Page 1

1    2

УРОКИ ПОСЛЕДНИХ СРАЖЕНИЙ

БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР  "РЮРИК", РОССИЯ, 1906 г.
Броненосный крейсер "Рюрик" строился  в Англии  по  заказу   России.   Заложен   в 1905 году, спущен на воду 17 ноября 1906 года, вступил в строй в 1908 году.
Водоизмещение 16930 т, мощность паровых машин тройного расширения 20670 л. с., скорость  хода  21  узел.  Длина   наибольшая 161.2 м, ширина 22.9, среднее углубленно 7.9м. Дальность плавания 4000 миль.
Бронирование: пояс 76-155 мм,  палуба  38 мм,  казематы 76 мм, башни 178-203, боевая  рубка  127- 203  мм.
Вооружение:  4-254-мм,  8-203-мм, 20-120мм, 4-47мм орудия, 18 пулеметов, 2 торпедных аппарата и 500 мин.
С самого начала первой  мировой  войны "Рюрик"  активно участвовал в боевых действиях на Балтике, ставя минные заграждения и ведя артиллерийские дуэли с немецкими крейсерами. В феврале 1915 года крейсер получил серьезные повреждения, напоровшись на камни близ острова Гогланд, а в ноябре 1916 года, - подорвавшись на немецких минах у острова Гогланд.  Дважды после ремонта снова вступал в строй. Пошел  на слом  в 1922 году.
Фото: БРОНЕНОСНЫЙ КРЕЙСЕР "РЮРИК-2".

