Page 1

1    2

КРЕЙСЕРЫ РЕВОЛЮЦИИ

БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР  "ОЧАКОВ", РОССИЯ, 1902 г.
Бронепалубный  крейсер  "0чаков"  строился в Севастополе на Казенной верфи корабельным инженером Н. Янковским. Заложен в 1901 году, спущен  на  воду  1  октября 1902 года. вступил в строй в 1907 году.
Водоизмещение 6645 т, мощность 19500 л. с., скорость хода 23 узл.  Длина  наибольшая 134 м, ширина 16.6. среднее углубление 6.3 м. Дальность плавания 10-уэл. ходом 5320 миль. Бронирование: палуба 35-79 мм, боевая рубка 140 мм, башни  127,  казематы  35- 79 мм. Вооружение: 12 - 152-мм, 12 - 75 мм, 8 - 47-мм, 2 - 37-мм орудий, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.
Всего построено четыре: "Богатырь" (строился в Германии), "0лег", "Очаков"  и "Кагул".
"Богатырь" и "0лег" участвовали в русско-японской и первой мировой войнах. В течение 1914-1915 годов они совместно с другими  русскими  крейсерами  выставили  ряд минных заграждений, на которых подорвались немецкие крейсеры "Аугс6ург" и "Данцнг". После революции оба крейсера в составе  Действующего  отряда   Балтийского флота защищали завоевания Октября. Атакованный катерами  британских  интервентов, "Олег" погиб в ночь на 18 июня 1919 года у Толбухина маяка. "Богатырь" же пошел на слом в 1922 году.
Черноморские крейсеры  "Кагул"  (бывший "0чаков")  и "Память Меркурия"  (бывший "Кагул")  несли большую боевую  нагрузку на протяжении всей империалистической войны: в составе Черноморского флота они охотилнсь за немецкими крейсерами "Гебен" и "Бреслау", обстреливали турецкое побережье, ходили  в  разведки,  прикрывали  минные постановки и сами ставили минные заграждения, топили турецкие торговые суда. После революции "Кагул", переименованный в "Генерала Корнилова" был уведем врангелевцами в Бизерту. Более  счастливо  сложилась судьба "Памяти Меркурия". Этот крейсер - подшефный корабль  комсомола  -  1 мая 1923 года после капитального ремонта вступил в строй под новым названием "Коминтерн". За введение в строй первого советского крейсера на Черном море коллектив Севастопольского морского завода был  награжден орденом Трудового Красного Знамени,  а  комсомольская  организация  завода удостоена Красного знамени обкома РКСМ. Крейсер-ветеран участвовал в первых сражениях Великой Отечественной войны  и был исключен из списков флота в 1942 году.

        В этом номере завершается рассказ о крейсерах периода  1890-1905  годов,  вошедшего в историю кораблестроения как эпоха отработки прототипов. Его характерной особенностью было то,  что все  морские  державы главное внимание сосредоточили  на  кораблях, составлявших костяк боевых эскадр. На эскадренных броненосцах и броненосных крейсерах.  Поэтому во флотах таких государств  малые  и  средние  бронепалубные крейсеры были весьма немногочисленны. Особенно мал был процент таких крейсеров во флотах  Австро-Венгрии и  Италии, соперничавших на Средиземном море.
        В 1890-1905 годах  в строй  австро-венгерского флота вступило  всего  пять  легких бронепалубных крейсеров: однотипные "Кайзерина   Елизавета"   и   "Кайзер   Франц-Иосиф"-I  (4064 т. 20 узл.. 2 - 240 мм и 6 - 150-мм орудий) и три  крейсера  типа "Зента" (96). Что касается Италии, то она успешно развивала тип малого  минного  м артиллерийского  крейсера,  предназначенного для действия на ограниченные морских театрах  - "Триполи", "Монтебелло", "Ириде", "Партенопе", "Урания",,  "Аретуза",  "Минерва"  и "Капрера".  При  водоизмещении около 850 т  развивали  19-21 узл  н несли одно-два  120-мм  и по  нескольку 37-57-мм орудий и торпедных аппаратов. В 1899 году на базе этих кораблей создали более крупные "Агордат"  и  "Коатит"  (1313 т.  22- 23 узл., 12 - 76-мм орудий). Но наиболее значительной  серией  легких  бронепалубных крейсеров, созданных на основе эльзвнкского "Пьемонта"  (38).  стали  крейсеры   типа "Ломбардия"  (97) - "Ломбардния", "Этрурия", "Умбрия",  "Лигурия", "Эльба", "Калабрия" и "Пулья".
