Page 1

1    2

СОПЕРНИКИ ОЖИДАЕМЫЕ И НЕОЖИДАННЫЕ

КРЕЙСЕР  I  РАНГА  "АСКОЛЬД", РОССИЯ. 1900 г.
Крейсер I ранга  "Аскольд"  строился  в Германии по заказу России. Заложен в 1899-м, спущен в 1900-м, вступил в строй в 1902 году. Водоизмещение 5905 т, мощность 19 тыс. л. с., скорость хода 23 узла.  Длина между перпендикулярами 130 м, ширина  15,  среднее углубление  6  м.    Дальность   плавания 3140 миль. Бронирование: палуба 39-51 мм, рубка 152 мм.
Вооружение: 12-152-мм пушек, 12-75-мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
Находясь с первых дней  русско-японской войны  в  составе  порт-артурской эскадры, "Аскольд" участвовал во всех ее операциях;
вел артиллерийские бои с японскими кораблями. прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.  10  августа  1904  года вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в  неудавшемся  прорыве  во  Владивосток. Пробившись через неприятельский  флот на юг, "Аскольд" намеревался идти на север в одиночку, но ряд подводных  и  надводных пробоин вынудил командира интернироваться в Шанхае, где крейсер и простоял до конца войны.
В начале первой мировой войны "Аскольд", находившийся на Дальнем Востоке, вошел в состав союзной англо-французской  эскадры для действий  против  немецких  крейсеров. Позднее был направлен в Средиземное море. Здесь он неоднократно крейсировал у берегов Сирии,  участвовал  в  Дарданелльской операции.  После длительного  ремонта  во Франции с марта  1916 года  "Аскольд"  в нюне 1917 года прибыл  в  Мурманск  для охраны Кольской бухты.  В  1918 году был захвачен     английскими      интервентами. В 1921 году крейсер был выкуплен, но в таком состоянии, что его выгоднее  оказалось продать на слом, чем ремонтировать.

