Page 1

1    2

ПОМНИ О СУДЬБЕ "МЭНА"

Броненосный крейсер "БАЯН", Россия, 1900 год
Броненосный крейсер "Баян" строился во Франции по заказу русского правительства. Наблюдал за постройкойинженер К. Боклевский. Заложен в 1899 году, спущен на воду 30 мая 1900 года, вступил в строй в 1902 году.
Водоизмещение 7726 т, мощность силовой установки 16500 л.с., скорость хода 21 узел. Длина между перпендикулярами 135 м, ширина 17,5 м, среднее углубление 6,5 м. Бронирование: борт 60-203 мм, башни 152 мм, палуба 51 мм, боевая рубка 160 мм.
Вооружение: 2 - 203 мм пушки, 8 - 152-мм, 20 - 75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм пушки, 2 десантных пушки, 2 торпедных аппарата.
Когда морскому ведомству стало ясно, что русскому флоту на Дальнем востоке предстоят операции вблизи побережья, где велика вероятность встречи с крупными силами противника, было решено создать крейсеры, у которых за счет снижения автономности и дальности плавания было бы усилено бронирование и повышена живучесть. Первым крейсером нового типа стал в русском флоте "Баян", который при сравнительно небольшом водоизмещении развивал хороший ход, нес мощное вооружение и броню.
С первых же дней порт-артурской обороны "Баян" участвовал в боевых походах, в отражении атак японских крейсеров и миноносцев, в эскадренных сражениях. Незадолго до падения Порт-Артура, 9 января 1904 года, получив 10 попаданий тяжелой осадной японской артиллерии, "Баян" затонул в восточном бассейне порт-артурской гавани. Позднее был поднят японцами и назван "Азо".

