Page 1

1    2

"МЫ САЛЮТОВАЛИ ЭТИМ ГЕРОЯМ..."

КРЕЙСЕР  I  РАНГА  "ВАРЯГ", Россия, 1899 г.
Крейсер I ранга "Варяг" строился в США по заказу России. Заложен в 1898 году. спущен в 1899-м. вступил в строй  в 1901 году. Водоизмещение 6500 т, мощность 20000 л. с., скорость хода 23 узла.  Длина между перпендикулярами 127,9 м, ширина 15,8 м, среднее углубление 6,9 м.   Дальность плавания 5000 миль. Бронирование: палуба 38-76 мм, боевая  рубка  75  мм.
Вооружение:  12- 152-мм, 12-75-мм,  8-47-мм,  2 - 37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
После боя с японской эскадрой 9 февраля 1904 года был затоплен на рейде Чемульпо. После русско-японской войны поднят  и зачислен в списки японского флота под названием "Сойя". В 1916 году был выкуплен у Японии и под прежним названием включен в списки русского флота. После революции, в 1918 году, захвачен англичанами и погиб при буксировке во время шторма в Ирландском море.
Фото: Крейсер "Варяг", 1904 год.

        В ночь с 8 на 9 февраля 1904  года, когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских  миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина. В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские  войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие  под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец"...
        Утром 9 февраля командиры  находившихся в Чемульпо  французского крейсера  "Паскаль",   английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки  "Виксбург" получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о  предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на  борту  "Тэлбота" командиру "Варяга"  капитану  I ранга В. Рудневу вручили ультиматум  японцев: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня, или они будут атакованы на рейде.
        В 11.10 на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх,  с якоря сниматься!" - и через  десять минут "Варяг" и "Кореец" дали ход.   При медленном прохождении мимо английского,  французского  итальянского крейсеров  музыканты "Варяга" исполняли  соответствующие  национальные гимны. В ответ с иностранных  кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна. "Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на  верную смерть!" - писал  потом   командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.
        И действительно,  невозможно было сомневаться в исходе этого боя.  Русскому бронепалубному  крейсеру   и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили  пятнадцать  боевых единиц: броненосный крейсер "Азама" (76), бронепалубные  крейсеры "Нанива" (40), "Такачио", "Чийода" (41), "Акаси", "Нийтака", посыльное судно "Чихайя"  и  восемь  миноносцев.  Против русских  двух 203-мм   и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных  аппарата - более чем тройное превосходство!
        Японцы поджидали "Варяга" и "Корейца" в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами.  В 11.45 "Азама" с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия "Варяга", и закипел беспощадный артиллерийский  бой, продолжавшийся ровно час. 405 снарядов  выпустил за этот час русский крейсер, нанеся тяжкие повреждения "Азаме"  и "Такачио". Но какой  ценой  достался урон, нанесенный врагу!
        "Я никогда не забуду потрясающего зрелища,  представившегося  мне,  - вспоминал капитан Сенес, поднявшийся на борт "Варяга"   сразу   после боя, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения".
        Из двенадцати 152-мм орудий осталось только   два, а   из двенадцати 75-мм - пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина - 45%. О продолжении боя не могло быть речи. Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить  раненых  и команду  на  иностранных кораблях, а "Варяга" и "Корейца" уничтожить...
        Так  закончился   знаменитый   бой "Варяга" - крейсера, судьба которого оказалась драматически связанной   с судьбами русских, японских и американских крейсеров.
        Большое внимание, уделенное японскими моряками быстроходным бронепалубным крейсерам, полностью  оправдало себя в 1894 году. В сражении при Ялу (см. "М-К". № 8, 1978 г.) адмирал Ито отказался использовать  их в общей кильватерной колонне главных сил эскадры, как это делалось в европейских флотах. Решающую роль в сражении сыграл самостоятельно маневрировавший "летучий отряд" из бронепалубных крейсеров "Нанива", "Такачио", "Иошино" и "Акицуцу", который  способствовал  быстрому  окружению  и разгрому китайских кораблей. К началу  японо-китайской  войны  "Нанива" и "Такачио" (см. "М-К", № 7, 1978 г.) отплавали уже по десять лет, зато два других, спущенных на воду в 1892 году, только что   вступили  в строй. И если "Иошино"  (4216 т, 22,5  узла, 4-152-мм, 8 - 119-мм и 22 - 47-мм орудий) строился, подобно двум предшествовавшим крейсерам, в Англии, то "Акицуцу" (3150   т,   19 узлов, 4 - 152-мм, 6 - 119-мм и 8 - 47-мм орудий) был вторым после  "Хашидате" (42) бронированным кораблем,  сооруженным на японских верфях.
        Эти  корабли   произвели  большое впечатление в военно-морских кругах. Всех интересовало, как удалось   при сравнительно небольшом водоизмещении получить столь высокие скорости хода и разместить  такое  множество орудий. Выяснилось, что, стремясь достичь  максимальной  ударной  мощи, японцы  пошли на резкое ухудшение условий обитания экипажей и даже на снижение принятых в мировом кораблестроении запасов прочности.
        Большой успех "летучего отряда"  в сражении при Ялу побудил  японцев еще активнее развивать бронепалубные крейсеры, которые в зависимости  от водоизмещения стали  подразделяться на крейсеры II - свыше 4000 т - и III рангов - 2500-3500  т  водоизмещения.
        Следуя своей прежней политике  - как можно быстрее наращивать  силы флота, японское правительство сосредоточивает все усилия  на  постройке небольших и простых крейсеров III ранга. Так, сразу же после  японо-китайской войны - в 1895 и в 1897 годах -  на верфи в Иокосуке сходят на воду: "Сума" и "Акаси" (2800  т, 20 узлов, 2 - 152-мм, 6 - 119-мм и 12-47-мм орудий). За ними в 1902 году следуют "Цусима" (91) и "Нийтака". Последним становится   спущенный   в 1903 году "Отава" (3000 т, 21 узел, 2 - 152-мм, 6 - 119-мм и 4  -75-мм орудия). Одновременно заказывается за  границей множество  современных  кораблей. Судостроители почти всех  крупных морских держав   того  времени внесли свой вклад в создание  флота империалистической Японии. Эскадренные броненосцы, броненосные и бронепалубные  крейсеры   и миноносцы строились для нее на верфях Англии, Франции, Германии,  Италии. В самом конце XIX века настала очередь США принять участие в становлении  японского флота: в 1893 году в Сан-Франциско и Филадельфии сошли на воду бронепалубные   крейсеры   II  ранга "Читозе" и "Касаги".
Бронепалубный крейсер III ранга "Цусима", Япония. 1902 г.
Водоизмещение 3120 т. мощность 9500 л. с., скорость хода 20 узл. Длина между перпендикулярами 102 м. ширина 13,4 м, среднее углубление 5 м. Бронирование: палуба 64 им, боевая  рубка  102 мм.   Вооружение:  6— 152-мм,  10—75-мм, 4—2,5-фунтовые  пушки. Всего построено - 2.
        Желание моряков Страны  восходящего солнца получить несколько легких крейсеров именно  из США   не было случайным.   Одним  из уроков сражения при Ялу в отношении бронепалубных крейсеров заключался в том, что следовало усилить их бронирование и артиллерийскую мощь. А именно этими качествами и отличались американские крейсеры 80-х годов. При водоизмещении 4-5 тыс. т они несли 203-мм орудия главного калибра и броневую палубу толщиной 102 и даже 152 мм.

Next page
Back