        На  долю  английских  подводников в годы первой мировой войны так и не выпало побед, сравнимых с успехом немецкого капитан-лейтенанта Веддигена, лодка которого U-9 меньше чем за месяц пустила на дно четыре крупных британских крейсера. И все же среди английских подводников  были  офицеры, не менее искусные  в  своем  деле. По стечению  обстоятельств  один из них,  капитан-лейтенант Хортон, как и Веддиген,  командовал  "девяткой" - подводной лодкой Е-9.
        Он открыл свой боевой счет несколькими днями раньше Веддигена: 13 сентября 1914 года близ Гельголанда одна из  выпущенных Е-9 торпед  угодила в возвращавшийся из дозора немецкий бронепалубный крейсер "Хела": тот не продержался  после атаки на воде и получаса. 6 октября  Хортон  поразил торпедой немецкий эсминец S-116, который переломился пополам и тут же исчез в волнах. Спустя пять дней по договоренности с русским командованием британское  адмиралтейство направило в Балтийское море три подводные лодки, в их числе "девятку". Успешно форсировав узкий, кишащий судами пролив Зунд, две из них благополучно дошли до Либавы. Позднее к ним присоединились еще две. А уже 21 июля 1915 года Хортон атаковал немецкий броненосный крейсер "Принц Адальберт" и нанес ему такие  повреждения,  что тот с трудом дошел до базы. Через несколько месяцев его добила Е-8. Наконец в ноябре 1915 года Хортон уничтожил "Ундину" - последний из бронепалубных крейсеров II ранга, на смену которым пришли  германские  легкие крейсеры дредноутской эпохи, доставившие  столько хлопот и неприятностей британскому флоту...
        К концу 80-х годов  традиционное морское соперничество между Англией и Францией находилось в полном разгаре. В то время как англичане в строительстве крейсерского  флота  делали упор на многочисленные  бронепалубные крейсеры,  способные рыскать во всех уголках земного шара, французы разрабатывали  броненосные, которые имели бы неоспоримое  превосходство при столкновении с английскими бронепалубными. С 1900 года англичане тоже начали лихорадочно строить броненосные крейсеры, способные противостоять  французским, и, таким  образом, крейсерские флоты обеих  держав  на протяжении всего периода продолжали оставаться как бы незримо нацеленными друг на друга. Это отразилось на соотношении броненосных и бронепалубных  крейсеров в составе каждого из флотов.
        В Англии, стремившейся господствовать на протяженных океанских коммуникациях, броненосные крейсеры составляли всего 25%  от общего числа кораблей этого класса (103 бронепалубных и 35 броненосных). Во Франции - в два раза больше-52% (21 бронепалубный и 23 броненосных).  Отсюда  видно, что французы уделяли сравнительно мало внимания  разработке  бронепалубных крейсеров. Их основные типы  сложились еще в предшествовавший период, и в 90-х годах  согласно французской классификации  они в зависимости от водоизмещения подразделялись на четыре группы: крейсеры I ранга - свыше  5500 т,  II ранга - 3700-4700 т, III ранга - 1800-3500 т и минные - 900-1400т.
        "Военно-морская бестолковщина", царившая во Франции в конце столетия, сохранилась и в 1890-1905 годах, и если в строительстве броненосных крейсеров видна какая-то планомерность, то этого совершенно нельзя сказать о крейсерах бронепалубных. Так, все четыре крейсера I ранга различались между  собой, тринадцать II ранга состояли из пяти отличающихся  друг от друга  групп, семь III ранга представляли собой четыре типа.
        В 1896 году, вдруг оставив постройку броненосных   крейсеров,   французы увлеклись бронепалубными I ранга. Первый из них - "Д'Антркасто"  (8123 т, 19,1 узл., 2 - 240мм и 12 - 140-мм орудий) - представлял  собой  нечто среднее между обоими типами. Совершенно лишенный поясной брони, он нес толстую броневую палубу (102-мм) и отлично защищенную артиллерию - башни главного калибра 247-мм, казематы 70-мм, боевая рубка 254-мм.  За ним в 1898 году сошли на воду "Гишен" и "Шаторено" (86), отличавшиеся от своего  предшественника  менее  сильным вооружением и бронированием и большей скоростью хода. Заключал серию "Жюрьен  де  ла  Гравьер"  (5692 т, 22,9 узл., 8 - 165-мм орудий). На этом увлечение палубными крейсерами I ранга кончилось, и французы снова стали строить броненосные.
БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР I РАНГА  "ШАТОРЕНО", Франция. 1898 г.
Водоизмещение 8025 т, мощность 24 тыс. л. с., скорость хода 24,2 узл. Длина между  перпендикулярами 133 м, ширина 17. среднее углубление 7.5 м. Бронирование:  палуба  76 мм, казематы 51 мм, рубка 155 мм.
Вооружение: 2-165-мм  пушки,  6-140-мм,   12-47-мм пушек, 2 торпедных  аппарата.  Всего  построено 2.
        Начало постройке крейсеров II ранга  в  1889  году  положил  "Алжир" (4122 т, 19,5 узл., 4 - 165-мм и 4 - 140-мм орудия). Близкими к нему, но все-таки отличающимися  были  "Жан Бар" и "Или". В 1893 году сходит на воду серия из трех палубных крейсеров: "Буге",  "Шасселу-Лоба"  и  "Фриан" (3772 т. 19 узл., 6 - 165-мм  и  4 - 100-мм орудия). За ними следуют три несколько более крупных по водоизмещению однотипных  крейсера - "Дю Шайла" (1895 г.), "Д'Ассас" и "Кассар" (1896 г.). Следующая серия - примерно  одинаковые  "Декарт",  "Паскаль" (87), "Проте" и "Каинье" (1894-1897 гг.).
БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР II РАНГА  "ПАСКАЛЬ",  Франция.  1895 г.
Водоизмещение 4920 т. мощность 8500 л. с., скорость хода 19 узл. Длина между перпендикулярами 96.5 м, ширина 12.9, среднее углубление 6,6 м. Бронирование: палуба 57-37 мм.
Вооружение: 4-165-мм пушки, 10-100-мм, 10-47-мм пушек, 2 торпедных аппарата. Всего построено 2.
        К крейсерам III ранга  чисто  формально  относились "Даву"  (3027 т, 20,5 узл., 6 - 165-мм пушек) и "Суше" (3427 т, 20 узл., 6 - 165-мм  и  4 - 100-мм орудия): не входя во II ранг вследствие недостаточного водоизмещения, они, по сути дела, были прототипами "Буге". Настоящими же крейсерами III ранга считались: "Линуа",  "Лавуазье" и "Галилей" (2137 т, 20 узл.,4- 140-мм и 2 - 100-мм орудия) и "Инферне" и "Д'Эстре"  (2460 т, 21 узл., 2 - 140-мм и 4 - 100-мм орудия). Но, как мы знаем, всем этим кораблям не довелось топить английские суда и сражаться с английскими крейсерами. К началу XX века у Англии на европейской арене  появился более грозный,  чем Франция, соперник.
        В 1880 году главный инженер американского флота Дж. Кинг,  изучавший состояние военно-морских флотов европейских стран, писал: "Дружественно настроенные к немцам народы смотрели на растущую морскую мощь Германии не без преклонения перед  старательными и деловитыми усилиями этой практической нации занять на море такое же положение, какое она занимает на суше". Но, увы, сухопутные генералы, назначаемые обычно морскими министрами  Германии, не имели ясного представления о том, к решению какой задачи им следует готовить флот. Каприви, сменивший Штоша в 1883 году, был убежден, что вот-вот  разразится война между Германией, с одной стороны, и Россией и Францией - с другой. Он считал, что  в  этой ситуации флот окажется  даже  вредным, ибо средства, затраченные на его строительство, будут отниматься у армии, ослабляя ее. Могучий флот, считал Каприви, понадобится Германии лишь после того,  как будут разгромлены Россия и Франция и единственным противником останется Англия.

Next page
Back