Page 1

1    2

НОВЫЕ КРЕЙСЕРЫ И ГРЯДУЩИЕ СРАЖЕНИЯ

        Никогда еще обыватели Нагасаки не видали одновременно такого множества русских   кораблей,   как  20  апреля 1890 года. Буквально облепленные японскими фунё, с которых на палубы подавали корзины со всякой снедью, на рейде стояли новейшие русские броненосные крейсеры "Память Азова", "Адмирал  Нахимов" и "Владимир Мономах", клипер  "Джигит",  канонерские лодки "Бобр", "Манджур" и "Кореец", пароходы Добровольного  флота  "Петербург", "Владивосток" и "Байкал". Конечно, все эти корабли  собрались на рейде Нагасаки не случайно: они пришли сюда в связи с визитом в Японию наследника русского престола, будущего царя Николая II...
        А спустя полтора десятилетия пять из этих  кораблей  погибли  в сражениях русско-японской  войны.   9  февраля 1904 года вместе с крейсером "Варяг" гибнет взорванный своей командой "Кореец", 26 декабря от попадания японского  снаряда  идет ко дну на рейде Порт-Артура "Бобр". 2 января 1905 года при сдаче  Порт-Артура  затоплен "Джигит", 28 мая почти одновременно гибнут в Цусимском  бою  "Владимир Мономах" и "Адмирал Нахимов". "Джигит", "Владимир Мономах",  "Адмирал Нахимов"...  Названия,  знаменитые  в истории русского крейсеростроения.
        В "М-К" № 4 за 1978 год рассказывалось о том, что в 1869 году русское морское ведомство решило создать для службы на Тихом океане четыре крейсерских отряда, каждый из которых должен был состоять из одного корвета и двух  клиперов.  Впоследствии  вместо корветов удалось спроектировать и построить более сильные бронепалубные фрегаты "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский" (см. "М-К" № 2. 1978г.), "Князь Пожарский" ("М-К" № 1,1978г.) и "Минин" ("М-К" №3, 1978 г.). Одновременно с разработкой этих фрегатов велось и проектирование винтовых неброненосных клиперов для океанского крейсерства. Прототипом послужил корпус  "Жемчуга"  (7),  удлиненный  на 4,27 м, с соответственно  увеличенной шириной и углублением. Новый корабль решили делать железным с деревянной обшивкой подводной части.
        Первым в серии был клипер "Крейсер". Он строился в Петербурге в новом Адмиралтействе из русского железа, его спустили на воду в 1875 году. В следующем, 1876 году на Галерном острове со стапелей сошел "Джигит" ("М-К" № 5, 1978 г.). Затем, в 1878 году на Невском заводе построили "Разбойника", а в 1879-м  на  Балтийском - "Стрелка".  Машины для первых двух клиперов поставили Ижорские заводы, для "Разбойника" - петербургский завод  Берда, для "Стрелка" - Балтийский.
        Остальные четыре клипера по предложению адмирала А. Попова создавались композитными,  то есть с железным набором, но с деревянной обшивкой   Первым  стал  "Наездник", спущенный в 1878 году в новом Адмиралтействе в Петербурге. Вторым - "Пластун", сошедший  на  воду на Балтийском заводе в 1879 году. Наконец, в 1880 на  Невском  заводе  построили клипер "Вестник", а на Балтийском - "Опричник".
        Из этих клиперов два - уже упоминавшиеся "Джигит"  и "Разбойник" - служили на Тихом океане, когда разразилась русско-японская  война.  Второй также был затоплен в Порт-Артуре 2 января  1905 года - перед  сдачей крепости японцам. А незадолго до того на внутреннем рейде Порт-Артура от попаданий японских снарядов погиб крейсер  "Забияка"  (46)  -  корабль весьма интересной судьбы.
Крейсер "3абияка". Россия. 1878 г.
Строился в США. Водоизмещение 1236 т. мощность  1426 л. с.,  скорость  хода 14,2 узл. Длина между перпендикулярами 67 м, ширина 9,1, среднее углубление 3,9 м. Дальность плавания 6000 миль. Вооружение: 4-9-фунтовые пушки, 6- 47-мм, 6-37-мм, 1 десантная пушка.
        ...Победы русского оружия в русско-турецкой войне 1877-1878 годов крайне обеспокоили европейские державы, в особенности Англию,  которая предприняла враждебные России шаги на внешнеполитической арене. Тут и возникла мысль - снова, как в 1863 году, послать русские крейсеры в Атлантический океан, чтобы создать угрозу английской торговле. Но на этот раз выполнить такую операцию оказалось гораздо труднее: Кронштадт был скован льдом. И все же удалось разработать смелый  план:  30  марта  1878  года 66 офицеров и 606 матросов, разбитые на три отряда под общим командованием   капитан-лейтенанта  Семечкина, прошли  по льду Финского  залива до Ораниенбаума, оттуда по железной дороге доехали до Балтийского порта, погрузились на частный, заранее зафрахтованный  немецкий  пароход и через 16 дней были уже в Америке.
        Внезапное  появление  такой  массы русских военных моряков вызвало поначалу большой переполох, но волнение улеглось, как только стало ясно, что это экипажи для вспомогательных крейсеров, в которые решено было переделать готовые торговые суда, купленные русским правительством в США. Так, в списках флота появились вспомогательные крейсеры  "Европа", "Азия" и "Африка", переделанные из пароходов американской  постройки  "Стейт  оф Калифорния",  "Колумбус"  и "Саратога".

Next page
Back