Page 1

1    2

БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Крейсер II ранга "АЛМАЗ", Россия, 1903 г.
Крейсер II ранга "Алмаз" строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером А. Моисеевым. Заложен 25 сентября 1902 года, спущен на  воду  2  июня 1903 года, вступил в строй в 1903 году.
Водоизмещение - 3285  т,  мощность - 7500 л. с,. скорость  хода-19  узл.  Длина между перпендикулярами 99 м, ширина 11.3, среднее углубление 4,85 м.
Максимальная дальность плавания 3400 миль. Вооружение: 3-120мм, 6-75мм, 6-47мм пушек.
Во время Цусимского боя прорвался во Владивосток 29 мая 1905 года. С марта 1906 года – посыльное судно, с 1908 года – яхта. В 1911 году переведен на  Черноморский флот. В 1920 году уведен Врангелем в Бизерту.

        7 июля 1915 года - через две недели после вступления Италии в первую мировую  войну - на  броненосном крейсере "Амальфи", который спешил в Триестский залив на поддержку минной флотилии, вдруг раздался взрыв. Продержавшись на поверхности всего шесть минут, корабль пошел на дно, унося 66 человек экипажа. Еще   через 11 дней другой броненосный крейсер, "Джузеппе Гарибальди", обстреливавший Далматинское побережье,  неожиданно получил в борт две австрийские торпеды. Через четыре минуты он уже скрылся под водой с 50 членами экипажа...
        Так, спустя почти год после англичан итальянцы убедились,  что  в  узком, стесненном Адриатическом море могучие  артиллерийские  корабли,  создавшие в предвоенное двадцатилетие высокую репутацию итальянским судостроителям, оказались   беззащитными перед маленькими и тихоходными подводными лодками. И хотя ни одному австрийскому  подводнику никогда не удалось потопить сразу три броненосных крейсера, как это сделал Отто Веддиген, в течение  часа  пустивший на дно "Кресси",  "Абукир" и "Хог", их успех тоже был не мал. Уничтожив за одиннадцать  дней  два  крупных вражеских корабля, они заставили отстаиваться в хорошо  защищенных  базах многочисленные  броненосные крейсеры, которым, по замыслам итальянских адмиралов,  надлежало  господствовать на Средиземном море.
        ...Из всех  крупных  средиземноморских держав первой  стала  создавать современный   военно-морской   флот Франция. И это подействовало на другие страны бассейна, как искра на порох. В 1887 году морской министр Италии, ссылаясь  на  быстрое  усиление французов на Средиземном море, потребовал выделения сверхсметного кредита в 85 млн. лир на нужды флота. Палата депутатов утвердила эту цифру почти без изменений, и с 1890 года начинается  настоящий  расцвет  итальянского кораблестроения.
        Поначалу главный  упор  делался на строительство  эскадренных  броненосцев. Лишь в 1892 году сошел на воду первый из разработанных  в  Италии броненосных крейсеров - "Марко Поло". Предназначенный для действий в ограниченном пространстве Средиземного моря, этот корабль по оборонительным  и  наступательным свойствам уступал однотипным иностранным  крейсерам: толшина  его броневого пояса составляла 100 мм по сравнению со 152-203 мм, а кали6р главной артиллерии 152 мм по  сравнению с 203- 254-мм. Но зато водоизмещение итальянского корабля  было  почти  вдвое меньше, чем у его современников, - всего 4583 т. И хотя в последующих сериях  оно  постепенно  увеличивало сь, однако оставалось меньше, чем у броненосных крейсеров других стран. А это оказалось немаловажным  фактором...
        "Марко Поло" послужил прототипом для "Карло Альберто" (71), "Виттор Пизани", "Джуэеппе Гарибальди"-I, и "Варезе"-I. Калибр главной артиллерии на этих кораблях  составлял  150-мм,  но размещена она была не за легкими щитами на верхней палубе, как у "Марко Поло", а в броневом каземате со стенками толщиной 152 мм. Броневой пояс той же толщины закрывал не 0,64 длины корпуса, а был сплошным. Скорость хода также была увеличена с 17,8 до 19 узлов. Платой за эти усовершенствования стало увеличение водоизмещения почти в полтора раза - до 6500 т.
Броненосный  крейсер  "КАРЛО  АЛЬБЕРТО", Италия, 1895 г.
Водоизмещение  - 6500  т.  мощность - 13266 л. с., скорость хода - 19 ум.  Длина между перпендикулярами - 99 м,  ширина - 18,1, среднее углубление-7,2 м.  Дальность плавания 10-узл. ходом - 6000 миль.
Бронирование: борт - 152 мм, каземат - 152 мм. палуба-37 мм, боевая рубка- 152 мм. Вооружение:  12-150-мм,  6-119-мм.   10-57-мм. 10 - 37-мм пушек, 4 минных аппарата. Всего построено 5.
