Page 1

1    2

ПОСЛЕДНИЕ КАТАСТРОФЫ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ

11 декабря 1941 года Уинстона Черчилля разбудил ранний телефонный звонок первого лорда Адмиралтейства. Прерывающийся от волнения голос сказал:
- Господин премьер-министр, я должен сообщить вам, что "Принц Уэльский" и "Рипалс" потоплены японцами. Предположительно торпедами. Том Филипс погиб...
Искушенный политик, Черчилль сразу же оценил масштабы катастрофы: после гибели новейшего линкора "Принц Уэльский" и недавно модернизированного линейного крейсера "Рипалс" падение крепости Сингапур - главной базы английского флота на Дальнем Востоке - становилось вопросом времени. Не потому ли в этот день большая часть парламентской речи Черчилля была посвящена... победам Красной Армии, разгромившей фашистов под Москвой? Вряд ли британскому премьеру было приятно говорить об этом, но в декабре 1941 года у него не было другого повода отвлечь внимание своих соотечественников от удручающих неудач английского оружия на фронтах второй мировой войны.
Хотя после гибели костяка дальневосточной эскадры участь Сингапура и всего Малаккского полуострова Черчиллю была ясна, он все-таки надеялся, что крепость падет не сразу: Сингапур считался теоретически неприступным.
Новый удар не замедлил последовать: японский генерал Ямасита силами всего трех дивизий заставил капитулировать 100-тысячный сингапурский гарнизон спустя всего 70 дней после начала осады! Ямасита и сам был ошеломлен своим успехом: "Моя атака на Сингапур была блефом... Я имел тридцать тысяч человек, а перевес противника составлял три к одному. Я знал, что если мне придется всевать за Сингапур долго, то меня разобьют".
После столь скандального провала сингапурской обороны британский парламент в феврале 1942 года выразил недоверие кабинету Черчилля, и последнему удалось удержаться у власти лишь ценой публичного признания ошибок и промахов возглавляемой им администрации.
Думается, не последнюю роль о падении Сингапура, по словам Черчилля, "самой гибельной и самой большой капитуляции в английской истории", сыграла деморализация осажденных в крепости войск, потрясенных известием о гибели британских кораблей. Вот почему среди многих событий 40-х годов, вызвавших важные стратегические и политические перемены на Дальнем Востоке следует назвать и гибель "Рипалса"...
Первые сражения, казалось, подтвердили боевые достоинства линейных крейсеров. Так, 28 августа 1914 года появление пяти английских линейных крейсеров решило исход сражения легких морских сил у острова Гельголанд. 8 декабря 1914 года в битве у Фолклендских островов решающую роль в уничтожении немецких броненосных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" сыграла быстроходность и артиллерийская мощь "Инвинсибла" и "Инфлексибла". После этих успехов Адмиралтейство уверовало в дальновидность своего первого морского лорда адмирала Фишера, который не уставал повторять, что мощь артиллерии и скорость - лучшая защита, что после "Инвинсибла" развитие английских линейных крейсеров пошло по неправильному пути и что главный упор надо было делать не на утолщение поясной брони со 152 мм до 229 мм, а на увеличение скорости хода и калибра орудий. "Ничего меньше 15-дюймового (381-мм) калибра не должно предусматриваться для всех линейных кораблей и линейных крейсеров, - твердил Фишер, - установка таких пушек равнозначна большой победе на море".
Идеи адмирала восторжествовали: сразу после сражения у Фолклендских островов Адмиралтейство решило отказаться от постройки трех очередных линкоров типа "Ройал Соверен" и срочно перепроектировало их в линейные крейсеры. Это знаменовало отход от наметившихся тенденций и возврат к первоначальному проекту "Инвинсибла". Война подгоняла как моряков, так и конструкторов. Разработка новых кораблей велась столь стремительно, что их общие виды были вычерчены и утверждены за десять дней! 25 января 1915 года - всего через семь недель после сражения у Фолклендских островов - на английских верфях были заложены "Рипалс" и "Ринаун" - первые в истории линейные крейсеры, вооруженные 381-мм орудиями и развивавшие невиданную для таких крупных кораблей скорость - 31-33 узла. В полном соответствии с концепцией Фишера бронирование этих кораблей было таким же, как у родоначальника класса линейных крейсеров "Инвинсибла", - 152мм.
Линейный крейсер "Рипалс", Англия, 1916 год.