        Самостоятельный тип легкого крейсера был разработан в Голландии. Создав в 1892 году крейсер "Кенигин Вильгелмина  дер Нидерланден" (4700 т, 16 узл.. 1 - 280-мм. 1 - 208-мм.  2 - 173-мм  н  несколько  75-37-мм орудий), голландцы разработали серию  из шести  бронепалубных  крейсеров  типа  "Зеландия" (98). После заказанного  в Англии крейсера "Реина  Регенте"  (39)  приступила к их  самостоятельной  постройке  Испания. В 1892 году на воду  спустили  "Лепанто" 5000  т. 20  узл..  4 - 200-мм. 6 - 119-мм и несколько 37—57-мм орудий), а в 1900-м - "Эстремадура" (2030 т. 20 узл.. 8 - 102-мм и  несколько 37-57-  и 75-мм орудий).  Самым совершенным из бронепалубных  крейсеров, построенных в этот период на испанских верфях, стал крейсер "Реина Регенте"- II (99).
        Большинство  же  второстепенных  флотов Европы, Азии н Латинской Америки продолжали  заказывать  бронепалубные  крейсера фирмам Германии, Франции и Англии. Особенно большое количество заказов получала фирма Армстронга, имевшая благодаря этому  возможность совершенствовать  эльзвикские крейсеры, продаваемые ею в Португалию, Чили, Бразилию и Аргентину. Все три аргентинских  6ронепалубные  крейсера  - "Винтецинко ди Майо",  "Нуэве де Джулио" и  "Буэнос-Айрес"  (100)  были  построены именно в Эльзвике.
БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР "ЗЕНТА", АВСТРО-ВЕНГРИЯ, 1897 г.
Водоизмещение 2300 т, мощность 7 тыс. л с . скорость хода 20 узл. Длина между перпендикулярами 92.5 м. ширина 12. среднее углубление  4,32  м.  Бронирование:  палуба  44,5-51 мм, боевая рубка 51 мм.  Вооружение: 8-119-мм, 8-47-мм, 1 пулемет, 2 торпедных аппарата. Всего построено три  причем  "Жигетвар"  и "Асперн"  имеют водоизмещение 2437 т и длину 95,5 м.
БРОНЕПАЛУБНЫЙ  КРЕЙСЕР  "ЛОМБАРДИЯ", ИТАЛИЯ, 1890 г.
Водоизмещение 2389 т. мощность 7441 л с . скорость хода 17 узл. Длина между перпендикулярами 80 м, ширина 12, среднее углубление 4,9 м. Бронирование: палуба – 25-51 мм. Вооружение: 6 - 119-мм, 8 - 57-мм, 2 - 37-мм орудия.  Всего построено шесть различного водоизмещения и с разным вооружением.
БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР "ЗЕЛАНДИЯ", ГОЛЛАНДИЯ, 1896 г.
Водоизмещение 3900 т. мощность 10583 л. с., скорость хода 19.4 узл. Длина между перпендикулярами 90 м. ширина 14.8. среднее углубление   5.35  м.   Дальность   плавания 2200 миль. Бронирование: палуба 51 мм, башни 152 мм. казематы и боевая рубка 102 мм. Вооружение: 2 - 150-мм, 4 - 47-мм, 4 - 75-мм,  8  -  37-мм  орудий,  4  пулемета, 4  торпедных  аппарата.  Всего   построено шесть:  "3еландия",  "Голландия"  и  "Фрисландия" - 3900 т  и  "Утрехт",  "Гельдерланд" и "Ноорд Брабанти" - 4033 т.
БРОНЕПАЛУБНЫЙ КРЕЙСЕР "РЕИНА РЕГЕНТЕ"-II , ИСПАНИЯ, 1906 г.
Водоизмещение 5872 т. мощность 6500 л. с., скорость хода 20 узл. Длима между перпендикулярами 103 м, ширина 16, среднее углубление  6,1  м.   Бронирование:   палуба 82.5мм. Вооружение: 10  - 140-мм,  12  - 57-мм, 2 - 37-мм пушки, 3 торпедных аппарата.
БРОНЕПАЛУБНЫЙ  КРЕЙСЕР  "БУЭНОС АЙРЕС"-II, АРГЕНТИНА, 1895 г.
Строился в Англии. Водоизмещение 4500 т, мощность 18000 л. с.. скорость хода 24 узл.. дальность плавания 10 тыс. миль. Бронирование: палуба 37-51 мм, боевая  рубка  - 152 мм. Вооружение: 2 - 203-мм, 4 - 152-мм, 6 - 119-мм. 4 - 57 мм, 16 - 47-мм орудия, 6 пулеметов, 5 торпедных аппаратов.

