Page 1

1    2

"ГОРОДА" АНГЛИЙСКИЕ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ

        В  семь часов утра 9 ноября 1914 года  командиру австралийского крейсера "Мельбурн" Силверу, возглавлявшему конвой военных транспортов, вручили тревожную радиограмму. Британская радиостанция острова Дирекшен, находящегося в 55 милях к югу от курса конвоя, передала в эфир короткое сообщение:  "Неизвестный корабль у входа" и ... замолчала.
        Оценив всю важность этой радиограммы, Силвер тут же приказал  легкому крейсеру "Сидней" направиться к месту происшествия. Спустя два часа командир  этого  корабля  Глоссоп  увидел в бухте острова Дирекшен  знакомый силуэт. Сомнений быть не могло: перед ним находился "Эмден"...
        Когда Мюллеру, командиру немецкого крейсера "Эмден", сообщили о появлении на горизонте дыма какого-то судна, он не испытал особой тревоги: с минуты на минуту ожидался подход угольщика. Однако  через  четверть  часа ошибка  стала очевидной: к "Эмдену" на всех парах летел сильный вражеский корабль. Бросив на произвол судьбы десантную партию, посланную для уничтожения радиостанции, Мюллер повел свой корабль на север. Преследователь немедленно лег на параллельный курс, и когда крейсера сблизились до 9 км, "Эмден" открыл огонь. "Сидней" был накрыт вторым залпом, который вывел из строя носовой дальномер и убил дальномерщика. За этим  попаданием последовали новые. Получил повреждения кормовой дальномерный пост, снаряд разорвался в элеваторе, и горящий кордит попал в пороховой погреб. Лишь мужество одного из матросов, вовремя выбросившего горящий заряд, предотвратило взрыв.
        "Сидней" задержался с пристрелкой, но зато первые  же  попадания  его 152-мм лиддитных снарядов оказались поистине опустошительными.  "Эмден" практически потерял управление. В последней надежде переломить ход боя немецкий крейсер попытался торпедировать  неумолимо  приближающегося противника. Легко увернувшись, "Сидней" ответил торпедным выстрелом - и столь же неудачным.
        Канонада  продолжалась.  Через  час после начала боя всю кормовую часть "Эмдена" охватило пламя, снесены были трубы и фок-мачта, все его орудия замолчали. В 11.20 агонизирующий немецкий крейсер выбросился на отмель близ острова Норт Килинг. Считая, что с "Эмденом" покончено, "Сидней" погнался за подошедшим к месту боя немецким угольщиком, которого так и не дождался Мюллер. Видя, что бегство невозможно, командир угольщика затопил  судно,  и  "Сидней"  повернул назад.
        В 16 ч, подойдя к  продолжавшему гореть на отмели "Эмдену",  Глоссоп с изумлением увидел, что на нем все еще развевается боевой флаг. Он приказал снова открыть огонь. Новый артобстрел заставил  немцев  поспешить с подъемом сигнала сдачи. Так покончили с наиболее удачливым и наиболее опасным из немецких крейсеров, действовавших на имперских  коммуникациях.
Фото: "Эмден" выбросившийся на берег Фото с сервера www.warships1.com.
        ...Линия развития британских  легких крейсеров (Австралия являлась тогда доминионом Британии) была не столь прямой, как немецких. В то время, как кораблестроители Германии из соображений финансовой экономии стремились создать некий  универсальный  легкий крейсер,  пригодный  для  действий и в составе эскадр, и на коммуникациях, англичане после 1905 года разрабатывали два типа легких крейсеров. Первый, "скаут" (разведчик) - логическое завершение   развития   бронепалубных крейсеров III ранга. Второй - крейсер для действий на протяженных коммуникациях, потомок бронепалубных крейсеров II ранга. Водоизмещение разведчиков не превышало 4800 т. При их проектировании главный упор делался на достижение  высокой  скорости  хода. Крейсера для действий на коммуникациях несли более солидное артиллерийское вооружение и большой запас топлива,  что  требовало  водоизмещения большего, нежели 4800 т. Поначалу различие между обоими типами крейсеров было не столь резким, чтобы полностью исключить возможность взаимозаменяемости при выполнении различных задач.
