Page 1

1    2

СЕКРЕТНЫИ ПРИКАЗ АДМИРАЛА ДАРЛАНА

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР  "ЧЕРВОНА  УКРАИНА",  СССР,  1927  г.
Легкий крейсер "Адмирал Нахимов" заложен в Николаеве 3 октября 1913 года, спущен на воду 6 ноября 1914 года. 7 декабря 1922 года Реввоенсовет республики постановил переименовать крейсер "Адмирал Нахимов" в "Червону Украину".
Водоизмещение 6934 т.  4  гребных винта, мощность паровых турбин 50000 л. с., скорость хода  29.5 узла.  Длина  наибольшая 158.4 м, ширина  15.3,  среднее  углубление 6.5 м. Дальность плавания 14-узловым ходом 3700 миль. Бронирование: нижний пояс 76 мм, верхний пояс 25 мм, палуба 25 мм,  башни 76 мм.
Вооружение:  15-130-мм  орудий,  8-75-мм зениток, 2 торпедных аппарата, 100 мин.
"Червона Украина" - один из четырех легких крейсеров, заложенных на Черном море накануне первой мировой войны,  к  концу 1917 года  готовность крейсера составляла 90%, однако революция и гражданская война задержали его достройку. Лишь в декабре 1922 года VII Всеукраинский съезд Советов постановил: "В целях закрепления братской связи между Советской Украиной и Красным Черноморским флотом...  VII  съезд  поручает  будущему ВУЦИКу (Всеукраинский  Центральный  Исполнительный Комитет) принять шефство над крейсером "Нахимов"... и принять  меры  к окончанию   его  достройки  в  кратчайшие сроки".
В дореволюционный проект корабля  были внесены  некоторые  усовершенствования  - параваны, оборудование для гидросамолетов, усиление зенитного оружия. К лету 1926 года работы закончили, а 21 марта 1927 года крейсер вступил в строй советского флота.
На этом корабле проходило службу известные советские военачальники - Н. Кузнецов, Н.  Несвицкий,  Ю.  Пантелеев.   "Червона Украина"  геройски    погибла  12  ноября 1941 года при обороне Севастополя.