        "Мы в Балаклаве  услыхали  первые звуки канонады часа в три-четыре пополудни. Сначала думали,  что это - салют... Но выстрелов  было слишком много, более сорока. К тому же показались первые извозчики  из  Севастополя с колясками, наполненными людьми, одуревшими от ужаса. Говорили, и бестолково, что на "Очакове"  пожар, что  несколько судов потоплено,  что из морских казарм стреляют из пулеметов". Так писал  о  севастопольских событиях в ноябре 1905 года А. Куприн.
        В Севастополе писатель  стал свидетелем кровавой расправы царского адмирала Чухнина над восставшими черноморскими матросами. "С Приморского бульвара - вид на узкую и длинную бухту...  Посредине бухты огромный костер, от которого слепнут глаза и вода кажется черной,  как чернила. Три четверти гигантского крейсера - сплошное пламя. Остается целым только кусочек корабельного носа... Когда пламя пожара вспыхивает ярче, мы видим,  как  на бронированной  башне крейсера, на круглом высоком балкончике, вдруг выделяются маленькие человеческие  фигуры. До них полторы  версты,  но  глаз   видит  их  ясно... И вдруг стало  тихо, до ужаса  тихо. Тогда мы услышали,  что оттуда среди мрака и тишины ночи несется протяжный высокий крик:
- Бра-а-тцы!..
И еще, и еще раз. Вспыхивали снопы пламени, и мы опять видели четкие фигуры людей. Стала лопаться раскаленная броня с ее стальными заклепками. Это было похоже на ряд частых выстрелов... Больше криков уже не было, хотя мы еще видели людей на носу  и на башне.  Тут в толпе  многое узналось. О том, что в начале пожара предлагали "Очакову" шлюпки, но что матросы отказались. О том, что по катеру с ранеными, отвалившему от "Очакова", стреляли картечью, что бросавшихся вплавь  расстреливали  пулеметами".
        Так трагически закончилось одно из матросских восстаний, которые сотрясали русский флот в первое десятилетие XX века, когда впервые в истории России в единый революционный поток стали  сливаться  рабочее  движение, крестьянские восстания,  восстания  в армии и на флоте. Необычайно участившиеся вооруженные выступления матросов и солдат после 1905 года,  конечно, не были случайностью. Великий стратег революции В. И. Ленин в числе необходимых условий для возникновения в стране революционной ситуации называл  наличие  общенационального кризиса, затрагивающего как эксплуатируемые массы, так и эксплуататорские классы. Кризис в России в начале столетия вызвала русско-японская война...
        Как мы уже говорили, соперничество с англичанами  на протяжении многих десятилетий было  традиционным  для русского крейсеростроения. Оно продолжало влиять на постройку русских крейсеров и в первое пятилетие  рассматриваемого   периода   -  1890-1695 годы.  Стремясь  иметь  высокобортный мореходный крейсер с мощным артиллерийским вооружением, хорошим бронированием и большой дальностью плавания, способный  действовать на морских коммуникациях  Британской  империи,  русские  кораблестроители  создали    по  программе 1881 года ряд самобытных броненосных крейсеров русского  типа - "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов" и "Память Азова" (см. "М-К",  1978.  № 4, 9 и 11).
        Период обострения англо-русских отношений   из-за   Памира  в  начале 1890-х годов совпал с постройкой трех крупных  броненосных  крейсеров-рейдеров, водоизмещением свыше 10 тыс. т - то были "Рюрик", "Россия"  и "Громобой" (см. вкладки "М-К", 1978, № 12 и 1979, № 1). На постройку "Рюрика" англичане ответили бронепалубными крейсерами 1 ранга "Террибл" и "Пауэрфул" (53),  а  на  "Россию"  и "Громобой" - несколькими последовательными сериями броненосных крейсеров, начало которым положили крейсеры типа "Кресси". Увлеченное соперничеством с Англией, русское морское ведомство решило подчинить требованиям крейсерских операций даже броненосцы. Так появились три  корабля необычного типа - облегченные броненосцы или, как их  еще называли, броненосцы-крейсеры - "Ослябя", "Пересвет" и "Победа"  (см.  "М-К",  1979, № 2). Вместе с "Рюриком", "Россией" и "Громобоем" они могли образовать сильную автономную крейсерскую эскадру.
