Page 1

1    2

ПОТОМСТВО "ДЮПЮИ-ДЕ-ЛОМА"

"ПЕРЕСВЕТ", РОССИЯ. 1898 г.
Броненосец-крейсер   "Пересвет" строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером В. Оффенбергом.
Заложен 9 ноября 1895 года, спущен на воду 7 мая 1898 года, вступил в строй в 1901 году.
Водоизмещение  12 674 т.,  мощность 13775 л. с., скорость  хода  18,6 узла. Длина между перпендикулярами 130 м, ширина 21,8 м, среднее углубление 7,9м. Дальность плавания 6 тыс. миль. Бронирование: борт - 178-229 мм, казематы - 51 - 127 мм,  башни - 229 мм, палуба - 51-82 мм, рубка - 102- 152 мм. Вооружение: 4 - 254-мм пушки, 11 - 152-мм, 20 - 75-мм, 20 - 47-мм, 8 - 37-мм. 2 десантные пушки, 5 минных аппаратов.
Всего  построено  три: "Пересвет", "Ослябя" и "Победа". Один из них - "Ослябя" - погиб 27 мая 1905 года в Цусимском бою, а два других  затонули  на  внутреннем  рейде Порт-Артура в декабре 1904 года. Позднее они были подняты японцами и вошли в состав японского флота: "Победа" под названием  "Суво",  а  "Пересвет",  - под   названием   "Сагами". В 1916  году  "Пересвет"  был  куплен у японцев и вновь зачислен  в состав русского флота. Подорвался на германской мине в Средиземном море 4 января 1917 года.

