Page 1

1    2

РОКОВЫЕ КРЕЙСЕРА БРИТАНИИ

БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РЮРИК", РОССИЯ, 1892 г.
Броненосный  крейсер  "РЮРИК" строился в Петербурге на  Балтийском заводе корабельным инженером Н. Долгоруковым. Заложен 19 мая 1890 года, спущен на воду  в  1892 году, вступил в строй в 1895 году.
Водоизмещение  11 930 т,  мощность 13 588 л. с., скорость хода 18,84 узла. Длина между перпендикулярами 129,9 м, ширина 20,2, среднее углубление 8,25 м. Дальность плавания 7800 миль. Бронирование: борт — 203-254 мм, палуба 51- 76 мм, рубка - 152 мм.
Вооружение: 4-203-мм   пушки,  16-152-мм,  6 - 120-мм, 10 - 47-мм, 12-37-мм, 2 десантные пушки, 6 минных аппаратов.
Героически погиб 14 августа 1904 года в неравном бою с японской эскадрой.
Фото: БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РЮРИК".
Фото: БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РЮРИК".

        Две колонны кораблей,  двигаясь  к югу медленно сходящимися курсами, сблизились наконец  на  предельную дистанцию огня. На ярком фоне неба, освещенного лучами заходящего солнца, четко и резко выделялись силуэты английских крейсеров. Германские же корабли  были едва заметны на затянутом темными  облаками  восточном горизонте.
        В 19 часов 03 минуты "Шарнхорст" открыл огонь фугасными снарядами по "Гуд Хоуп". Флагман английской эскадры был накрыт с третьего залпа: тяжелый немецкий снаряд угодил в носовую башню, над которой сразу же поднялся огромный столб пламени - взрывались боеприпасы. Через две минуты "Гуд Хоуп" ответил  недружным залпом. Началась неравная дуэль: призовой артиллерийский корабль немецкого  флота  методично расстреливал британский крейсер, команда которого была укомплектована резервистами перед самой  войной.  Орудия  "Шарнхорста" изрыгали огонь каждые 15 секунд - в три раза чаще, чем пушки "Гуд Хоупа".
        Спустя 47 минут над английским кораблем выше мачт взметнулось пламя. "Гуд Хоуп" продержался на плаву еще шесть минут. Зарево полыхавшего на нем пожара  вдруг исчезло, и по сразу наступившей темноте немцы поняли: британский крейсер пошел  на дно вместе со всем экипажем и командующим эскадрой  адмиралом Крэдоком...
        Тем временем  "Монмут",  избитый снарядами  "Гнейзенау",  накренившись на левый борт, медленно уходил  на север. Спустя два часа после начала боя его обнаружил в темноте сильно отставший   от   немецкой   эскадры "Нюрнберг". Приблизившись к агонизирующему английскому  кораблю  на 6 километров, "Нюрнберг" предложил ему сдаться. В ответ на это "Монмут" попытался  развернуться, чтобы ответить огнем из задравшихся кверху орудий правого борта. Но немецкий крейсер предупредил  эту  попытку: залп разворотил борт "Монмута", и в 21 час 28 минут "Монмут" перевернулся  и  пошел ко дну.
        Так плачевно для англичан закончилось сражение у порта Коронель неподалеку от берегов Чили, разыгравшееся 1 ноября 1914 года...
        Результаты боя ошеломили  английскую публику: на протяжении  каких-нибудь полутора месяцев  британский флот лишился пяти броненосных крейсеров! Сначала  устаревшая  немецкая подводная лодка за какой-то час потопила подряд "Абукир", "Кресси" и "Хог". И вот теперь пришла очередь "Гуд  Хоупа" и "Монмута". Увы, как оказалось, эти жертвы не были последними.   На   протяжении   войны   из 34 английских броненосных крейсеров суждено было погибнуть  пятнадцати. Процент, невиданный в истории морских войн!
        ...После постройки в 1886-1889 годах семи  броненосных  крейсеров  типа "Орландо" (см."М-К"  №4, 1978 г.) англичане, казалось, утратили интерес к этому классу боевых кораблей. И в  то время, как Россия и Франция продолжали усиленно разрабатывать и совершенствовать   крейсера  броненосные, Англия на протяжении следующего десятилетия сосредоточила внимание на бронепалубных, которые по номенклатуре  адмиралтейства  подразделялись на три ранга в зависимости от вооружения  и  водоизмещения.  Крейсера I ранга при водоизмещении, превосходящем 6 тыс. т, несли 234-мм орудия главного калибра, II ранга (водоизмещение от 3 до 6 тыс. т) вооружались 152-мм  пушками,  III   ранга - при 1,5-3 тыс. т несли 102-119-мм орудия.