        Весной 1914 года на стратегических маневрах французского флота корреспондент парижской газеты "Пти републик" с изумлением выслушал признания главнокомандующего  флота  вице-адмирала Буэ де Лаперера. По словам последнего,  цель  маневров   состояла в том, чтобы убедить морского министра в мысли: без линейных и легких крейсеров выполнение флотом каких-либо  задач невозможно. И  пожалуй, это признание, как ничто иное, свидетельствует о том драматическом положении, в котором находилось французское военное кораблестроение накануне первой мировой войны, в которую Франция вступила, не имея ни одного линейного и ни одного  современного легкого крейсера.
        Не лучше обстояло дело с легкими крейсерами и у другой средиземноморской державы - Италии. Сосредоточив после 1905 года усилия всех своих верфей на постройке дредноутов и броненосных крейсеров, эта страна не уделяла никакого внимания  проектированию легких крейсеров. И когда разразилась мировая война, оказалось, что единственным   современным   легким крейсером, который можно было включить в состав итальянского флота, оказался "Либиа",  строившийся  фирмой "Ансальдо" для Турции и конфискованный после начала боевых действий.
        Недостаток в кораблях этого класса Италия ощутила в мае 1915 года, вступив в войну  на  стороне Антанты и столкнувшись с военным флотом  Австро-Венгрии - единственной, помимо Англии и Германии, европейской державы, уделявшей  должное  внимание постройке легких крейсеров в 1905- 1914 годах. Первым таким  кораблем в австро-венгерском флоте стал "Адмирал Шпаун" - легкий крейсер нового типа, спущенный на воду в 1909 году. При водоизмещении 3500 т он нес семь 105-мм орудий и развивал  скорость в 26 узлов. Этот корабль послужил прототипом для трех более сильных  крейсеров - "Гельголанд"  (119), "Сайда" и "Новара", получивших названия в честь былых побед австро-венгерского  флота.  Заложенные  в  1911- 1912 годах, все эти крейсера, прекрасно рассчитанные для действий в Адриатике, к концу 1914 года вошли в состав австро-венгерского флота, силы которого по крайней мере вчетверо уступали объединенному  англо-франко-итальянскому флоту  на  Средиземном море. При  таком  соотношении  сил  можно было бы полагать, что Австро-Венгрия не решится на сколько-нибудь серьезные  шаги и ограничится  набеговыми операциями, но получилось иначе: корабли ее действовали весьма активно...
Легкий  крейсер  "Гельголанд",  Австро-Венгрия, 1914 г.
Водоизмещение 3750 т, мощность  паровых турбин 29565 л. с., скорость хода 27.3  узла. Длина между перпендикулярами 125.2 м, ширина 12,8, среднее углубление 5.3 м. Бронирование: пояс 63 мм, палуба 20 мм. Вооружение: 9-100-мм  орудий,  6 торпедных аппаратов.
Всего построено четыре единицы.
        Неприятности, причиненные немецкими и австрийскими легкими крейсерами, особенно остро ощутили Франция и Италия. Не случайно эти страны после окончания войны постарались заполучить побольше трофейных кораблей того  класса,  развитию  которого они уделяли так мало внимания в предвоенные годы.
        В прошлом номере журнала уже упоминалось, что Италия включила в состав своего флота три бывших немецких легких крейсера, а Франция - четыре. Такая же судьба постигла и австрийские крейсера: "Гельголанд" и "Сайда", переименованные   соответственно   в "Бриндизи"  и  "Венецию", пополнили итальянский флот, а "Новара" под новым названием "Тионвиль" - французский. Все эти три корабля пошли на слом только в 1937 году.
        В то время как европейские морские  державы со стороны, не торопясь, с ,анализировали боевой опыт русско-японской войны, российский флот, заплативший за этот опыт кровью своих моряков, не имел возможностей для такого скрупулезного изучения. Известия с театров войны требовали безотлагательных решений, и в этом заключалась причина того необычного  положения, в котором оказалось русское крейсеростроение в промежутке между русско-японской и империалистической войнами. Так, не тратя времени на разработку новых проектов, морское ведомство в 1905 году, еще до окончания боевых действий,  заложило  три броненосных крейсера по чертежам хорошо себя зарекомендовавшего   порт-артурского крейсера "Баян" (см. "М-К" № 3, 1979 г.). "Адмирал Макаров", стоявший на стапелях Тулона во Франции, вступил в строй в 1908 году, а два однотипных - "Паллада-II" и "Баян-II", строившиеся в Петербурге, вступили в строй в 1911 году.
        Более полно боевой опыт  русско-японской войны был учтен при проектировании броненосного крейсера "Рюрик-II" (см. № 5, 1979 г.), корабля, появление которого предугадал в своем дипломном проекте воспитанник Кронштадтского морского инженерного училища В. Костенко. Примерно в эти же годы крейсера подобного типа - переходного от броненосных  1890-х годов к линейным 1910-х-появились и в других флотах: "Теннесси" (70)  в  США, "Сан-Марко" (73) в Италии,  "Блюхер" (103) в Германии. Логическим завершением этой линии развития стал, как мы уже писали, английский линейный крейсер "Инвинсибл" (101).
        После вступления в строй в 1908 году "Рюрика-II",  строившегося  в  Англии, в выпуске русских крейсеров наступил перерыв. В этот период все силы отечественного кораблестроения сосредоточились на выработке типа линейного корабля. И только в 1911 году, по завершении этой программы, взялись за крейсера, в первую очередь линейные. Техническое задание на такие корабли для  Балтийского  моря  разработало Главное управление  кораблестроения.
        В конкурсе приняло участие семь отечественных и зарубежных заводов. Лучшим признали проект Адмиралтейского завода, по которому после доработки и были в декабре 1912 года заложены четыре  русских  линейных  крейсера: "Измаил" и "Кинбурн" на Балтийском заводе, "Бородино"  и "Наварин" на Адмиралтейском. Водоизмещение их составляло 32500 т, скорость 28 узлов и вооружение  двенадцать  356-мм двадцать четыре 130-мм орудия.  Постройка этих крупнейших в истории России кораблей велась ускоренными темпами: в июне 1915 года сошел на воду "Измаил", за ним в октябре - "Кинбурн" и "Бородино", а в конце 1916 года - "Наварин".

Next page
Back