Page 1

1    2

"ЭСКАДРЕННЫЙ КРЕЙСЕР": БОРЬБА МНЕНИЙ

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "МОЛЬТКЕ",  Германия, 1910 г.
Линейный    крейсер    "Мольтке"    спущен на воду в 1910 году, в строй вступил в 1911 году. Водоизмещение 22640 т, мощность паровых  турбин 70-86 тыс. л. с.,  скорость хода 27-29 узл. Длина наибольшая 186,5 м, ширина  29,5,  среднее  углубление  8.77 м. Блокирование: пояс 270 мм, палуба 50 мм башни 230 мм, боевые  рубки  200-350  мм, каземат  150  мм.  Вооружение:  10-280 мм, 12-150-мм, 12-88-мм орудий, 4-88-мм зенитные пушки, 4 торпедных  аппарата.
Всего построено 2 - "Мольтке"  и "Гебен".
Практически вытесненный из Черного моря русским флотом, "Гебен", действуя вместе с "Бреслау",  потопил в январе 1918 года  в Эгейском  море  два  английских  монитора. Однако был вынужден прервать операцию по нападению на порт Мудрос,  поскольку "Бреслау"  подорвался  на  мине.  Пытаясь взять  пострадавший  крейсер  на   буксир, "Гебен" сам подорвался на мине. В конце концов "Бреслау" затонул, а "Ге6ен" сел на грунт и в течение недели подвергался атакам с воздуха, пока туркам не удалось отбуксировать его в базу флота.
После заключения перемирия между  Турцией н союзниками немецкая  команда  сошла с корабля и девять лет судьба сильно поврежденного  "Ге6ена"  оставалась неопределенной. В 1930 году французы капитально отремонтировали корабль,  и под  названием "Джавус Селим" он снова вступил в строй турецкого флота. В 1936 году название было изменено на "Явуз",  и  под  ним  "Гебен" прослужил до 1960 года, продемонстрировав рекордный  для  корабля  срок  службы - 48 лет!
"Мольтке"  участвовал  в  ряде сражений первой  мировой  войны,  капитулировал  в 1918 году и вместе со всем германским флотом был приведен в Англию, в бухту Скапа-Флоу.

