"МЫ САЛЮТОВАЛИ ЭТИМ ГЕРОЯМ..."
КРЕЙСЕР I РАНГА "ВАРЯГ", Россия,
1899 г.
Крейсер I ранга "Варяг" строился в США по заказу России. Заложен
в 1898 году. спущен в 1899-м. вступил в строй в 1901 году. Водоизмещение
6500 т, мощность 20000 л. с., скорость хода 23 узла. Длина между
перпендикулярами 127,9 м, ширина 15,8 м, среднее углубление 6,9 м.
Дальность плавания 5000 миль. Бронирование: палуба 38-76 мм, боевая
рубка 75 мм.
Вооружение: 12- 152-мм, 12-75-мм, 8-47-мм, 2 -
37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
После боя с японской эскадрой 9 февраля 1904 года был затоплен на
рейде Чемульпо. После русско-японской войны поднят и зачислен в списки
японского флота под названием "Сойя". В 1916 году был выкуплен у Японии
и под прежним названием включен в списки русского флота. После революции,
в 1918 году, захвачен англичанами и погиб при буксировке во время шторма
в Ирландском море.
Фото: Крейсер "Варяг", 1904 год.
В ночь с 8 на 9 февраля 1904
года, когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских
прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских
миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась
напряженная тишина. В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую
пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных
кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под
прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер "Варяг" и канонерскую
лодку "Кореец"...
Утром 9 февраля командиры
находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль",
английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки
"Виксбург" получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем
нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на борту
"Тэлбота" командиру "Варяга" капитану I ранга В. Рудневу вручили
ультиматум японцев: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня,
или они будут атакованы на рейде.
В 11.10 на русских кораблях
прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через
десять минут "Варяг" и "Кореец" дали ход. При медленном прохождении
мимо английского, французского итальянского крейсеров
музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны.
В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во
фрунт команды, неслись звуки русского гимна. "Мы салютовали этим героям,
шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом
командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.
И действительно, невозможно
было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному
крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили
пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер "Азама" (76), бронепалубные
крейсеры "Нанива" (40), "Такачио", "Чийода" (41), "Акаси", "Нийтака", посыльное
судно "Чихайя" и восемь миноносцев. Против русских
двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов
готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок
три торпедных аппарата - более чем тройное превосходство!
Японцы поджидали "Варяга"
и "Корейца" в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами.
В 11.45 "Азама" с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели
орудия "Варяга", и закипел беспощадный артиллерийский бой, продолжавшийся
ровно час. 405 снарядов выпустил за этот час русский крейсер, нанеся
тяжкие повреждения "Азаме" и "Такачио". Но какой ценой
достался урон, нанесенный врагу!
"Я никогда не забуду потрясающего
зрелища, представившегося мне, - вспоминал капитан Сенес,
поднявшийся на борт "Варяга" сразу после боя, -
палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло
разрушения".
Из двенадцати 152-мм орудий
осталось только два, а из двенадцати 75-мм - пять,
все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава
команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина - 45%. О
продолжении боя не могло быть речи. Соглашаясь с мнением военного совета,
Руднев приказал разместить раненых и команду на
иностранных кораблях, а "Варяга" и "Корейца" уничтожить...
Так закончился
знаменитый бой "Варяга" - крейсера, судьба которого оказалась
драматически связанной с судьбами русских, японских и американских
крейсеров.
Большое внимание, уделенное
японскими моряками быстроходным бронепалубным крейсерам, полностью
оправдало себя в 1894 году. В сражении при Ялу (см.
"М-К". № 8, 1978 г.) адмирал Ито отказался использовать их
в общей кильватерной колонне главных сил эскадры, как это делалось в европейских
флотах. Решающую роль в сражении сыграл самостоятельно маневрировавший
"летучий отряд" из бронепалубных крейсеров "Нанива", "Такачио", "Иошино"
и "Акицуцу", который способствовал быстрому окружению
и разгрому китайских кораблей. К началу японо-китайской войны
"Нанива" и "Такачио" (см. "М-К", №
7, 1978 г.) отплавали уже по десять лет, зато два других, спущенных
на воду в 1892 году, только что вступили в строй. И если
"Иошино" (4216 т, 22,5 узла, 4-152-мм, 8 - 119-мм и 22 - 47-мм
орудий) строился, подобно двум предшествовавшим крейсерам, в Англии, то
"Акицуцу" (3150 т, 19 узлов, 4 - 152-мм, 6 - 119-мм
и 8 - 47-мм орудий) был вторым после "Хашидате" (42) бронированным
кораблем, сооруженным на японских верфях.
Эти корабли
произвели большое впечатление в военно-морских кругах. Всех интересовало,
как удалось при сравнительно небольшом водоизмещении получить
столь высокие скорости хода и разместить такое множество орудий.
Выяснилось, что, стремясь достичь максимальной ударной
мощи, японцы пошли на резкое ухудшение условий обитания экипажей
и даже на снижение принятых в мировом кораблестроении запасов прочности.
Большой успех "летучего
отряда" в сражении при Ялу побудил японцев еще активнее развивать
бронепалубные крейсеры, которые в зависимости от водоизмещения стали
подразделяться на крейсеры II - свыше 4000 т - и III рангов - 2500-3500
т водоизмещения.
Следуя своей прежней политике
- как можно быстрее наращивать силы флота, японское правительство
сосредоточивает все усилия на постройке небольших и простых
крейсеров III ранга. Так, сразу же после японо-китайской войны -
в 1895 и в 1897 годах - на верфи в Иокосуке сходят на воду: "Сума"
и "Акаси" (2800 т, 20 узлов, 2 - 152-мм, 6 - 119-мм и 12-47-мм орудий).
За ними в 1902 году следуют "Цусима" (91) и "Нийтака". Последним становится
спущенный в 1903 году "Отава" (3000 т, 21 узел, 2 - 152-мм,
6 - 119-мм и 4 -75-мм орудия). Одновременно заказывается за
границей множество современных кораблей. Судостроители почти
всех крупных морских держав того времени внесли
свой вклад в создание флота империалистической Японии. Эскадренные
броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсеры и миноносцы
строились для нее на верфях Англии, Франции, Германии, Италии. В
самом конце XIX века настала очередь США принять участие в становлении
японского флота: в 1893 году в Сан-Франциско и Филадельфии сошли на воду
бронепалубные крейсеры II ранга "Читозе"
и "Касаги".
Бронепалубный крейсер III ранга "Цусима",
Япония. 1902 г.
Водоизмещение 3120 т. мощность 9500 л. с., скорость хода 20 узл.
Длина между перпендикулярами 102 м. ширина 13,4 м, среднее углубление 5
м. Бронирование: палуба 64 им, боевая рубка 102 мм.
Вооружение: 6— 152-мм, 10—75-мм, 4—2,5-фунтовые пушки.
Всего построено - 2.
Желание моряков Страны
восходящего солнца получить несколько легких крейсеров именно из
США не было случайным. Одним из уроков сражения
при Ялу в отношении бронепалубных крейсеров заключался в том, что следовало
усилить их бронирование и артиллерийскую мощь. А именно этими качествами
и отличались американские крейсеры 80-х годов. При водоизмещении 4-5 тыс.
т они несли 203-мм орудия главного калибра и броневую палубу толщиной 102
и даже 152 мм.