Page 1

1    2

НАКАНУНЕ БРОНЕНОСНОЙ ЭРЫ

        В прошлом столетии  корреспондент русского   еженедельника   „Неделя„ П. Тверской, долгое время живший в США, писал, что его всегда удивляла симпатия, с которой американский народ относится к русскому. Не вопрос, в чем же причины, ему неизменно отвечали: американцы помнят о том, что в 1863 году, в критический момент американской истории,  когда  Англия  и Франция готовы были признать независимость  восставших  рабовладельческих южных штатов,  именно  Россия прислала сильные крейсерские эскадры в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Их появление сделало  подобный  политический шаг невозможным.
        Что же за эскадры  сыграли  столь важную роль в истории США? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся ко временам более ранним...
        Поначалу казалось, что боевой опыт Крымской войны не внес ничего принципиально нового  в  те  тенденций, в которые  господствовали  в  кораблестроении накануне войны. Правда, теперь уже всем стало ясно, что настала эпоха пара. Но это никого не застало врасплох: кораблестроительные программы ведущих морских держав продолжали развиваться в привычных направлениях. Как и прежде, заказывались линейные корабли, фрегаты, корветы, клиперы и шлюпы, только к ним добавлялись слова: паровой, винтовой...
        И тем не менее серьезные, хотя и ясно не осознанные перемены боевой опыт все-таки внес. Диктовались они прежде всего  существенным  усовершенствованием артиллерии. Мощь залпа новых бомбических орудий, разрушающих цель  не столько   кинетической энергией  ядер,  сколько  действием взрывов, стала многократно превосходить возможности прежних пушек. Несколько орудий могли буквально разнести в щепы любой деревянный корабль, что, к примеру, сделала русская эскадра в Синопе. Поэтому после войны в морских кругах укоренилось мнение: большой  фрегат  с орудиями самого крупного калибра и с самой мощной машиной способен одержать верх над любым линейным кораблем. И в первое послевоенное пятилетие ведущие морские державы лихорадочно строят именно такие фрегаты.
        Не избежала этого увлечения и Россия. В 1858 году по русскому заказу в Нью-Йорке из белого живого дуба и смолистой сосны был построен 70-пушечный фрегат "Генерал-адмирал"   с машиной мощностью 800 номинальных л. с., что позволило ему развивать скорость 12 узлов. Переходом  из Нью-Йорка в Кронштадт в 1859 год и последующими заграничными плаваниями этот фрегат стяжал себе славу лучшего парового и парусного корабля не только в русском, но и во всех других флотах.
        Годом раньше в Кронштадт пришел фрегат "Светлана", построенный   во Франции из дуба, тика, красного дерева и сосны. Имея машину в 450 л. с., "Светлана" под парами развивала ход в 10,5 узла и оказалась отличным мореходным кораблем, совершившим за более чем 30 лет службы множество дальних походов.
        Фрегаты нового типа строились и на отечественных верфях. Это были 45-пу-шечный “Ослябя",  51-пушечный "Пересвет" и 57-пушечный "Олег", спущенные на воду в 1860 году. Вслед за ними сошли на воду два однотипных 51-пушечных фрегата:  "Дмитрий Донской" и "Александр Невский". Одновременно велась весьма интенсивная  постройка легкого крейсерного флота - корветов и клиперов.
"АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ". Россия, 1861 г.
Винтовой фрегат "Александр Невский". строился в Петербурге на Охте из дуба,  лиственницы  и  сосны.  Заложен 19 декабря 1859 года, спущен на воду 19 сентября 1861 года.
Водоизмещение 4562 т, номинальная мощность 800 л. с.. скорость хода под парами 11 узл.  Длина между перпендикулярами 83 м, ширина 15,3, среднее углубление 6,9 м. Вооружение: 51 орудие.
Всего было построено два  таких корабля: "Александр Невский" и "Дмитрий Донской". В составе эскадры адмирала Лесовского "Александр Невский" в 1863 году ходил к берегам Северной Америки. Совершил несколько практических плаваний и, как и однотипный с ним "Дмитрий Донской", часто показывал русский флаг на морских и океанских путях. Погиб 13 сентября 1868 года в проливе Скагеррак.