Утром 15 февраля 1898 года ослепительная вспышка пламени сверкнула в носовой части корабля, стоявшего на Гаванском рейде. Его белоснежный корпус на какое-то мгновение как будто приподнялся на огромном столбе воды и тут же осел носом. Густые клубы дыма окутали корабль и скрыли от взоров случайных зевак на берегу мгновенно вздыбившуюся палубу и развороченный нос. В считанные минуты "Мэн" - броненосный крейсер Северо-Американских Соединенных Штатов - ушел под воду, унося вместе с собой на дно 266 человек...
Подобные катастрофы не редкость в истории военных флотов, но ни одна из них не вызвала таких последствий, как гибель "Мэна", гибель, которая оказалась так кстати для американцев и так некстати для испанцев...
Когда в конце XIX века стало ясно, что владение испанской колонией Кубой, дающее господство в Мексиканском заливе и Карибском море, гарантирует тем самым и контроль над строившимся тогда Панамским каналом, Соединенным Штатам не пришлось долго искать повода для объявления войны Испании. В 1895 году, лицемерно заявив протест против испанских репрессий по отношению к кубинским повстанцам, США повели резкую дипломатическую войну против Испании. В разгар этой войны на Гаванский рейд неожиданно вошел американский крейсер "Мэн"...
Спустя два месяца президент США Мак-Кинли счел общественное мнение страны достаточно подготовленным к восприятию дальнейших событий. 11 апреля 1898 года он разгласил тайное, давно лелеемое американскими империалистическими кругами намерение: "Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ". Прошло двенадцать дней, и 23 апреля 1898 года разразилась наконец давно подготавливаемая Соединенными Штатами испано-американская война. Война, формальным поводом к которой стала гибель первого в истории американского флота броненосного крейсера "Мэн"...
Броненосный крейсер "Мэн", США, 1890 год.
Водоизмещение 6648 т, мощность 9000 л.с., скорость хода 17 узлов. Длина между перпендикулярами 97 м, ширина 19,8 м, среднее углубление 6,56 м. Дальность плавания 10-узловым ходом 7000 миль.
Бронирование: борт - 305 мм, палуба - 51 мм, казематы - 254 мм, башни - 305 мм. Вооружение: 4 - 254-мм пушки, 6 - 152-мм, 8 - 6-фунтовых, 8 - 1-фунтовых пушек, 4 пулемета Гатлинга, 7 минных аппаратов.
Почти целое столетие над американским флотом тяготела доктрина "береговой обороны", выдвинутая еще Т. Джефферсоном. Именно она заставила правительство США уделять большое внимание постройке мониторов. И именно она в середине 80-х годов прошлого столетия, когда встал вопрос о создании нового, современного флота, побудила осторожный конгресс дать согласие лишь на постройку кораблей весьма странного назначения - "мореходные броненосцы береговой обороны"...
После долгих споров озадаченные руководители морского департамента сочли: лучше всего под формулу -конгресса подходят корабли двух типов - эскадренные броненосцы второго класса и броненосные крейсеры. Как раз на два корабля этих типов и было разработано проектное задание.
Считая, что в Америке не найдется достаточно опытных конструкторов, морской департамент объявил международный конкурс, к участию в котором было допущено и бюро кораблестроения и ремонта флота США. Рассмотрев представленные чертежи, жюри остановило свой выбор на двух проектах: эскадренном броненосце второго класса В. Джона и броненосном крейсере, разработанном бюро кораблестроения. Сейчас трудно сказать, почему жюри отвергло хороший броненосец, спроектированный бюро, предпочтя ему малоудачный проект В. Джона. И почему оно одобрило проект броненосного крейсера, разработанный тем же бюро? Ведь этот крейсер, будучи почти точной несколько увеличенной копией бразильского крейсера "Риахуэло", не только не представлял собой ничего оригинального, но и изобиловал множеством недостатков: низкими мореходными качествами, малой остойчивостью и неудачным диагональным расположением орудийных башен главного калибра. Можно лишь предполагать, что основанием для такого выбора было желание перестраховаться ссылкой на английский опыт: в одном случае на репутацию В. Джона, в другом - на "Риахуэло", который тоже был построен в Англии в 1883 году.
Если наша версия верна, перестраховка дорого обошлась американскому флоту: его первый броненосный крейсер "Мэн" (66) устарел задолго до того, как вступил в строй. Впрочем, к такому классу этот корабль можно было отнести лишь с большой натяжкой. Не уступая, а кое в чем даже превосходя строившийся одновременно с ним эскадренный броненосец второго класса "Техас", "Мэн" был причислен к броненосным крейсерам только потому, что вместо 305-мм орудий главного калибра он нес 254-мм орудия. Вот почему некоторые специалисты относили "Мэн" наряду с "Техасом" к броненосцам береговой обороны и считали первым настоящим броненосным крейсером американского флота "Нью-Йорк".
Броненосный крейсер "Нью-Йорк", США, 1891 год.
Водоизмещение 8200 т, мощность 17400 л.с., скорость хода 21 узел. Длина между перпендикулярами 118 м, ширина 19,8 м, среднее углубление 7,1 м. Дальность плавания 10-узловым ходом 13500 миль.
Бронирование: борт - 102 мм, палуба - 152 мм, башни - 254 мм. Вооружение: 6 - 203-мм пушек, 12 - 102-мм, 8 - 57-мм, 4 - 37-мм пушки, 4 пулемета Гатлинга, 2 минных аппарата.
И такое мнение можно считать обоснованным: свойственные "Мэну" "броненосные черты" - бортовой пояс толщиной 305 мм, умеренная скорость в 17 узлов и небольшая дальность плавания - 7000 миль - у "Нью-Йорка" сменились "крейсерскими чертами" - 102-мм поясом, скоростью в 21 узел и дальностью 13500 миль. Вооруженный орудиями классического для броненосных крейсеров калибра - 203-мм, "Нью-Йорк", подобно русскому "Рюрику", был крейсером-одиночкой, предназначенным для самостоятельных действий на дальних океанских коммуникациях. Спустя четыре года на воду сошел "Бруклин" (68) - более крупный по водоизмещению, лучше вооруженный, но несущий более тонкую броню, А еще через три года разразилась война, в которой броненосным крейсерам довелось сыграть весьма важную роль...
Броненосный крейсер "Бруклин", США, 1895 год.
Водоизмещение 9125 т, мощность 18769 л.с., скорость хода 21,9 узла. Длина между перпендикулярами 124 м, ширина 19,7 м, среднее углубление 8 м. Дальность плавания 10-узловым ходом 5100 миль.
Бронирование: борт - 76 мм, башни - 203 мм, палуба - 152 мм, боевая рубка - 190 мм. Вооружение: 8 - 203-мм пушек, 12 - 127-мм, 12 - 57-мм, 4 - 37-мм пушки, 4 пулемета Гатлинга, 5 минных аппаратов.
В истории американского флота было три корабля, называвшихся "Бруклин", и пять - "Нью-Йорк". Так вот, один историк заметил, что все "Бруклины" в критический момент боя делали неожиданный поворот, вносивший смятение в ряды противника. А все "Нью-Йорки" знамениты своей "молчаливостью" - участвуя в войнах, они не сделали ни одного выстрела. В испано-американской войне это удивительное правило тоже не было нарушено.

Next page
Back