Водоизмещение 37400 тонн, мощность силовой установки 120000 л.с., скорость полного хода 31.7 узла ( к 1939 году 30.75 ).
Длина 240 м, ширина 31.1 м, среднее углубление 7.8 м, максимальная осадка 9.3 м.
Бронирование : борт 38-228 мм, палуба 12-127 мм, башни 228 мм.
Вооружение ( на 1941 год): 6 381-мм орудий, 13 102-мм орудий, 3x8 40-мм зенитных автомата ("пом-пом"), 8 20-мм зенитных автоматов, 4x4 12-мм зенитных пулемета, 2x4 533-мм торпедных аппарата.
Всего построено два: "Ринаун" и "Рипалс".
Тем временем неугомонный первый морской лорд разработал еще одну разновидность линейных крейсеров, вошедших в историю кораблестроения под названием "легких линейных крейсеров", или "больших легких крейсеров".
Быстрая стабилизация Западного фронта, превратившая первую мировую войну из маневренной в позиционную, натолкнула Фишера - апологета наступательных действий - на мысль, что именно флот может вывести английскую сухопутную армию из застоя окопной войны. Адмирал счел, что крупная амфибийная операция на побережье Померании, угрожающая самой столице Германии, может решить исход войны уже в 1915 году. Но для проведения вторжения требовались корабли таких типов, о которых английские моряки и не слыхивали. И самыми таинственными, самыми секретными из них оказались знаменитые впоследствии так называемые "белые слоны" - линейные крейсеры "Корейджес", "Глориэс" и "Фьюриэс".
Первые два были однотипными: при очень легком бронировании (максимальная толщина брони 76 мм) они развивали высокую скорость - около 30 узлов - и несли всего несколько, но зато самых тяжелых орудий - четыре 381-мм пушки. Малая осадка - не более 6м - позволяла этим кораблям входить в прибрежные районы мелководного Балтийского моря. Третий из "белых слонов" - "Фьюриэс" - был несколько крупнее по водоизмещению и предназначался для установки двух 456-мм орудий.
Заложенные в 1915 году "Корейджес", "Глориэс" и "Фьюриэс", по замыслу Фишера, должны были вступить в строй через год. Срок этот оказался нереальным: в 1916 году, когда "белые слоны" только сошли на воду, настало самое неподходящее для их предназначения время. В памяти англичан были еще живы впечатления от кровавых событий Ютландского боя, в ходе которого три английских линейных крейсера взлетели на воздух именно из-за слабости броневой защиты. Доверие британских моряков к кораблям этого типа пошатнулось, и как раз с это время Адмиралтейство превозносит "Рипалс" и "Ринаун" с заведомо ослабленным бронированием и обещает поставить еще три корабля с броней, вдвое более тонкой, чем у "Рипалса"...
Поскольку об экстренном утолщении броневого пояса говорить не проходилось, по настоянию моряков но "Рипалсе" и "Ринауне" усилили лишь горизонтальное бронирование, а "Корейджес" и "Глориэс" ввели в строй без переделок. Предубеждение английских моряков против новых линейных крейсеров было таково, что адмирал Битти старался не допускать "Рипалс" и "Ринаун" до активных боевых действий, а "Корейджес" и "Глориэс" вообще отказался включить в состав Гранд Флита. Адмирал оказался прав: в первой же случайной стычке с немцами "Корейджес" получил сквозную пробоину от снаряда легкого немецкого крейсера.
Линейный крейсер "Корейджес", Англия, 1916 год.
Водоизмещение 22690 т, мощность силовой установки 90000 л.с., скорость полного хода 32 узла, дальность плавания до 5800 миль.
Длина 239 м, ширина 24.7 м, осадка 7.6 м.
Бронирование: борт 51-76 мм, палуба 19 мм, башни 330 мм (лоб).
Вооружение: 4 381-мм орудия, 18 102-мм орудий, 2 76-мм зенитных орудия, 2 533-мм торпедных аппарата.
Построено два - "Корейджес" и Глориес". В 1924-28 годах переобуродованы в авианосцы, оба погибли в ходе второй мировой войны. "Корейджес" потоплен немецкой ПЛ U-29 17 сентября 1939 года, "Глориес" немецкими тяжелым крейсерами "Шарнхорст" и "Гнейзенау" 8 июня 1940 года.
Ютландский бой, положив конец экстравагантным крейсерским экспериментам адмирала Фишера, подтвердил предположения американского кораблестроителя В. Ховгарда, который еще в 1905 году заявил о необходимости создания "эскадренных крейсеров". Имея вооружение и бронирование линкоров, эти корабли должны были развивать скорость на 20% выше. Такое условие автоматически влекло за собой следствие: "эскадренный крейсер" должен быть на несколько тысяч тонн тяжелее линкора. В свое время англичане не решились на такое увеличение водоизмещения. Теперь их привела к нему объективная логика развития линейных крейсеров.

Next page
Back