        Наиболее примечательными из этих трех типов следует признать  бронепалубные  крейсера  I  ранга,  которые строились только в английском флоте и только в течение одного десятилетия - с  1888  по  1898 год.  Решив противопоставить русским и французским броненосным крейсерам крупные и быстроходные бронепалубные крейсера I ранга, новый главный строитель британского флота Уильям  Уайт  вознамерился создать корабли, способные "превосходить  скоростью,  запасами угля, защитой и вооружением все, что было достигнуто прежде".
        Взяв за прототип броненосный крейсер "Орландо", Уайт заменил броневой пояс броневой палубой и, значительно увеличив  размерения и водоизмещение корабля, разместил в его корпусе машины  небывалой по тем временам мощности, необходимой для достижения 22-узлового хода. Так  появились в английском  флоте  "Блейк" (51) и "Бленхейм". Не оправдав возлагаемых на них надежд (они так и не развили ожидаемой скорости хода), эти корабли сыграли, однако,  важную роль  в истории  английского кораблестроения. Именно  на  них  впервые появились бронированные  казематы для средней артиллерии,   позволившие  устанавливать 152-мм пушки не на верхней палубе рядом с орудиями главного калибра, а на главной палубе вдоль бортов.  Это  позволило  рассредоточить среднюю артиллерию, и если на "Орландо" один вражеский  снаряд  мог вывести из строя сразу три орудия, то на "Блейке" он мог повредить всего одно из пяти бортовых. Эта новинка Уайта потом  была  принята на всех флотах мира.
Бронепалубный  крейсер  I  ранга "БЛЕЙК", Англия, 1889 г.
Водоизмещение   9000 т,   мощность 19579 л. с., скорость 21,5 узла. Длина между перпендикулярами 114 м, ширина 19,8, среднее углубление 7,9 м. Дальность плавания 15000 миль 10-узл. ходом. Бронирование: палуба 152 мм, гласисы 203 мм, рубка 305 мм. Вооружение:2 - 234-мм, 10-152-мм, 18 - 3-фунтовых пушек.
        Позднее  "Блейк"  послужил Уайту прототипом для большой серии высокобортных  мореходных  эскадренных броненосцев типа "Ройал  Соверен" и для весьма удачных крейсеров I ранга. Снизив проектную скорость с 22 до 20 узлов, Уайт смог разместить вооружение "Блейка"  (2-234-мм  и  10-152-мм орудий) в меньшем водоизмещении. Так появился  "Эдгар" (52) - головной корабль серии, состоявшей из 8 однотипных крейсеров ("Эдгар", "Эндимион",  "Гибралтар",   "Графтон", "Хоук", "Тезеус", "Ройал Артур" "Кресчент").  Предназначенные для разведывательной службы при эскадрах, эти ладные надежные  корабли несли по два 234-мм орудия (на баке и на юте) и по 10 152-мм пушек (4 на батарейной палубе в казематах и 6 на верхней палубе за щитами).  Прослужив более 25 лет,  они  после  первой мировой войны пошли на слом, за исключением самого неудачливого - "Хоука": в 1911 году он таранил английский лайнер "Олимпик", а в годы войны погиб от немецкой  торпеды  в  Северном море.
Бронепалубный  крейсер  I  ранга "ЭДГАР". Англия. 1898 г.
Водоизмещение   7700 т,   мощность 12000 л. с., скорость 19,5 узла. Длина между перпендикулярами 118 м, ширина 13,5, среднее  углубление 8,0м.  Дальность плавания 10000 миль 10-узл. ходом. Бронирование: палуба 63-127 мм. Вооружение:  2-234-мм,  10—152-мм  пушек, 2-533-мм торпедных аппарата.
        Успехи  крейсеростроения в России оказывали  заметное влияние  на  английские кораблестроительные программы. Когда русские судостроители, продолжая разрабатывать тип отечественного броненосного крейсера-одиночки, создали знаменитый "Рюрик", у англичан началась паника. Большая дальность плавания,  высокая  скорость хода  и мощная артиллерия  делали "Рюрика" опасным противником на океанских путях. Ответом Англии стали два самых нелепых в истории крейсеростроения корабля "Пауэрфул" (53) и "Террибл". Задавшись целью получить во что бы то ни стало скорость 22 узла и значительную дальность плавания, англичане создали корабли небывалой длины - более 150 м, по водоизмещению приближавшиеся к эскадренным  броненосцам.

Next page
Back