        В результате появился корабль, хотя и неспособный  противостоять  более крупным броненосным крейсерам великих морских держав, но представлявший внушительную силу в любой локальной войне между маленькими странами. Быть может,  именно поэтому к выработанному в Италии типу небольшого и сравнительно дешевого броненосного  крейсера  проявила  интерес Аргентина. Сделка состоялась, и в состав аргентинского флота вошли броненосные крейсеры  "Гарибальди" (бывший "Джузеппе Гарибальди"-I) и "Сан Мартин" (бывший "Варезе"-I). Третьим кораблем, проданным Аргентине, стал "Джузеппе Гарибальди"-III, включенный в состав аргентинского флота под названием "Пирредон".
        Следующая серия итальянских броненосных крейсеров - одна из крупнейших в мире по числу построенных экземпляров - состояла  из  весьма внушительных кораблей, которые, кроме четырнадцати 152-мм орудий, расположенных частью в каземате, частью на верхней палубе, несли одно 254-мм орудие в носовой башне и два 203-мм в кормовой. Хотя толщина поясной брони на крейсерах  новой серии  была оставлена прежней - 152 мм, - она закрывала на них почти весь надводный борт. Таким образом, за счет сравнительно небольшого увеличения водоизмещения  (оно  возросло до 7400  т) итальянские  кораблестроители создали броненосный крейсер, который по мощи почти не уступал итальянским эскадренным броненосцам.
        Неудивительно, что к кораблям этой серии был проявлен большой интерес со стороны той же Аргентины и Испании. Еще на стапелях "Джузеппе Гарибальди"-II и "Варезе"-II) были закуплены, что называется, на корню. Первый вошел в состав испанского флота под названием "Христофор Колумб" и погиб в сражении при Сант-Яго от огня американских корабельных орудий,  второй стал аргентинским кораблем "Генерал Бельграно".
        Взамен проданных итальянцы тут же заложили "Джузеппе  Гарибальди"-IV (72), "Варезе"-III и "Франческе Ферруччио". Наконец в 1901 году, лихорадочно готовясь к войне с Чили из-за разногласий по поводу установления взаимных границ в Патагонии, Аргентина заказала в Италии еще два таких крейсера, "Рокко" и "Митре". Уже в процессе строительства их переименовали  в "Морено" и "Ривадавиа". Но и этим дело не кончилось: в 1904 году Япония перекупила их и снова переименовала. "Кассуга" и "Ниссин" вошли в состав японского флота перед самым началом русско-японской войны...
Броненосный крейсер "ДЖУЗЕППЕ ГАРИБАЛЬДИ", Италия, 1899 г.
Водоизмещение  - 7200  т,  мощность  - 13500  л. с,. скорость хода - 20 узл.  Длина между перпендикулярами - 105 м. ширина - 18,2, среднее углубление - 7.1 м. Дальность плавания - 10-узл. ходом - 9300 миль.  Бронирование: 6орт-152 мм, каземат-152 мм, башни - 152  мм,  палуба - 51  мм,  боевая рубка - 120  мм
Вооружение - 1 - 254-мм, 2 - 203-мм, 14 - 152-мм, 2 - 75-мм, 10 - 57-мм, 8 - 37-мм пушек. 4 минных аппарата. Всего построено 7.
        Вершиной итальянского броненосного крейсеростроения стали корабли следующей  серии - "Амальфи", "Пиза", "Сан Джорджио" и "Сан Марко" (73) Неся одинаковое вооружение - по четыре 254-мм и по восемь 192-мм орудий в двухорудииных башнях, -эти корабли по весу бортового залпа превосходили современные  им  английские и французские, уступая лишь последним американским броненосным крейсерам типа "Теннесси" - 1207 по сравнению с 1305 кг. Зато водоизмещение их было на 4 тыс. т меньше.
Броненосный   крейсер  "САН МАРКО", Италия. 1908 г.
Водоизмещение - 11  тыс.  т,  мощность - 23 тыс. л. с. скорость хода 23,5 узл. Длина между перпендикулярами - 131 м, ширина - 21 м, среднее  углубление-7.5 м.  Дальность плавания - 10-узл. ходом - 8000 миль.  Бронирование: борт - 200 им, башни –   главного калибра - 180 мм, башни среднего калибра - 160 мм,  палуба-50 мм,  боевая  рубка- 250 мм.
Вооружение: 4-254-мм, 8-192-мм, 20-76-мм, 2 - 47 мм пушек. Всего построено 4.
        Внешне два первых корабля этой серии отличались от двух последних: на первых машины располагались за тремя группами котлов, а на последних – между двумя, как на французских броненосцах. Поэтому первые два были трехтрубными, а последние два -четырехтрубными. "Сан Марко" стал первым  крупным  итальянским  кораблем, на котором установили четыре паровые турбины и четыре винта.

Next page
Back