        Несовпадение в немецких и английских взглядах на развитие легкого крейсера привело к тому, что эволюция этого класса боевых кораблей в Англии не пошла так равномерно, как в Германии. Действительно, если в программе строительства легких крейсеров у немцев нет никакого перерыва, то в Англии с 1905 по 1910 год вообще не заложили ни одного  корабля  крейсерского класса. В этот период все силы британского кораблестроения были брошены на создание кораблей, необходимых для обслуживания эскадр, основную ударную силу которых составляли линейные корабли нового типа - "дредноуты" и "сверхдредноуты". Под стать им требовались линейные  крейсера,  крейсера-разведчики и эскадренные миноносцы.
        В 1904-1905 годах в Англии создала быстроходные и мореходные миноносцы типа "Ривер", способные сопровождать эскадру в океанских походах. После этого стало ясно, что легкие крейсера, прежде предназначавшиеся для разведочной и посыльной  служб при  эскадрах, должны соответствовать эсминцам - вести их в атаку и прикрывать артиллерийским огнем  от  нападения вражеских  миноносцев. В английском флоте   такие   корабли  строились с 1905 года до самого начала первой мировой войны.
        Начало этому типу легких крейсеров положили "Сентинел" и "Скирмишер" - прямые потомки знаменитого "Аметиста" (85) (см. "М-К" № 6, 1979 г.). При таком же примерно водоизмещении, как у его предшественника, - 2900 т, "Сентинел" за счет сокращения числа 102-мм орудий с 12 до 9 и уменьшения толщины броневой палубы с 51 мм до 16-38 мм развивал более высокую скорость - 25 узлов вместо 23,5. Кроме того, в отличие от "Аметиста" винты у первых "скаутов" приводились во вращение не турбинами, а паровыми машинами тройного расширения.
        За "Сентинелом" последовали "Форвард" (114) и "Форсайт", отличавшиеся лишь  несколько  большей  длиной и 51-мм броневым поясом, и более крупные по  водоизмещению  "Пэтрол" и "Патфайндер". На "скаутах" следующей серии "Эдвенчур" и "Эктив" опять отказались от броневого пояса и водоизмещение уменьшили до 2670 т. Они сошли на воду в 1905 году, после чего в постройке разведчиков наступил четырехлетний перерыв. Лишь в 1909 году спустили на воду "скаут" очередной серии "Бодицея", за ним последовали однотипные "Беллона", "Бланч" и "Блонде". Это были небронированные  турбинные корабли водоизмещением 3300- 3400 т, развивавшие скорость 26 узлов и несущие от шести до десяти 102-мм орудий. В 1912-1913 годах вступили в строй примерно такие же, но большего водоизмещения   "скауты"  "Эктив", "Амфион" и "Фиирлес".
"СКАУТ"  "ФОРВАРД",  Англия,  1905 г.
Водоизмещение 2850 т, мощность паровых машин тройного расширения 15 тыс. л. с., скорость хода 25,3 узла. Длина между перпендикулярами  111  м, ширина  12,  среднее углубление 4.3 м. Бронирование: палуба 16- 37 мм.
Вооружение: 9-102-мм орудий и 2 торпедных аппарата. Всего построено шесть единиц.
        К постройке  более  крупных,  чем, "скауты", легких крейсеров  англичане приступили  только в 1910 году. Эти многочисленные в британском военном флоте корабли продолжали линию развития бронепалубных крейсеров II ранга и наподобие немецких носили названия английских городов. В английской морской литературе этот тип нередко именуют коротким словом "таун" - "город".

Next page
Back