Page 1

1    2

ПОГИБШИЕ НЕ В БОЮ

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ДЕРФЛИНГЕР", ГЕРМАНИЯ, 1913 г.
Водоизмещение 26-28 тыс. т. мощность паровых турбин 85 тыс. л. с.,  скорость  хода 27-28 узл.
Длина наибольшая 210,4 м, ширина 29 м, среднее углубление 9,29 м.
Бронирование: пояс 30-300 мм, башни 110-270 мм, рубки 200-300 мм, казематы 150 мм, палуба 30-80 мм.
Вооружение: 8-305-мм,  12-14 - 150-мм, 4-88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата.
Всего построено 3: "Дерфлингер", "Лютцов" и "Гинденбург".

        Солнце, взошедшее 21 июня 1919 года над Оркнейскими островами, близ северного побережья Шотландии, осветило огромную эскадру, застывшую в зеркальных  водах  бухты Скапа-Флоу. Семьдесят четыре немецких корабля - 11 линкоров, 5 линейных   крейсеров, 8 легких крейсеров и 50 миноносцев - семь месяцев стояли здесь в полном бездействии. Но в то памятное утро на германских кораблях царило необычайное оживление. Взоры всех моряков были устремлены на фок-мачту линкора "Фридрих Великий" - флагмана вице-адмирала Рейтера. Ровно в полдень на ней  взвился  сигнал:  "Все  наверх!" Спустя 10 минут - еще один: "Одиннадцатый параграф сегодняшнего  приказа - признание..."
        Приказ адмирала  еще  передавался сигнальными флагами с корабля на корабль, а "Фридрих Великий" уже начал крениться на левый борт. Вслед за ним стали валиться  на борт,  раскачиваться и задирать кормы и носы остальные немецкие корабли. Воздух наполнился грохотом взрывов паровых котлов, срывающихся с оснований орудийных  башен, скрежетом рушившихся стальных стрел и мачт. Над тонувшими гигантами забили фонтаны, потоки воды, всасываемой в стальные утробы, издавали чудовищные звуки. Между гибнувшими кораблями метались английские сторожевые суда, они пытались орудийным и пулеметным огнем заставить немецкие команды закрыть кингстоны. Но немецкие моряки прыгали с палуб в воду, в спасательные шлюпки и катера, а тем временем в нижних отсеках кораблей механики и машинисты ударами кувалд загибали штоки клапанов, чтобы их нельзя было закрыть, выбрасывали за борт рукоятки и маховики кингстонов.
        К пяти часам вечера все было кончено: пятьдесят германских кораблей лежали на дне бухты. Морская история не знала случая, чтобы на таком сравнительно небольшом участке моря было сразу затоплено столько боевых кораблей. Этот своего рода рекорд продержался до 1944 года, когда американцы потопили в лагуне Трук на Тихом океане 51 японский корабль.
        Какие же события   предшествовали драматическому «самоубийству» германского флота в бухте Скапа-Флоу 21 июня 1919 года?
        После Ютландского сражения величественные эскадры линкоров и линейных крейсеров, созданные с такими усилиями и затратами Англией и Германией перед первой мировой войной, бездействовали. Хотя и та и другая стороны готовились  к новым эскадренным сражениям, боязнь вторично поставить под удар столь ценные корабли сковывала инициативу флотоводцев. Германия в своей морской стратегии на первое место стала выдвигать роль подводных лодок. Уже осенью 1916 года адмирал Шеер, объясняя Вильгельму II причину повреждения двух линкоров,  которые пострадали во время прикрытия двух подводных лодок, выскочивших на мель у берегов Дании,  заявил, что отныне главная задача Флота Открытого  Моря - обеспечение выхода и возвращения подводных лодок.
         "Неограниченная  подводная война", объявленная   Германией  в  начале 1917 года, вызвала в Англии такую панику, что на морской конференции союзных держав в Лондоне  в сентябре обсуждался вопрос о закупорке главных баз германского флота на Северном море затоплением у их входов старых кораблей. О масштабах английского плана можно судить по числу обреченных на эту операцию   кораблей: в общей сложности их должно было быть 83-40 ( Видимо опечатка ???  ) линкоров и 43 крейсера.
