнения основной боевой задачи, и охранение своего флота от внезапных встреч с противником, и исполнение почтовых поручений. Наконец, корабли несли и собственно крейсерскую службу - истребление торгового флота неприятеля.
Команда корабля, назначенного в крейсерство, всегда должна была быть начеку, готовая сразиться с противником, преследовать слабого или уходить от сильного. По словам выдающегося русского корабельного инженера М. Окунева, крейсер на флоте "то же, что партизан при армии, - он должен быть силен, увертлив и легок, как птица". Парусная эпоха создала такие корабли. Среди них наибольшей известностью и распространением пользовались предки современных крейсеров- фрегаты, корветы и шлюпы.
Родоначальником фрегатов - трехмачтовых кораблей с двумя батарейными палубами, закрытой и открытой, считается "Эдвенчур", созданный английским кораблестроителем Питером Петтом в 1646 году. Неся до 60 пушек и уступая в размерах только линейным кораблям, фрегаты к началу XIX века сформировались в тип корабля водоизмещением 1200-1500 т, предназначаемого для крейсерства и разведывательной службы. Корветы появились впервые в 1687 году во французском флоте. Это были трехмачтовые корабли с открытой батарейной палубой, на которой устанавливалось 20-30 орудий. К началу XIX века корветы имели водоизмещение 620-630 т и предназначались для разведки, посыльной службы и крейсерства. Примерно в то же время появились и шлюпы - трехмачтовые корабли несколько меньшего размера. Неся на верхней палубе около десяти орудий. они служили в основном транспортными и экспедиционными судами, но не чурались и крейсерства.
Впрочем, образно говоря, все корабли парусного флота были "прирожденными" крейсерами. Парусный движитель сообщал им независимо от размеров отличную мореходность и практически неограниченную дальность плавания. Поэтому-то, к примеру, маленький тендер мог точно так же достичь любой точки Мирового океана, как и огромный линкор. Это освобождало моряков и кораблестроителей от забот по созданию самостоятельного типа крейсера.
Но, давая любому кораблю неограниченную дальность плавания, парусный движитель имел и колоссальный недостаток: он не гарантировал подвижность, то есть скорость и маневренность. Это побудило кораблестроителей обратить внимание на паровую машину...
С ее приходом на флот далекие плавания стали уделом не всякого корабля, а только того, который был достаточно крупным, чтобы нести необходимый запас топлива. Причем его величина росла в зависимости от того, какую хотели получить скорость. А ее можно достигнуть либо за счет увеличения водоизмещения, либо уменьшая количество орудий или ослабляя броню. Так с приходом паровой машины на флот кораблестроители оказались вовлеченными в бесконечные поиски наилучшего сочетания трех основных боевых элементов: нападение, защита и подвижность - и дальности плавания для разных классов и типов кораблей. И сразу выявилась интересная деталь. Во времена парусного флота русский фрегат или линкор мало чем отличались от английского или, например, французского. С появлением паровой машины такое сходство более или менее сохранили лишь эскадренные броненосцы. Существовавшие прежде всего для боя друг с другом, они продемонстрировали удивительную одинаковость развития.
Тактико-технические данные кораблей для крейсерства, как оказалось, должны были разниться, и притом весьма существенно. Они зависели от того, какую политику на море - наступательную или оборонительную - будет проводить та или иная страна, а также от целей, поставленных флоту. Все это заставляло отказаться от воззрений парусной эпохи, требовало выработки типа крейсера как особого класса боевых кораблей.
Поначалу мало кто отдавал себе отчет в глубине происходящих перемен. Тем более что несовершенные еще паровые машины служат сперва лишь дополнением к парусам. Вот почему вплоть до последнего десятилетия XIX века мы обнаруживаем в морских справочниках все те же "парусные" названия - фрегат, корвет, клипер, правда, уже с добавлением слов "паровой", "винтовой", "броненосный"...
В России эпоха парового флота началась с постройки в 1817 году для Балтики на Ижорских заводах буксира "Скорый" и в 1826 году первого военного парохода "Ижора" водоизмещением 459 т, вооруженного восемью пушками. Десять лет спустя - в 1836 году - в строй флота вступил первый русский пароходофрегат "Богатырь" - предтеча крейсеров. Всего же за 36 лет, предшествовавших Крымской войне, Балтийский флот получил 23 малых невооруженных колесных парохода, 3 малых вооруженных и 11 пароходофрегатов; большая часть этих судов была построена на русских верфях.
Пароходофрегат "Богатырь", Россия, 1836 год
На Черном море первый военный пароход "Метеор" был заложен 17 марта 1823 года. Строил его талантливый корабельный мастер И. Разумов. При знаменитом адмирале М. Лазареве, возглавлявшем Черноморский флот на протяжении 17 лет, началось усиленное строительство новых кораблей. И к началу Крымской войны в списках числилось 8 малых невооруженных пароходов, 27 малых вооруженных и 7 паро-ходофрегатов. Из них на отечественных верфях было построено 16, а на зарубежных - 27. В частности, Англия поставила все 7 черноморских пароходофрегатов, в том числе и знаменитый "Владимир"...
Пароходофрегат "Владимир", Россия, 1846 год, построен в Англии
Водоизмещение 1200 т , номинальная мощность 400 л.с., длина между перпендикулярами 61 м, ширина 11 м. Вооружение - 9 орудий.

Next page
Back