        Но уже с начала 1895 года морское министерство с тревогой отметило быстрый рост германского флота на Балтике, для противодействия которому потребовалось несколько десятков новых кораблей. По промежуточной программе 1895 года предполагалось спустить на воду семь бронепалубных  крейсеров; на русских верфях их не закладывали со времен  "Рынды" и "Витязя" (см. "М-К",  1978, № 6). По этой  же программе было решено строить бронепалубные крейсеры двух типов:  малые  ("Светлана"  и "Алмаз") - для разведок и посыльной службы и средние ("Паллада", "Диана" и "Аврора") - для истребления  вражеских торговых судов.
        Раньше  всех - в 1895  году - во Франции по заказу России была заложена "Светлана". Этот изящный трехтрубный  корабль - первый русский крейсер, у которого  не предусматривался парусный рангоут, - иногда называли  яхтой-крейсером. При водоизмещении 3727 т, длине 101 м, ширине 13 и среднем углублении 5,7   "Светлана"  развивала  скорость 20  узлов, несла броневую палубу в 25-50 мм и боевую  рубку  с  толщиной   брони 100 мм. Вооружение ее состояло  из 6 152-мм, 10 47-мм и 2 37-мм орудий. Значительно позднее вступил  в строй второй   крейсер  -  "Алмаз"   (см. "М-К", 1979, № 4).
        Три однотипных "истребителя торговли" - "Паллада",  "Диана" и "Аврора" (см. "М-К", 1979, № 6) - по водоизмещению были почти вдвое меньше "Рюрика", что позволило в пределах ограниченного программой тоннажа построить больше достаточно мощных  кораблей.  Отсутствие  бортовой брони на этих крейсерах  компенсировалось  установкой  палубы из экстрамягкой никелевой брони, заказанной во Франции.  Благодаря  ее повышенной пластичности снаряд, попавший под небольшим углом, рикошетировал, оставляя  лишь  глубокую  ложкообразную вмятину. Была на этих крейсерах увеличена и толщина брони боевой рубки, а также установлена броневая защита подачных труб для боеприпасов. Заложенные в один день - 23 мая 1897 года, - крейсеры этого типа вступали в строй в 1901-1902 годах.
        Не успели русские верфи приступить к выполнению промежуточной программы, как задачи,  поставленные флоту, кардинально изменились. Если в начале 1895 года правительство еще не видело опасности со стороны Японии и считало, что наличных  сил русского флота будет достаточно для подавления легких японских крейсерских сил в случае столкновения, то уже к концу года выявился резко наступательный  характер японской политики на Дальнем Востоке.
        Срочно приступили к разработке дополнительной программы, предусматривавшей усиление эскадры Тихого океана. Законченная в 1898 году, она слилась в объединенный план с программой 1895 года. Главный упор был сделан на бронепалубные крейсеры, которым  прежде  не уделялось  особого внимания. Совершенствуя тип "Светланы" и "Дианы",  Морской технический комитет в 1898 году разработал задания на проектирование "посыльных судов" - крейсеров II ранга водоизмещением 3 тыс. т и крейсеров-разведчиков I ранга водоизмещением 6 тыс. т. Согласно  этим  заданиям   крейсеры I ранга должны были иметь максимальную скорость  не менее  23 узлов  и дальность плавания 10-узловым ходом 5 тыс. миль. Предполагалось их вооружить 12 152-мм, 12 75-мм, 6 47-мм орудиями  и 6  торпедными  аппаратами. Крейсеры II ранга должны были развивать 25 узлов и при дальности плавания 5000 миль нести по  шесть 120- и 47-мм орудий и по 6 торпедных аппаратов.
        В конкурсе,  объявленном  морским министерством, приняли участие главным образом зарубежные фирмы, поскольку отечественные  заводы  были загружены  постройкой кораблей  по программе 1895 года. Заказы на крейсеры I ранга получили  американские, немецкие и русские   заводы: фирма Крампа в Филадельфии строила крейсер "Варяг", крупповской верфи "Германия" в Киле был заказан "Аскольд", немецкой фирме  "Вулкан" в Штеттине - крейсер "Богатырь", а однотипный с ним "Олег"  строился в Новом Адмиралтействе в Петербурге. Заказы на крейсеры II ранга получили немецкая фирма "Шихау" в Эльбинге, которая спроектировала  "Новик",  и  датская фирма "Бурмейстер и Вайн", сооружавшая несколько отличный  от "Новика" крейсер "Боярин". По чертежам "Новика" на Невском судостроительном заводе в Петербурге создавали «Жемчуг» и «Изумруд» со сниженной скоростью хода, но усиленным вооружением.

Next page
Back