        В ночь с 26 на 27 апреля 1915 года французский   броненосный   крейсер "Леон Гамбетта" нес дозор в 15 милях к югу от мыса Санта-Мария-ди-Леука, находящегося на самом кончике каблука Апеннинского "сапога". Присутствие его в, казалось бы, столь неподходящем районе не было случайным. Италия готовилась выступить на стороне Франции против Германии и Австро-Венгрии.   Опасаясь,  что австрийский флот может нанести внезапный удар по кораблям будущей союзницы, французское командование решило установить блокаду Адриатики, чтобы не выпустить австрийцев на просторы Средиземного моря.
        Ночь выдалась ясная,  тихая, штилевая. "Леон Гамбетта" бесшумно с небольшой скоростью скользил по черной водной глади. Вдруг два мощных взрыва вспороли левый борт крейсера, образовав две огромные пробоины: одну близ отделения динамо-машин, другую около задней  кочегарки. Во  внутренних  помещениях  корабля погас свет, страшно заревел пар, травящийся из лопнувших паропроводов, мачты и антенны  рухнули  на палубу. "Леон Гамбетта" быстро накренился на левый борт. На воду удалось спустить одну-единственную шлюпку. В этот момент с мостика прозвучал усиленный рупором спокойный голос контр-адмирала Санеса.
        - Не спешите! - крикнул он матросам - Шлюпка ваша! Мы остаемся здесь!
        Адмирал не кривил душой:   среди спасшихся с корабля 137 человек не оказалось ни одного офицера...
        Так на  Адриатике  в  уменьшенном масштабе повторилась драма, подобная той, которая за полгода до этого разыгралась на Северном море,  где  маленькая устаревшая немецкая подводная лодка за час потопила три крупных английских броненосных крейсера. И вот теперь две торпеды, направленные в цель старшим лейтенантом австрийского флота Трапом, за 10 минут пустили на дно французский броненосный крейсер...
        Могли ли   англичане и французы, много лет соперничавшие в постройке кораблей этого класса, предвидеть, что в грядущей войне им придется быть союзниками и что броненосным крейсерам, создававшимся  для  сражений друг с другом, доведется столкнуться совсем с другим противником? Могли ли французские кораблестроители подозревать, что  таким трагически  неудачным окажется класс кораблей, начало которому поломил  в 1890 году много нашумевший броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом" (61), спроектированный корабельным инженером французского флота де Бюсси?
        В 90-х годах многие военно-морские специалисты сходились во мнении, что "Дюпюи-де-Лому" суждено занять видное место в летописях судостроения. Такая оценка на первый взгляд может показаться преувеличенной: ведь первые русские   броненосные  крейсеры были созданы за 15-17 лет до его появления. И тем не менее всеобщий интерес к проекту де Бюсси был оправдан.
        Испытания среднекалиберных фугасных снарядов, начиненных мелинитом или другими бризантными взрывчатыми веществами, показали, что они  могут производить колоссальные опустошения в не защищенных броней помещениях корабля. В то же время выяснилось и другое: относительно тонкая броня заставляет эти  чувствительные  к  удару снаряды взрываться раньше,  чем они проникнут внутрь корпуса. И вот тогда-то и родилась   идея   броненосного крейсера нового типа, впервые реализованная в  конструкции  "Дюпюи-де-Лома".
        При беглом  взгляде  прежде  всего поражала необычная форма его корпуса - форштевень и ахтерштевень сильно выступали из-под верхней палубы, образуя подобие таранов. При более тщательном изучении выявились другие особенности.   На   "Дюпюи-де-Ломе" впервые в практике  эападноевропейских флотов  применена  трехвинтовая установка.  Скорость при форсированной тяге должна была составить 20 узлов, то есть  на  15-25%  превышать скорость тогдашних эскадренных  броненосцев. Весь надводный борт крейсера был защищен поясом из 100-мм брони Крезо, сверху  закрытым 55-мм броневой карапасной (выпуклой) палубой. На ней находился коффердамовый (составленный из мелких отсеков) пояс, в районе машин и котлов наполненный углем. В этих частях, кроме того, устанавливалась еще одна противоосколочная броневая палуба. Особенно заинтересовало тогдашних морских специалистов необычное размещение артиллерии на "Дюпюи-де-Ломе":  при   двух 194-мм и шести 160-мм орудиях крейсер мог вести огонь пятью орудиями как в нос и в корму, так и на любой из бортов.
Броненосный крейсер "Дюпюи-де-Лом", Франция. 1890 г.
Водоизмещение 6300 т. мощность 7200 л. с., скорость хода 20 узлов. Длина между перпендикулярами 114 м, ширина 15,35 м, среднее углубление 7.1 м. Дальность плавания 10-узл. ходом - 4 тыс. миль. Бронирование: борт - 100 мм, палуба - 55 мм.
Вооружение:  2-194-мм пушки, 6 - 164-мм, 4 - 65-мм. 4 - 47-мм. 8 револьверных пушек, 4 минных аппарата.
        "Дюпюи-де-Лом" стал первым из тех 23 броненосных   крейсеров,  которые были построены во Франции в течение последующих 15-18 лет. В целом развитие этого класса боевых кораблей свелось к постепенному отказу от необычной формы корпуса,  увеличению водоизмещения, изменению   системы бронирования и неуклонному повышению артиллерийской  мощи,  которое шло по пути  увеличения  количества орудий при   сохранении   калибров. Но эта эволюция не была последовательной, а сопровождалась странными увлечениями и отклонениями.
        За год до спуска "Дюпюи-де-Лома" на французских верфях заложили еще четыре примерно таких же по типу, но на 30% меньших  по  водоизмещению крейсера: "Латуш Тревилль", "Шанзи", "Брюи" и "Адмирал Шарне" (62). Неся более тонкую палубу и поясную броню (соответственно 92 и 50 мм), эти крейсеры были вооружены таким же количеством орудий, как и "Дюпюи-де-Лом" с той только разницей, что 164-мм орудия заменили 140-мм и иначе разместили их. За этой серией в 1895 году последовал "Адмирал Поту", при  водоизмещении 5365т он нес более тонкую бортовую, но более толстую палубную и башенную броню, и число 140-мм пушек на нем было увеличено до 10. Все эти шесть кораблей образовали первую группу французских броненосных крейсеров с характерным признаком - размещением орудий в ординарных башнях.
Броненосный  крейсер  "Адмирал Шарне". Франция. 1893 г.
Водоизмещение 4750 т, мощность 9148 л. с., скорость  хода  18,4  узла.  Длина  между перпендикулярами  106 м.  ширина - 13,8, среднее углубление 6,05 м.  Дальность   плавания   10-узл.   ходом - 4000 миль. Бронирование: борт - 92 мм, башни  и  рубка - 92 мм, палуба - 50 мм. Вооружение: 2 - 194-мм пушки, 6 - 140-мм, 4 - 65-мм, 6 - 47-мм, 6 - 37-мм пушек, 5 минных аппаратов.
        Тут наступил   перерыв:  французы вдруг увлеклись постройкой  крупных бронепалубных   крейсеров  I класса. Пренебрежение к защите в этих кораблях дошло до того, что в 1898 году был спущен на воду под громким наименованием "истребитель торговли" едва ли не коммерческий пароход, прикрытый только легкой броневой палубой  и с совершенно незащищенными орудиями. Этот "истребитель" вызвал недоумение и смех во французской печати и среди иностранных  морских  обозревателей. Морское министерство спохватилось и срочно выдало заказы на новые броненосные   крейсеры   водоизмещением 11 270 и 9500 т.

Next page
Back