        После Крымской войны строительство военных  кораблей  на Черном море приостановилось. В 1857 году в Николаеве были заложены лишь три 9-пушечных винтовых   корвета:  "Сокол", "Ястреб" и "Кречет", а в 1863-м  "Львица" и "Память Меркурия". Зато на Балтике и на севере  крейсерский  флот создавался очень интенсивно. Так, из шести   винтовых   корветов   только один - 16-пушечный "Баян" - был заказан во Франции, остальные же: "Калевала", "Богатырь", "Варяг", "Витязь" (6) и "Аскольд" - сошли со стапелей в России. Из этих корветов особенно
интересен "Аскольд" - по признанию, самый красивый корабль того времени.
Корвет "Витязь" (с 1882 г. "Скобелев"), Россия, 1862 г.
Водоизмещение 2248 т, номинальная мощность 360 л. с., скорость  под парами 10 узл.  Длина между перпендикулярами 68 м, ширина 12, среднее углубление 5,5 м.  Вооружение: 9 орудий.
Всего построено пять: "Витязь", "Калевала", "Богатырь", "Варяг", "Аскольд". Еще один - 16-пушечный "Баян" - строился во Франции.
        В течение 1860-1862 годов в строй флота вступили семь клиперов: "Гайдамак", сошедший со стапелей в Англии, остальные:  "Абрек",  "Всадник", "Жемчуг" (7), "Изумруд" и "Алмаз" - на русских верфях.
Клипер "Жемчуг", Россия, 1861 г.
Водоизмещение  1585  т, номинальная мощность 3!0 л. с., скорость под парами 11-13 узл. Длина между  перпендикулярами 76,3 м, ширима 9,4, среднее углубление 4,4 м. Вооружение: 6 орудий.
Всего построено шесть: "Жемчуг", "Абрек",   "Всадник",  "Изумруд", "Яхонт", "Алмаз". Еще один клипер - "Гайдамак" - был построен в Англии.
        Едва завершилось строительство этого многочисленного и могущественного крейсерского флота, как ему довелось продемонстрировать свои высокие качества и боевую готовность. В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание против царизма. Воспользовавшись им как поводом, Англия и Франция вознамерились ослабить Россию и заставить ее признать независимость Польши.   Вот тогда-то адмирал Н. Краббе и предложил свой план...
        Занимая враждебную позицию по отношению к России, Англия одновременно поддерживала восставшие рабовладельческие южные штаты. Этим-то и решила воспользоваться русская дипломатия, направив в Нью-Йорк и Сан-Франциско две крейсерские эскадры, которые должны были продемонстрировать Англии "готовность России поддержать  демократические  Соединенные Штаты Севера в их борьбе с рабовладельческими  южными штатами". В Тихоокеанскую эскадру под командованием контр-адмирала Андрея Попова вошли корветы "Богатырь". "Рында" и "Новик" и клиперы "Абрек" и "Гайдамак". Атлантическая эскадра состояла из фрегатов  "Александр Невский", "Ослябя" и "Пересвет", корветов "Варяг" и "Витязь" и клипера "Алмаз".
        Командующий 2-й эскадрой контр-адмирал С. Лесовский, собрав командиров, изложил план кампании. Главная задача крейсеров - избегать встречи с боевыми  кораблями  противника   и "бить" его в самое больное и чувствительное место - парализовать торговлю. Весь Атлантический океан разделили на районы, в каждом из которых действовал одинокий русский крейсер, "имея только одного союзника - беспредельность океана, плавая по которому не оставляешь эа собой следа". Инструкция предписывала двигаться в Нью-Йорк скрытно, узнавая о положении международных дел от встречных американских  судов.  Если бы война  была объявлена, следовало переменить курс и идти в назначенный для крейсерства район океана.
        Появление русской эскадры в Нью-Йорке произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Тогда еще не существовал подводный телеграф, и весть достигла Англии по почте, поразив англичан как своей неожиданностью, так и сведениями о количестве русских кораблей. Уж если   одна "Алабама" - знаменитый крейсер  южан, нанесший огромный урон морской торговле северных штатов, - потребовала 15 боевых кораблей для погони, то какой же вред английской торговле могли бы в случае войны  нанести  10 русских "Алабам"?  Английские   коммерсанты призадумались... Газеты быстро переменили тон, коммерческие и промышленные корпорации стали слать в адрес английского правительства петиции о том, что честь Англии ничем не затронута и ей нет смысла вмешиваться во внутренние дела  России.  Так   одна только угроза крейсерской войны заставила Англию изменить позицию.

Next page
Back