        После неудачного выхода германского флота, когда злосчастный "Мольтке" нарушил радиомолчание  и  получил торпеду в борт (см. № 12, 1979 г.), германский морской штаб разработал химерический план уничтожения британского   Гранд-флита.   Предполагалось втайне поставить минные заграждения во многих районах Северного моря и близ британских баз. После этого Флот Открытого Моря должен был подойти к устью Темзы и Дуврскому проливу, выманить  Гранд-флит в море и увлечь на юг, где его со всех сторон должны были атаковать   немецкие   подводные лодки.
        Этот план имел много недостатков, и самый главный из них состоял в том, что он был известен Британскому адмиралтейству. Англичане стали быстро вытраливать тайные минные заграждения и даже включать их в свою оборонительную систему. Немецкие приготовления нимало их не смущали, ибо объединенный  англо-американский  флот был ровно вдвое сильнее  немецкого. Тем не менее 28 октября 1918 года, когда  уже  начались  переговоры  о перемирии, высшее командование германского флота отдало по всем кораблям приказ выйти в море  и  нанести англичанам неожиданный  и  сокрушительный удар. Когда содержание этого приказа стало известно  на  кораблях, революционные  матросские  организации решили сорвать преступную авантюру германских адмиралов. На линкорах  и  линейных крейсерах вспыхнул мятеж, который сорвал эту отчаянную операцию и ускорил падение кайзеровского режима.
        Параграфы перемирия, вступившего в силу 11 ноября 1918 года, предписывали немцам сдать в течение двух недель все подводные лодки, а надводные корабли направить в нейтральные порты для интернирования.  Но  ни одно из нейтральных государств не согласилось взять на себя ответственность за охрану столь могучего флота. В конце концов решили, что он будет интернирован в английском порту. 21 ноября армада немецких  кораблей  прибыла в  базу английского флота  Росайт,  где была встречена Гранд-флитом, 6-й эскадрой американских линейных кораблей и небольшим отрядом кораблей Франции. Спустя некоторое время немецкие корабли перевели  на  стоянку в бухту Скапа-Флоу. Английские  сторожевики, охранявшие германскую эскадру, получили приказ стрелять по любой шлюпке, спущенной с немецких кораблей. Англичане снабжали эскадру только углем и водой (для бытовых нужд), продовольствие же доставлялось  самими немцами из Германии. Его качество было таким, что матросы английских сторожевиков даже за полкабельтова ощущали  исходившее от  него зловоние. Условия Версальского мира, опубликованные в английских газетах в середине мая, вызвали на некоторых германских кораблях вспышки возмущения. Вице-адмирал Рейтер, убежденный, что немецкая сторона никогда не подпишет договора с такими унизительными условиями, считал, что после 23 июня (срок окончания  перемирия)  англичане  не замедлят предпринять попытку силой захватить германский флот. Он решил отправить большую часть команд  кораблей в Германию. 19 июня 1919 года два германских транспорта вышли из Скапа-Флоу, увозя более двух третей личного состава.  В  тот же день все команды немецкой эскадры получили секретный приказ затопить свои корабли по сигналу, поданному адмиралом. В 9 часов утра 21 июня 1919 года снялась с якоря и вышла в море на торпедные учения первая британская боевая эскадра, охранявшая под командованием вице-адмирала Фримантла плененный флот в Скапа-Флоу. В тот же полдень на фалах "Фридриха Великого" взвился сигнал Рейтера о затоплении всех кораблей. Большинство немецких кораблей затонуло очень быстро. Самым крупным "утопленником" был новейший линейный крейсер "Гинденбург". Англичане немало потрудились, чтобы спасти его. Они уже перерезали якорные цепи и подвели корабль на мелководье к берегу, как вдруг  он  заскользил в море. Сильный крен, возникший при погружении, вдруг выправился, и "Гинденбург" сел на грунт килем на сравнительно мелком месте, так что из воды торчали его мачта и верхушки труб. Неподалеку от "Гинденбурга" легли на дно Скапа-Флоу еще четыре линейных крейсера: "Фон дёр Танн", "Мольтке", "Зейдлиц" и "Дерфлингер". Таким образом, под водой в близком соседстве друг от друга оказались представители всех типов немецких линейных крейсеров - от первого до последнего.

Next page
Back