        Под  таким  заголовком  английская газета  "Дейли  телеграф"  4  июля 1940 года опубликовала сенсационную информацию.  Корреспондент  парижской газеты сообщал, что главнокомандующий французского флота, ставший морским  министром  в правительстве маршала Петена, разослал командирам всех кораблей секретный  приказ:  не сдавать немцам вверенные им корабли даже тогда, когда они получат распоряжение  о капитуляции  за  его личной подписью. "Он подписал это послание не как обычно: "Адмиралтейство",  а просто: "Дарлан", - отмечала газета.
        Так выглядело первое просочившееся в печать сообщение об одном из важнейших звеньев в той роковой цепи событий, которые  оказались  причиной трагедии французского флота во второй мировой войне. Трагедии, выразившейся, в частности, в том, что из девятнадцати  крейсеров,   с  которыми Франция начала боевые действия, десять были  уничтожены  не немецким оружием, а руками самих французских моряков и их союзников...
        Боевые действия флота в первой мировой войне  не оправдали  надежд, возлагавшихся  на  него  французами. Все крупные морские победы выпали на долю англичан, перед ними капитулировал  немецкий  флот, и даже  на Средиземном море, где Франция претендовала на господство, перемирие  с Турцией было подписано не французским, а английским адмиралом. Вот почему сразу же после заключения Версальского мира, сведшего на нет  немецкую военно-морскую мощь, среди французских моряков начались горячие дискуссии о задачах будущего флота, его составе и типах необходимых для него кораблей.
        В предыдущем номере говорилось о том, что в предвоенные годы Франция не уделила достаточного внимания постройке легких крейсеров, и это не замедлило сказаться  в боевых действиях: отсутствие кораблей этого класса в проведении разведывательных  операций ощущалось так остро, что моряки снова и снова ставили вопрос о выдаче заказов на 5200-тонные крейсера,  вооруженные 140-мм орудиями и развивающими  ход 30 узлов.  Однако  по условиям военного времени заказы неизменно аннулировались.
        Попытка морского министра Жоржа Лейга  возобновить  их  постройку  в 1918-1919 годах не  увенчалась успехом. Но тогда же Франция  получила трофейные немецкие крейсера, результаты испытаний которых должны были помочь конструкторам  создать более совершенные корабли. "Надо надеяться, - писал в ноябре 1921 года журнал  "Монитер  де  ля Флот", - что французские инженеры в своих будущих  проектах  воспользуются  этими удачными образцами..." И действительно, немецкий опыт помог французам первыми  в Европе  приступить  к постройке новых легких крейсеров: в апреле 1922 года  парламент  утвердил программу строительства новых  лидеров, эсминцев,  подводных  лодок  и трех легких крейсеров  "Дюге Трюэн" (124), "Ламотт Пике" и "Примоге".
        Веяния  времени - "численность, скорость,  неуязвимость и специализация" - сказались в конструкции кораблей. При водоизмещении 7249 т они развивали ход до 34 узлов, несли достаточно мощное вооружение (восемь 155-мм орудий) и... были практически лишены   сколько-нибудь   серьезной броневой защиты. Дальнейшее развитие этого типа легких крейсеров было нарушено тем, что Франция вместе  с Англией, США, Японией и Италией подписала Вашингтонское морское  соглашение 1922 года.
Легкий крейсер "ДЮГЕ ТРЮЭН", Франция, 1923 г.
Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов) - 7249 т. полное  9350 т., 4 гребных винта, мощность  паровых турбин 100000 л. с., скорость 33 узла.  Длина наибольшая 181.6 м, ширина 17.2. среднее углубление 5.2 м. Дальность плавания 15-ти узловым ходом 4500 миль. Бронирование: цитадель 20 мм, палуба 20 мм, башни 30 мм,  боевая рубка 30 мм. Вооружение: 8-155-мм орудий, 4-75-мм зенитки,  12  торпедных аппаратов, 2 гидросамолета.  1 катапульта.  Всего  построено 3 единицы.
        Пункты соглашения накладывали как количественные,  так  и  качественные ограничения на постройку крупных кораблей, главным образом линкоров  и авианосцев. Водоизмещение  и максимальный калибр первых не должны были превышать 35 тыс. т и 406 мм, вторых - 27 тыс. т и 203 мм. Что касается крейсеров, то пункты  Вашингтонского соглашения скорее способствовали гонке вооружений, чем препятствовали ей!
        Понимая, что Англия не согласится пустить на слом новейшие тогда крейсера типа  "Хаукинс"  (см.  "М-К"  № 5, 1980),  эксперты  приняли  в  качестве предельных  показатели именно  этих крейсеров и ограничили водоизмещение и максимальный калибр 10 тыс. т и 203 мм. Таких мощных крейсеров в то время не было ни у кого, кроме Англии. Поэтому другие страны - участницы соглашения, прежде  и не помышлявшие  о  таких  мощных  кораблях, поспешили подтянуться до "ограничения". В результате последующие годы стали периодом  интенсивного  строительства   тяжелых    "вашингтонских" крейсеров во всех странах, подписавших соглашение 1922 года.
        Первыми такими кораблями во Франции стали тяжелые крейсера "Дюкень" и "Турвиль". При стандартном водоизмещении в 10 тыс. т они несли восемь 203-мм орудий и развивали высокую, отличавшую все французские крейсера, скорость - 33-34 узла. Однако их броневая  защита  была чрезвычайно слабой - ее максимальная толщина не превышала 30 мм. Спущенные на воду в 1925  и в 1927  годах,  "Дюкень"  и "Турвиль" стали прототипом для следующей серии французских «вашингтонских» крейсеров:  "Сюффрень"  (125), "Кольбер", "Дюпле" и "Фош".
        Новые крейсера отличались от предшественников  тем, что в них высокая скорость частично приносилась в жертву броневой защите. Однако конструкторы продвигались  в этом  направлении столь нерешительно, что в деталях все эти корабли значительно  отличались друг от друга. Так, вес брони на головном   "Сюффрене"    составлял 951  т, на  "Кольбере"  и  "Фоше" - по 1374 т, а на "Дюпле" - 1553 т. Зато скорость  головного была на  узел больше, чем у всех остальных.
Тяжелый  крейсер "СЮФФРЕНЬ", Франция, 1927 г.
Водоизмещение стандартное 10000 т. полное 12780 т. 3 гребных винта, мощность паровых турбин 90 000 л. с., скорость 31 узел. Длина наибольшая 194 м, ширина 19.1, среднее углубление 6.35 м. Дальность  плавания  15-ти узловым ходом 4600 миль. Бронирование: пояс 50 мм, верхняя палуба 25 мм, главная палуба 25 мм, башни 30 мм, боевая рубка  30  мм. Вооружение: 8-203-мм орудий, 8-75-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 12 - 13,2-мм зениток, 12 торпедных аппаратов.  Всего построено 4 (слегка различающихся между собой) единицы.
        Последним,  седьмым,  французским "вашингтонским" крейсером стал "Алжир" (126), по праву считавшийся  образцовым представителем этого класса кораблей.  Низко  сидящий  гладкопалубный корпус  имел столь совершенные обводы, что при мощности, меньшей чем у "Сюффреня", он не уступал ему в скорости, а по весу брони превосходил "Дюпле": 2657 против 1553)
Тяжелый крейсер "АЛЖИР", Франция, 1932 г.
Водоизмещение стандартное  10000 т,  полное 13900 т, 4 гребных винта, мощность паровых турбин 84000 л. с., скорость хода 31 узел. Длина наибольшая 186.2  м,  ширина  20  м, среднее углубление 6.15 м. Дальность плавания 15-ти узловым  ходом 8700 миль.  Бронирование: пояс 110 мм, главная палуба 80-мм, башни 100 мм, боевая рубка 100 мм. Вооружение: 8 - 203-мм, 12 - 100-мм  зениток,  8 - 37-мм зениток, 6 торпедных аппаратов, 3 гидросамолета, 2 катапульты.
        К концу 20-х годов интерес к  "вашингтонским" крейсерам во всех странах стал ослабевать. Моряки постепенно  уяснили  себе  их  отрицательные свойства: слабое бронирование не позволяло использовать их при эскадрах, а 203-мм  артиллерия  была излишне мощной для крейсерских операций на морских  коммуникациях.  Вот почему Лондонское    морское    соглашение 1930 года, которым вводились ограничения на постройку крейсеров, эсминцев и подводных лодок, особое внимание уделило именно крейсерам. Наряду с прежними тяжелыми (типа А) соглашение вводило легкие крейсера (типа  Б); последние при  максимальном водоизмещении 10 тыс. т несли орудия калибром не более 155-мм. Во фрацузском  флоте  прототипом  для  таких крейсеров стал "Эмиль Бертен" (127).

Next page
Back