        "В истории флотов нет примера, чтобы один корабль сыграл роль, подобную той, какая выпала на долю "Гебена", - писал в 1923 году советский морской историк А. Шталь. - Все разрушения,  причиненные   знаменитыми крейсерами, вроде  "Алабамы",  бледнеют пред теми бедствиями, причиной которых был  "Гебен".
        С такой оценкой действительно можно согласиться при внимательном изучении событий, вошедших в историю как прорыв "Гебена" и "Бреслау"  в Дарданеллы. А если говорить точнее, при изучении событий, предшествовавших этому прорыву...
        Гонка морских  вооружений,  начавшаяся после спуска   "Дредноута"   в 1906 году, захватила не только главных соперников - Англию и Германию и сильные морские державы  - США, Японию, Россию, Францию, Италию, но и три крупнейших латиноамериканских  государства.  Для  Аргентины на американских верфях были заложены кили  дредноутов "Ривадавия" и "Морено", для Чили и Бразилии  на английских   строились  "Альмиранте Кохрен"   и "Альмиранте   Латорре", "Мирас Вераес" и "Сан-Паулу".
        Позже Бразилия заказала в Англии третий линкор - "Рио-де-Жанейро" - "всем дредноутам  дредноут", вооруженный четырнадцатью 305-мм орудиями. Когда финансовые затруднения заставили Бразилию отказаться от заказа, на сцену выступила Турция.   Она не только перекупила находившийся на стапеле бразильский линкор, но и заказала Англии еще один корабль того же класса.
        К началу лета 1914 года оба дредноута - "Султан Осман I" и "Ришадие" - были близки  к завершению. Однако английские фирмы под всеми предлогами затягивали  сдачу  кораблей: близилась осень 1914 года - время, по прогнозам английских  политиков, наиболее вероятное для возникновения англо-германского вооруженного конфликта. К такому выводу британское адмиралтейство пришло еще   в 1909 году, взяв в расчет, что именно осенью 1914 года будет закончено расширение Кильского канала и что для Германии наступит наиболее выгодное соотношение сил на море.
        Ход событий подтвердил этот прогноз, и англичане, все время бывшие начеку, не упустили момента. Как только 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Англия поспешила реквизировать   оба турецких дредноута  и  включила  их  в  состав своего флота под названием "Эджинкорт" и "Эрин". Это вызвало негодование турок, рассчитывавших реформировать свой флот этими линкорами, часть средств  на  постройку  которых  была собрана  по общественной  подписке. Реквизицией   воспользовался   кайзер Вильгельм II, давно мечтавший втянуть Турцию в войну на стороне Тройственного союза. Он не замедлил предложить турецкому правительству два новейших боевых корабля, находившихся с 1912 года в Средиземном море. То были линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер "Бреслау". Турция с восторгом приняла "королевский" дар немцев, и адмирал Сушон, командовавший этой маленькой   эскадрой, 3 августа 1914  года  получил  приказ  морского генерального штаба следовать в Константинополь. Но не так-то легко было выполнить этот приказ...
        Франция уже находилась в состоянии войны с Германией и перебрасывала свои войска из Северной Африки  в Тулон. Англия сохраняла официальный нейтралитет до 5 августа. Ожидалось, что вот-вот в войну вступит Австро-Венгрия, но официального объявления войны еще не было. Никто не знал, какую позицию займет Италия. Наконец, Турция склонялась на  немецкие уговоры, но не спешила объявить об этом во всеуслышание, так что ее действительная позиция оставалась для стран Антанты полной загадкой.
        Тайное соглашение Германии с Турцией открыло перед немецкими крейсерами возможность уйти в восточную часть Средиземного моря, свободную от английских кораблей. Тем не менее положение адмирала Сушона было не из легких, поскольку посылаемые ему директивы менялись буквально каждый час. Сначала поступил приказ идти  в Константинополь, но турки запротестовали, так как не желали сбросить маску нейтралитета до завершения всеобщей мобилизации. В связи с этим Сушону велели следовать в австрийский порт Пола. Однако тут воспротивились австрийцы, ссылаясь на свою неподготовленность к войне. В конце концов выбор решения предоставили самому Сушону. Тот направился в восточную часть Средиземного моря, 8 августа у острова Денуза принял уголь и 10 августа вошел в Дарданеллы.
        И тут-то 13 августа Турция объявила, что она купила у Германии "Гебен" и "Бреслау", которые вошли в состав турецкого флота под названием "Султан Джавус  Селим"  и  "Мидилли",  хотя команды на этих кораблях остались немецкие.
        29 октября 1914 года адмирал Сушон,  принявший  должность  главнокомандующего турецкого  флота,  6ез согласования с турецким правительством предпринял нападение на российские порты Черного моря. 31 октября 1914 года Россия в ответ на это разбойное нападение  объявила  Тройственному союзу войну, союзники заблокировали Дарданеллы, и Турция вопреки  собственному  желанию  оказалась втянутой в первую мировую войну.
        Как ни скрывали англичане тактико-технические  данные  своего  первого линейного крейсера "Инвинсибл",  кое-какая информация о нем все же просочилась в Германию.  Выяснилось,  что "Инвинсибл" станет подобием  "Дредноута", только вместо 305-мм  орудий будет нести такое же количество 234-мм пушек. Не раздумывая долго, немцы решили сделать так же, как англичане: заложенный   ими крейсер  "Блюхер" (103) был облегченным подобием строившегося в это же время первого германского дредноута  "Нассау",  вооруженным не 280-мм, а 210-мм орудиями. Увы, просочившаяся из Англии информация на деле оказалась  дезинформацией. Вот почему "Блюхер" получился настолько слабее "Инвинсибла", что у немцев язык не повернулся назвать его линейным крейсером. Он получил необычное для тех лет название "тяжелого крейсера" и рассматривался как переходный тип между прежними броненосными и новыми линейными крейсерами.
ТЯЖЕЛЫЙ  КРЕЙСЕР    "БЛЮХЕР" ,  Германия, 1908 г.
Водоизмещение 15 500 т, мощность паровых машин тройного расширения 32-44 тыс. л. с., скорость хода 24,5-26 узл.
Длина наибольшая 163 м, ширина 24,5 м.  Бронирование:  пояс 170 мм, башни  170  мм.  Вооружение:  12- 210-мм, 8-150-мм, 16-88-мм орудий, 4-88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата.
Погиб в бою при Доггер-банке в январе 1915 года.
Фото: Гибель тяжелого крейсера "Блюхер". Фото с сервера www.warships1.com.

Next page
Back